Формирование рекомендаций по работе с дебиторской задолженностью ОАО «ОГК-3»
Разумнова Галина Викторовна - магистр факультета Производственного менеджмента Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. (г.Москва)
Аннотация: Автор статьи утверждает, что одним из основных направлений финансового оздоровления ОАО «ОГК-3» является работа с дебиторской задолженностью. В связи с этим автор предлагает рекомендации по работе с дебиторской задолженностью ОАО «ОГК-3», ключевым звеном которых являются организационные мероприятия по работе с потребителями.
Ключевые слова: Дебиторская задолженность, анализ дебиторской задолженности, работа с дебиторской задолженностью, финансовая устойчивость организации.
Одним из направлений совершенствования анализа хозяйственной деятельности для всех видов предприятий является внедрение экономико-математических методов. Их применение повышает эффективность экономического анализа за счет расширения факторов, обоснования принимаемых управленческих решений, выбора оптимального варианта использования хозяйственных ресурсов, выявления и мобилизации резервов повышения эффективности производства.
Исследуя организацию ОАО «ОГК-3» с применением экономико-математических методов, мы провели анализ дебиторской задолженности ОАО «ОГК-3».
Дебиторская задолженность - это сумма долгов, причитающихся предприятию от физических или юридических лиц
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности выявляет соотношение её суммы к однодневной сумме реализации (продаж) и выражается в днях. При этом используется среднее значение дебиторской задолженности за расчётный период.
где: ДЗпп – дебиторская задолженность в предыдущем периоде;
ДЗрп – дебиторская задолженность в расчётном периоде;
В – выручка от продаж (за год).
Также для анализа дебиторской задолженности рассчитывается её отношение к выручке от реализации товара: К1 = ДЗ / В [1].
Данные по дебиторской задолженности ОАО «ОГК-3» за 2010, 2011, 2012 гг. представлены в таблице 1.
Таблица 1. Группировка активов и пассивов баланса по степени ликвидности.
Статья баланса |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
АКТИВЫ |
|||
Краткосрочные финансовые вложения |
4 985 745 |
5 180 567 |
5 897 543 |
Денежные средства |
12 032 875 |
27 890 568 |
25 689 754 |
Итого по группе А1 |
17 018 620 |
33 071 135 |
31 587 297 |
Дебиторская задолженность (менее 12 месяцев) |
23 059 931 |
45 568 458 |
80 784 389 |
Прочие оборотные активы |
- |
- |
- |
Итого по группе А2 |
23 059 931 |
45 568 458 |
80 784 389 |
Запасы (за минусом расходов будущих периодов) |
8 284 539 |
11 356 382 |
16 935 226 |
НДС по приобретенным ценностям |
1 762 662 |
2 784 789 |
3 578 432 |
Долгосрочные финансовые вложения |
4 589 260 |
5 890 456 |
6 543 567 |
Итого по группе А3 |
14 636 461 |
20 031 627 |
27 057 225 |
Нематериальные активы |
2 056 890 |
2 356 680 |
2 490 785 |
Основные средства |
343 022 764 |
414 497 687 |
461 633 900 |
Незавершенное строительство |
5 128 569 |
6 588 484 |
7 190 968 |
Расходы будущих периодов |
238 505 |
380 675 |
485 896 |
Дебиторская задолженность (более 12 месяцев) |
- |
- |
- |
Итого по группе А4 |
350 446 728 |
423 823 526 |
471 801 549 |
ПАССИВЫ |
|
|
|
Кредиторская задолженность |
16 519 025 |
48 820 035 |
88 034 751 |
Прочие краткосрочные обязательства |
- |
- |
- |
Итого по группе П1 |
16 519 025 |
48 820 035 |
88 034 751 |
Краткосрочные займы и кредиты |
1 929 147 |
2 780 456 |
3 876 560 |
Итого по группе П2 |
1 929 147 |
2 780 456 |
3 876 560 |
Долгосрочные займы и кредиты |
12 259 759 |
15 359 450 |
20 678 563 |
Прочие долгосрочные обязательства |
- |
- |
- |
Итого по группе П3 |
12 259 759 |
15 359 450 |
20 678 563 |
Капитал и резервы |
374 658 911 |
454 171 901 |
499 638 854 |
Доходы будущих периодов |
1 811 350 |
3 622 962 |
1 483 193 |
Итого по группе П4 |
376 470 261 |
457 794 863 |
501 122 047 |
Одним из основных направлений финансового оздоровления ОАО «ОГК-3» является работа с дебиторской задолженностью.
Первостепенная цель выставления счетов абонентам и сбор оплаты по ним – это обеспечение финансовой устойчивости организации. Достижение этой цели подразумевает решение следующих задач:
1. Создание информационной базы для выставления счетов, которая содержит достоверную базу данных о проживающем населении и отражает фактическое потребление каждого абонента.
2. Обеспечение своевременного правильного выставления счетов по всем объектам.
3. Максимальный сбор оплаты за услуги, аккумуляция доходов.
4. Сведение к минимуму безнадежных долгов.
Для получения максимального дохода по выставленным счетам необходимо, чтобы база данных организации была предельно точной. Поэтому ОАО «ОГК-3» должно проводить регулярную организованную инвентаризацию объектов для уточнения своей базы данных.
Кроме дополнительных технических возможностей, вероятно, ОАО «ОГК-3» потребуется дополнительные административные полномочия для того, чтобы получить исчерпывающие сведения о количестве проживающего населения.
Порядок выставления платежных документов, учета потребления услуг, права, обязанности и ответственность ОАО «ОГК-3» и потребителей должны регламентироваться нормативным актом.
Уровень сбора оплаты в ОАО «ОГК-3» характеризуется следующими тенденциями:
- сбор оплаты от населения варьирует в диапазоне 60-90%;
- сбор оплаты от промышленных и иных коммерческих абонентов достигает 80-90%;
- сбор оплаты от бюджетных организаций находится на уровне 60-80%.
Имеются четыре основные группы потребителей: частные предприятия, государственные предприятия, бюджетные организации, бытовые потребители.
В целях улучшения сбора оплаты ОАО «ОГК-3» целесообразно применяют различные меры:
- своевременное выставление счетов;
- система предварительного уведомления об имеющейся задолженности;
- обращение в суд о взыскании просроченной;
- опись имущества должников с судебными приставами;
- сотрудничество с другими коммунальными организациями;
- составление программ поэтапной оплаты задолженности;
- отключения предприятий-должников.
Для реализации данных мероприятий ОАО «ОГК-3» необходима полная поддержка местных органов власти при проведении мероприятий по решению проблем неуплаты за услуги, даже если некоторые из них будут непопулярными и жесткими.
В настоящее время ОАО «ОГК-3» придерживается традиционного подхода к оказанию коммунальных услуг, согласно которому организация сосредоточена на решении технических, инженерных и финансовых задач, а внешней среде – потребителю – уделено недостаточно внимания.
Между тем, ОАО «ОГК-3» следует сделать потребителя своим ключевым звеном, так как именно он финансирует все аспекты их деятельности.
С этой целью ОАО «ОГК-3» должно разработать организационные мероприятия (стратегию) работы с потребителями. Внедрение политики, где потребителю отводится важное место, позволит ОАО «ОГК-3», в первую очередь, прогнозировать перспективные запросы потребителей и оказывать влияние на них, а также улучшить общественное мнение о предприятии и, как следствие, усилить готовность потребителей оплачивать счета.
По состоянию на 31 декабря 2012 года задолженность физических лиц по оплате услуг ОАО «ОГК-3» составила 10 278,77 тыс. руб., а юридических лиц – 70 505,62 тыс. руб.
Согласно опыту энергетических предприятий в других городах России, внедрение в практику указанных выше мер по работе с дебиторской задолженностью обеспечивает снижение задолженности по физическим лицам на 25%, а по юридическим – на 20%.
Список литературы
1. Илларионов А. В. Разработка математических моделей и алгоритмов принятия решения по кредитованию предприятий малого (среднего) бизнеса на основе аппарата теории нечётких множеств: дис. канд. экон. наук / А. В. Илларионов. Владимир, 2006. – 231 с.