Оценка влияния факторов мотивации на производительность труда в компании

Хусаинова Диана Рифмировна – магистр Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н.Туполева. (КНИТУ-КАИ, г.Казань)

Аннотация: В связи с низкой производительностью труда в России особое внимание необходимо уделить вопросу мотивации персонала, которая будет интересна для каждого сотрудника индивидуально, а также позволит сотруднику отдела персонала выявлять мотивацию сотрудника на этапе подбора. Данный подход позволит повысить производительность труда в целом в компании. В этой статье мы рассмотрим факторы мотивации сотрудников, выявим их влияние на результаты труда сотрудников компании, а также составим рекомендации по повышению эффективности персонала на основе рассмотренных факторов мотивации сотрудников и их потребностей.

Ключевые слова: Мотиваторы, эффективность работы персонала, производительности труда.

Тема мотивации работника к эффективному труду особенно актуальна в условиях современной российской экономики. Россия более чем вдвое уступает развитым экономикам других стран по производительности труда. На микроэкономическом уровне такой разрыв в производительности труда в значительной степени обусловлен отставанием российского бизнеса в сфере управленческих технологий и, во многом, в сфере управления мотивацией трудовой деятельности. Мотивация является одним из важнейших факторов, определяющих производительность труда (именно наличие мотивационной сферы является одним из ключевых отличий человеческого ресурса от всех остальных ресурсов организации). [1,с.74]

Объектом исследования явился персонал ООО «Янтарная корона». ООО «Янтарная корона» - эксклюзивный салон янтаря и других природных камней. Компания создана в 1998 году и активно развивается в Казани уже 14 лет. На сегодняшний день салон единственный по Поволжью. Салоны такого формата есть только в Москве и Санкт-Петербурге. Компания имеет отношения более чем с 40 производителями со всего мира. Клиентская база насчитывает около 20 000 клиентов. В Казани функционируют два салона.

Салон активно участвует в крупных бизнес сообществах - является членом Торгово-Промышленной палаты, Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса, Казанского бизнес клуба. Активно работает на ювелирных выставках. Утвержден Лицензиатом Универсиады 2012. Из года в год выступает партнером на различных городских событиях, связанных с женской красотой - «Ничкэбиль», «Мисс Татарстан».

Цель исследования – Оценить влияние мотивации на результат работы сотрудников в компании.

Количество работников, охваченных исследованием-12 человек.

Этапы исследования:

1. Определение фактора мотивации каждого сотрудника, мотивирующего его на работу. (Применен метод 12 факторной модели Ш. Ричи и П. Мартина мотивирующего человека на работу).

В тесте 33 утверждения, которые необходимо закончить выбором ответа.

Пример вопроса из проведенного тестирования:

1. Я полагаю, что мог бы внести большой вклад на такой работе, где…

а) хорошая заработная плата и прочие виды вознаграждений;

б) имеется возможность установить хорошие взаимоотношения с коллегами по работе;

в) я мог бы влиять на принятие решений и демонстрировать свои достоинства как работника;

г) у меня есть возможность совершенствоваться, и расти как личность.

2. Оценка влияния факторов мотивации на результат работы сотрудников.

На основании данного тестирования выявляются несколько преобладающих факторов мотивации сотрудника. В данном тесте существуют 12 факторов мотивации:

1.Вознаграждение;

2.Условия работы;

3.Структурирование работы;

4.Социальные контакты;

5.Взаимоотношения;

6.Признание;

7.Достижения;

8.Власть и влиятельность;

9.Разнообразие;

10.Креативность;

11. Самосовершенствование;

12. Интересная работа.

По результатам тестирования стало видно, что у всех сотрудников разные преобладающие факторы мотивации. Были выявлены несколько ярко выраженных факторов: условия работы, интересная работа, взаимоотношения, самосовершенствование.

По результатам исследования данные были объединены в таблицу, отражающую общие рекомендации по подбору и расстановке персонала на основе данных тестирования и результативности сотрудников.

Из данных исследования видно, что необходимо учитывать при найме факторы мотивации кандидатов, с целью привлечения эффективного персонала, а также рассматривать мотивации работающих сотрудников, с целью создания кадрового резерва и возможности перемещения сотрудников с одного участка работы на другой участок, где сотрудник сможет показать большую производительность.

По результатам проведенного исследования были сделаны следующие рекомендации:

- Подбор персонала в зависимости от факторов кандидата, то есть учитывать рабочее место сотрудника, возможности, перспективы, условия. Например, если кандидат приходит на должность бухгалтер и его преобладающие факторы – разнообразие и креативность, то в данном случае кандидат, скорее всего нам не подойдет, так как в работе бухгалтера много рутины и монотонности.

-Уделять внимание поддержанию здоровой атмосферы в команде. Поддержка и помощь коллегам, а также вновь принятым сотрудникам. Должна присутствовать идея, что каждый работает на общее дело. Создание корпоративного духа.

-Давать возможность сотрудникам привносить новые идеи в бизнес. Создавать вместе новые акции, предложения для клиентов.

-Играть в игры с сотрудниками на получение бонуса. Например, большее число привлеченных новых клиентов за неделю, бонус – билет в театр.

-Создать возможность повышать квалификацию. Например, с помощью приглашения внешних тренеров. Для продавцов - тренеры по продажам, для бухгалтера - курсы по изменению в налоговом законодательстве, либо в трудовом законодательстве.

-Создать кадровый резерв и рассмотреть возможные перемещения для персонала, учитывая их мотивацию и рабочее место удовлетворяющее потребности сотрудника с точки зрения факторов мотивации. Например, сотрудник работает продавцом, открылась вакансия товароведа, преобладающий фактор мотивации у сотрудника - структурирование работы, при определенных личностных качеств и определенных навыков его можно рассмотреть на вакансию товароведа.

Разрабатывая программу по улучшению работы персонала, необходимо учитывать все вышеизложенное, учитывать факторы мотивации каждого сотрудника, поощрять в зависимости от имеющихся данных из тестирования, учитывать интересы каждого сотрудника. Тогда можно повысить производительность труда отдельного работника и организации в целом.

Список литературы

1. Ребров А.В. Влияние структуры мотивации на результативность труда работников различных профессий // Социологические исследования №5, 2008, с. 74. – 0.9 п.л.