Формирование рекомендаций по работе с дебиторской задолженностью ОАО «ОГК-3»

Разумнова Галина Викторовна - магистр факультета Производственного менеджмента Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. (г.Москва)

Аннотация: Автор статьи утверждает, что одним из основных направлений финансового оздоровления ОАО «ОГК-3» является работа с дебиторской задолженностью. В связи с этим автор предлагает рекомендации по работе с дебиторской задолженностью ОАО «ОГК-3», ключевым звеном которых являются организационные мероприятия по работе с потребителями.

Ключевые слова: Дебиторская задолженность, анализ дебиторской задолженности, работа с дебиторской задолженностью, финансовая устойчивость организации.

Одним из направлений совершенствования анализа хозяйственной деятельности для всех видов предприятий является внедрение экономико-математических методов. Их применение повышает эффективность экономического анализа за счет расширения факторов, обоснования принимаемых управленческих решений, выбора оптимального варианта использования хозяйственных ресурсов, выявления и мобилизации резервов повышения эффективности производства.

Исследуя организацию ОАО «ОГК-3» с применением экономико-математических методов, мы провели анализ дебиторской задолженности ОАО «ОГК-3».

Дебиторская задолженность - это сумма долгов, причитающихся предприятию от физических или юридических лиц

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности выявляет соотношение её суммы к однодневной сумме реализации (продаж) и выражается в днях. При этом используется среднее значение дебиторской задолженности за расчётный период.

где: ДЗпп – дебиторская задолженность в предыдущем периоде;

ДЗрп – дебиторская задолженность в расчётном периоде;

В – выручка от продаж (за год).

Также для анализа дебиторской задолженности рассчитывается её отношение к выручке от реализации товара: К1 = ДЗ / В [1].

Данные по дебиторской задолженности ОАО «ОГК-3» за 2010, 2011, 2012 гг. представлены в таблице 1.

Таблица 1. Группировка активов и пассивов баланса по степени ликвидности.

Статья баланса

2010 год

2011 год

2012 год

АКТИВЫ

Краткосрочные финансовые вложения

4 985 745

5 180 567

5 897 543

Денежные средства

12 032 875

27 890 568

25 689 754

Итого по группе А1

17 018 620

33 071 135

31 587 297

Дебиторская задолженность (менее 12 месяцев)

23 059 931

45 568 458

80 784 389

Прочие оборотные активы

-

-

-

Итого по группе А2

23 059 931

45 568 458

80 784 389

Запасы (за минусом расходов будущих периодов)

8 284 539

11 356 382

16 935 226

НДС по приобретенным ценностям

1 762 662

2 784 789

3 578 432

Долгосрочные финансовые вложения

4 589 260

5 890 456

6 543 567

Итого по группе А3

14 636 461

20 031 627

27 057 225

Нематериальные активы

2 056 890

2 356 680

2 490 785

Основные средства

343 022 764

414 497 687

461 633 900

Незавершенное строительство

5 128 569

6 588 484

7 190 968

Расходы будущих периодов

238 505

380 675

485 896

Дебиторская задолженность (более 12 месяцев)

-

-

-

Итого по группе А4

350 446 728

423 823 526

471 801 549

ПАССИВЫ

 

 

 

Кредиторская задолженность

16 519 025

48 820 035

88 034 751

Прочие краткосрочные обязательства

-

-

-

Итого по группе П1

16 519 025

48 820 035

88 034 751

Краткосрочные займы и кредиты

1 929 147

2 780 456

3 876 560

Итого по группе П2

1 929 147

2 780 456

3 876 560

Долгосрочные займы и кредиты

12 259 759

15 359 450

20 678 563

Прочие долгосрочные обязательства

-

-

-

Итого по группе П3

12 259 759

15 359 450

20 678 563

Капитал и резервы

374 658 911

454 171 901

499 638 854

Доходы будущих периодов

1 811 350

3 622 962

1 483 193

Итого по группе П4

376 470 261

457 794 863

501 122 047

 

Одним из основных направлений финансового оздоровления ОАО «ОГК-3» является работа с дебиторской задолженностью.

Первостепенная цель выставления счетов абонентам и сбор оплаты по ним – это обеспечение финансовой устойчивости организации. Достижение этой цели подразумевает решение следующих задач:

1. Создание информационной базы для выставления счетов, которая содержит достоверную базу данных о проживающем населении и отражает фактическое потребление каждого абонента.

2. Обеспечение своевременного правильного выставления счетов по всем объектам.

3. Максимальный сбор оплаты за услуги, аккумуляция доходов.

4. Сведение к минимуму безнадежных долгов.

Для получения максимального дохода по выставленным счетам необходимо, чтобы база данных организации была предельно точной. Поэтому ОАО «ОГК-3» должно проводить регулярную организованную инвентаризацию объектов для уточнения своей базы данных.

Кроме дополнительных технических возможностей, вероятно, ОАО «ОГК-3» потребуется дополнительные административные полномочия для того, чтобы получить исчерпывающие сведения о количестве проживающего населения.

Порядок выставления платежных документов, учета потребления услуг, права, обязанности и ответственность ОАО «ОГК-3» и потребителей должны регламентироваться нормативным актом.

Уровень сбора оплаты в ОАО «ОГК-3» характеризуется следующими тенденциями:

- сбор оплаты от населения варьирует в диапазоне 60-90%;

- сбор оплаты от промышленных и иных коммерческих абонентов достигает 80-90%;

- сбор оплаты от бюджетных организаций находится на уровне 60-80%.

Имеются четыре основные группы потребителей: частные предприятия, государственные предприятия, бюджетные организации, бытовые потребители.

В целях улучшения сбора оплаты ОАО «ОГК-3» целесообразно применяют различные меры:

- своевременное выставление счетов;

- система предварительного уведомления об имеющейся задолженности;

- обращение в суд о взыскании просроченной;

- опись имущества должников с судебными приставами;

- сотрудничество с другими коммунальными организациями;

- составление программ поэтапной оплаты задолженности;

- отключения предприятий-должников.

Для реализации данных мероприятий ОАО «ОГК-3» необходима полная поддержка местных органов власти при проведении мероприятий по решению проблем неуплаты за услуги, даже если некоторые из них будут непопулярными и жесткими.

В настоящее время ОАО «ОГК-3» придерживается традиционного подхода к оказанию коммунальных услуг, согласно которому организация сосредоточена на решении технических, инженерных и финансовых задач, а внешней среде – потребителю – уделено недостаточно внимания.

Между тем, ОАО «ОГК-3» следует сделать потребителя своим ключевым звеном, так как именно он финансирует все аспекты их деятельности.

С этой целью ОАО «ОГК-3» должно разработать организационные мероприятия (стратегию) работы с потребителями. Внедрение политики, где потребителю отводится важное место, позволит ОАО «ОГК-3», в первую очередь, прогнозировать перспективные запросы потребителей и оказывать влияние на них, а также улучшить общественное мнение о предприятии и, как следствие, усилить готовность потребителей оплачивать счета.

По состоянию на 31 декабря 2012 года задолженность физических лиц по оплате услуг ОАО «ОГК-3» составила 10 278,77 тыс. руб., а юридических лиц – 70 505,62 тыс. руб.

Согласно опыту энергетических предприятий в других городах России, внедрение в практику указанных выше мер по работе с дебиторской задолженностью обеспечивает снижение задолженности по физическим лицам на 25%, а по юридическим – на 20%.

Список литературы

1. Илларионов А. В. Разработка математических моделей и алгоритмов принятия решения по кредитованию предприятий малого (среднего) бизнеса на основе аппарата теории нечётких множеств: дис. канд. экон. наук / А. В. Илларионов. Владимир, 2006. – 231 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: