УДК349.2

Нормативное регулирование правового положения преподавателей высших учебных заведений

Липунова Лариса Викторовна – кандидат исторических наук, доцент Новокузнецкого филиала-института Кемеровского государственного университета. (НФИ КемГУ, г.Новокузнецк, Кемеровская обл.)

Аннотация: В работе проведен комплексный правовой анализ проблем правового регулирования труда профессорско-преподавательского состава, выработаны обоснованные практические рекомендации и предложения.

Ключевые слова: Профессорско-преподавательский состав, академические права, трудовые права, педагогическая деятельность.

Правовое положение профессорско-преподавательского состава включает в себя совокупность прав и обязанностей, предусмотренных нормативными актами. Термин профессорско-преподавательский состав объединяет в себе перечень должностей (за исключением руководящих), которые замещают преподаватели в высшем учебном заведении. Преподаватели высших учебных заведений, как и все граждане Российской Федерации, пользуются правами, закрепленными в Трудовом кодексе РФ, Законах «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), Положении о порядке замещения должностей научно-педагогических работников и в ряде других подзаконных актах.

Для преподавателя, являющегося главной фигурой в образовательном процессе, закон «Об образовании» устанавливает конкретный перечень прав и обязанностей, которыми наделяются педагогические работники. Так к академическим правам согласно п.3 ст. 47 закона «Об образовании» относятся: свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свободу от вмешательства в профессиональную деятельность; свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; право на творческую инициативу; право на выбор учебников; право на участие в разработке образовательных программ; право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций и т.д.

Следующую группу прав преподавательского состава составляют трудовые права, представленные в п.5. ст.47. В соответствии с этим пунктом преподаватель имеет конкретный перечень прав: право на сокращенную продолжительность рабочего времени; право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года; право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск; право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы и иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Эффективность труда преподавателя является одним из ключевых критериев оценки педагогической деятельности, поэтому закон «Об образовании» вводит круг обязанностей, предъявляемых к личности преподавателя. Согласно п.1. ст. 48 педагогические работники обязаны: осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой; соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений; развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни; проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности; соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

Особые условия труда, специфика трудовой деятельности преподавателей высших учебных заведений обусловили необходимость законодательного определения и закрепления особых требований к профессиональным качествам и квалификации преподавателей вуза, а также дополнительных гарантий осуществления преподавательской деятельности. Преподаватели высших учебных заведений, помимо общих прав, которые закреплены в Трудовом кодексе, обладают специфическими правами и обя-занностями.

Согласно ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления.

Продолжительность рабочего времени педагогических работников регулируется ст. 333 ТК РФ и устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Право на отпуск педагогическим работникам фиксируют статьи 334 и 335 ТК РФ. Так, помимо ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.

Проверка исполнения профессорско-преподавательским составом возложенных на них обязанностей проводится посредством периодических отчетов преподавателей в связи с переизбранием на должность профессорско-преподавательского состава на новый срок, а также путем анализа количества опубликованных ими научных и методических работ.

Итак, круг правовых норм, содержащихся в рассмотренных источниках, свидетельствует о том, что для регулирования труда профессорско-преподавательского состава сформирована надежная правовая база. Это дает основание полагать, что для обеспечения гарантий трудовых прав преподавателей вузов созданы все необходимые условия. Однако на практике законодательство, регулирующее труд преподавателей вузов, не всегда соблюдается. Причины тому различные - от несовершенства или неверного толкования отдельных норм законодательства до прямого его нарушения.

Список литературы

1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.2012 г. № 237, (в ред. от 25.11.2013 г.) // КонсультантПлюс, 1992-2014. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148547/ (дата обращения 08.02.2014)

2. Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 30.12.2001 г. № 197 (в ред. от 23.04.2012 г.) // КонсультантПлюс, 1992-2014. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/tkrf/ (дата обращения 08.02.2014).

Интересная статья? Поделись ей с другими: