Причины детских страхов и способы их коррекции в младшем школьном возрасте

Колпакова Анастасия Сергеевна – студент кафедры Социальной педагогики факультета Психологии Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. (ВлГУ, г. Владимир).

Пронина Елена Викторовна – кандидат психологических наук, доцент Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. (ВлГУ, г. Владимир).

Аннотация: В данной статье раскрывается понятие «страх» и его отличие от понятия «тревоги». Особое внимание уделяется особенностям детских страхов младшего школьного возраста и их отличию от страхов в дошкольном возрасте. Также описываются причины возникновения детских страхов, их основные виды и способы коррекции.

Ключевые слова: Страх, тревога, невротические страхи, детские страхи, коррекция.

В современном обществе на ребенка влияет множество неблагоприятных факторов, что может привести к трудностям в развитии потенциальных возможностей личности. Одним из этих неблагоприятных факторов многие ученые отмечают детские страхи, так как они ведут к повышенной возбудимости и тревожности.

Переход ребенка из детского сада в общеобразовательную школу является кризисным периодом, так как он попадает в своеобразные экстремальные условия, которые, чаще всего и приводят к детской тревоге и страхам. В данный период важно ребенку помочь разрешить и преодолеть эти трудности. Поэтому наиболее актуальной задачей для практической психологии и педагогики является поиск наиболее эффективных путей выявления и преодоления детских страхов.

Проблемой детских страхов занимались ученые: С. Холл, З. Фрейд, Г.С. Салливен, Н.Г. Вологодина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров и др.

Концепция развития страха в онтогенезе А.И. Захарова была нами взята за основу. Автор отмечает страх как специфическое средство познания окружающей действительности, которое ведет к более критичному и избирательному отношению к ней. Таким образом, страх может выполнять определенную социализирующую , а также обучающую роль в процессе формирования личности [4, с. 12].

Термин «Страх» схож по значению с термином «тревога», так как в обоих понятиях отображается восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Однако тревога заключается в отрицательном эмоциональном состоянии, возникающем в ситуации неотчетливой опасности и в ожидании плохого развития событий. Состояние тревоги отличается от страха тем, что у нее нет конкретного предмета. Страх же, предполагает существование определенного объекта, человека или события, который пугает.

Большинство детских страхов носят временный характер: обусловлены возрастными особенностями развития. При правильном осознании причин их появления, детские страхи исчезают.

Однако существуют устойчивые невротические страхи. Они служат симптомом неблагополучия ребенка: физическое, психологическое, моральное истощение; неосведомленность родителей в психологических и возрастных особенностях своего ребенка, наличие у родителей собственных страхов, конфликтное взаимоотношение в семье. Такие страхи переносятся детьми болезненно и сохраняются долгое время. А также они отрицательно влияют на развитие его мышления и эмоционально-волевой сферы. В таком случае, ребенку требуется профессиональная помощь психолога.

По мнению отечественного исследователя А. И. Захарова, основными причинами детских страхов являются внушенные страхи в виде гнева, угрозы по отношению к ребенку, постоянных запретов родителей и учителей, при этом, ребенок чувствует опасность, но не осознает ее сущность. Источником внушенных страхов являются взрослые и окружающие ребенка (родители, бабушки, воспитатели, педагоги и др.).

Также часто причинами страхов могут быть и сами дети. Бывает, они фантазируют себе чудовищ и монстров, например, в темном помещении или когда остаются одни. Либо рассказывают страшные истории своим друзьям и одноклассникам, таким образом, происходит передача своих страхов другим.

В дошкольном возрасте преобладают природные страхи, основанные на инстинкте самосохранения (например: страх своей смерти). Однако в младшем школьном возрасте происходит переход к социальным страхам:

- Страх «быть не тем». Это страх несоответствия социальным требованиям ближайшего окружения (школа, сверстники, семья). При этом, учителя и родители должны постоянно оказывать ребенку знаки поддержки и одобрения. Похвала и поощрения должны быть сдержанными, и только за дело.

- Страх разлуки или страх одиночества. Состояние страха, которое возникает при реальной или воображаемой угрозе расставания ребенка со значимыми для него лицами. Этот страх считается невротическим, если он чрезмерно интенсивен и длителен, когда он наносит ущерб нормальному развитию личности ребенка или возникает в том возрасте, когда обычно уже должен быть преодолен.

- Страх смерти родителей.

- Страх принятия решений или страх ответственности. Страх проявляется в том, что ребенка ставит в замешательство даже простейшая ситуация выбора, так как все за него решают другие люди.

На базе МБОУ СОШ № 48 г. Владимира нами было проведено исследование 1 «А» класса. В нем участвовало 26 человек. Цель данного исследования - выявление основных причин детских страхов младшего школьного возраста. Использовалась методика М.А. Панфиловой «Страхи в домиках» Она наиболее эффективно позволяет выявить количество страхов у ребенка и их характер.

Результаты показали, что большинство учеников (73%) боятся одиночества.

Преодоление детских страхов требует комплексного подхода в коррекционной работе.

Психологическая коррекция - форма психолого-педагогической деятельности, направленная на исправление особенностей психического развития, не соответствующих норме с учетом принятых в возрастной психологии системе критериев.

Для более эффективного коррекционного воздействия необходимо знать:

- что такое страх;

- какую функцию он выполняет;

- как возникает и развивается;

- чего больше всего боятся дети и почему;

- как предупредить страхи у детей и что предпринять, если они уже есть.

Также необходимо знать и уметь использовать различные направления психокоррекции:

Арт-терапия - метод психотерапии, в котором используются творчество и художественные приемы (игра, рисование, музыка, фотография, лепка и др.).

Виды арт-терапии: рисование, библиотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, драматерапия, песочная терапия и др.

В коррекционной работе успешно применяется совокупность различных методик. Этот комплексный подход называется арт-синтезтерапии. Он объединяет разнообразные методики в единое целое (например, игротерапия и оригами, театр и драматургия, риторика и стихосложение). В наше время количество видов терапий и методик постоянно увеличивается.

Таким образом, страх играет важную роль в жизни ребенка. С одной стороны, он может уберечь от опасных и необдуманных поступков. Но, с другой стороны - страхи препятствуют развитию личности ребенка, тормозят творческую деятельность, способствуют формированию низкой самооценки и повышенной тревожности.

Чтобы этого не произошло, психолог и социальный педагог должны развивать у ребенка уверенность в себе, его эмоциональное устойчивость, коммуникативные навыки, а также стимулировать его к творческой деятельности.

Список литературы

1. Голутвина В. В. Как победить детские страхи: простые методики, которые помогут вашему ребенку ничего не бояться. М.: Гелеос, 2008. – 256 с.

2. Захаров А. И. Как преодолеть страх у детей. М.: 1986. 112с.

3. Карпенко Л. А. Краткий психологический словарь. М.: 1985. 431с.

4. Кочетова Ю.А. Психологическая коррекция детских страхов [электронный ресурс] /Ю.А. Кочетова. - электронный журнал «Психологическая наука и образование», 2012, №1. – режим доступа: http://www.psyedu.ru/journal/2012/1/2789.phtml

5. Левин К. Динамическая психология. Избранные труды. М.: 2001.

Интересная статья? Поделись ей с другими: