Телесная осознанность в структуре самосознания личности

Фадеева Ксения-Маргарита Олеговна - аспирант факультета Психологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. (КНУ, г.Киев, Украина)

Аннотация: Статья посвящена феномену телесной осознанности и его значению в структуре самосознания личности. Также рассматриваются становление самосознания личности на примере осознания своего тела и компоненты телесной осознанности. В статье аскрывается взаимосвязь телесной осознанности с такими понятиями как образ тела, телесное Я, и схема тела.

Ключевые слова: Телесность, образ тела, телесная осознанность, самосознание, схема тела.

Обратимся для начала к самому понятию самосознания и его значении в развитии личности. В самосознание входят все представления личности о себе(их можно назвать Я-концепцией) и оценка этих представлений. Как и любой психический процесс, самосознание имеет свои механизмы и этапы развития. Главным условием самосознания является способность к осознанию психических явлений как таковая. И, имея дело с психически здоровым человеком, не находящимся в состоянии аффекта, мы практически всегда вправе на нее рассчитывать. Любопытно, однако, что феномен самосознания не только по отношению к телесным ощущениям, но и по отношению к эмоциональным состояниям и процессу мышления, занимает весьма скромное место в теоретических научных разработках. Возможно, это до некоторой степени объяснимо фразой Рубинштейна о том, что изучение личности «завершается раскрытием самосознания личности».

С точки зрения В. Столина, способность осознавать появляется у человека вследствие способности разделять: себя-наблюдателя от себя-наблюдаемого, себя-отдельного от окружающей среды, наблюдаемой фигуры от общего фона. И свое развитие эта способность получает в тот момент, когда младенец начинает осознавать отдельность своего Я от окружающего мира с помощью ощущения своих телесных границ. Здесь можно упомянуть А. Шмаряна, который писал, что сознание собственного тела является синтезом самовосприятий и служит в качестве механизма отделения «Я» от внешнего мира.

Вначале ребенок не чувствует границ своего тела, и естественно воспринимает окружающее пространство как продолжение себя. Можно сказать, что младенец скорее являются одним целым с окружающим миром, а не находится в нем. Ребенок еще не дифференцирует чувства удовольствия и боли. В этот период дискомфорт от тугих пеленок и дискомфорт от колик не различается, как имеющие внешнее или внутреннее происхождение чувства. Но постепенно у младенца появляется схема тела, субъективный образ взаимного расположения частей тела в пространстве, и она становится первым компонентом в структуре самосознания [10].

В. Жмуров указывает на то, что включение различных частей тела в структуру «Я», который завершается в детстве, идет постепенно и процесс этот движется от центра к периферии. Одни из первых движений, начинает делать младенец - это медленные махи руками и ногами, в положении лежа на спине. Таким образом ребенок становится способен осознать конечность своего тела и свое положение в пространстве. Дифференциация собственного тела от окружающего мира связана с развитием границ и чувство телесного пространства. С началом этого процесса ребенок начинает отделять себя и от других людей.

Следующим этапом самосознания, о котором говорит В. Столин, является начало ходьбы. В процессе овладения своим телом ебенок осознает, что разные части тела работают вместе и действуют определенным образом. Появляется понимание взаимодействия между различными частями тела, возможности контроля своих движений и границ тела. Когда ребенок учится ходить, то получает кардинально новый опыт вертикального положения и необходимости удерживать равновесие.

Третий ключевой этам самосознания — формирование полоролевой идентичности, которое соотносится с фаллической стадией развития по З. Фрейду.

Итак, мы видим, как каждое новое содержание самосознания неизменно сопровождается определенным телесным опытом — ощущением границ, удерживанием равновесия в вертикальном положении или идентификации с другими людьми по внешнему виду [3].

Ф. Дольто рассматривает образ тела не как анатомическую данность, а как постоянно развивающийся конструкт в процессе истории и взаимоотношений человека. Ей принадлежит высказывание о том, что «тело личности при любой межчеловеческой коммуникации постоянно присутствует в воображении” и результатом ее работы становится теория бессознательного образа тела. В понимании Ф. Дольто бессознательный образ тела является синтезом всех эмоциональных и физических переживаний ребенка. И, поскольку особое внимание она уделяет доречевому периоду, когда все богатство жизни еще не находит себе выражения в словах, образ тела также оказывается бессознательным, довербальным. Двигаясь по фрейдовским стадиям развития, Ф. Дольто выделяет, таким образом, оральный образ тела, анальный образ тела, образ тела стадии Эдипа и даже образ тела зародыша [5]. Фактически, она мало занимается вопросами образа тела взрослого человека, что естественно, так как с психоаналитической точки зрения все основные вехи формирования образа тела для него уже пройдены.

Однако по мнению многочисленных исследователей телесности, как в философском, так и в психологическом дискурсе, именно во взрослом возрасте мы получаем возможность сознательной регуляции нашего восприятия тела, что, в свою очередь, оказывает влияние на всю личность.

Безусловно, в дальнейшем отношение к частям и индивидуальным особенностям своего тела является существенным компонентом сложной структуры самосознания и имеет огромное влияние на самоуважение и самореализацию личности во всех сферах жизни [12].

Для того, чтобы получить более полное понимание вопросов, связанных с восприятием тела, необходим понятийный аппарат, который бы позволил развести огромное количество смыслов в соответствующие ниши.

На сегодняшний день в исследованиях разнообразных телесных конструктов широко используются термины «тело», «телесность», «образ тела», «схема тела», «телесное» или «физическое» Я, реже встречаются «телесный потенциал» или «телесная осознанность». Все эти понятия так или иначе имеют дело с самосознанием тела, однако зачастую описывают его с разных сторон.

Фундаментальным различием для дальнейшего обсуждения будет разделение понятий тела и телесности.

Д. Трунов указывает на то, что, в то время как тело служит для обозначения реального физического объекта, телесность — это опыт осознания своего тела, «феноменальный опыт телесного самобытия». Репрезентация тела в сознании может не совпадать с реальным, объективным телом: например, не включать в себя реально существующие части организма или переживать расширение границ тела по сравнению с объективными.

Философское осмысление телесности в настоящее время все больше склоняется к тому, чтобы рассматривать ее не как объект, не как сумму органов, а как особый тип целостности человека, имеющий собственную бытийственность и пространственные измерения [13]. Переживание себя в теле может быть описано как постоянно существующий, но не всегда осознаваемый горизонт человеческого опыта.

М. Бахтин пишет о внешнем и внутреннем теле, где «внутреннее тело – мое тело как момент моего самосознания – представляет собой совокупность внутренних органических ощущений, потребностей и желаний, объединенных вокруг внутреннего мира».

Д. Трунов, продолжая мысль М. Бахтина, связывает внешнее тело с образом тела(чтобы составить образ своего тела, человеку необходимо посмотреть на себя как бы со стороны, глазами другого), а внутреннее тело — с чувством тела или осознанием тела [11]. Остается спорным вопрос, можем ли мы рассматривать образ тела и телесную осознанность как противоположности, или же осознание тела может быть одним из компонентов образа тела. Другими словами, может ли внутреннее тело пересекаться с внешним или быть частью его.

Образом тела традиционно считается внутреннее ментальное представление о собственном теле. Однако очевидно, что это представление формируется в том числе и на базе сенсорных ощущений интроцепции, экстероцепции и проприоцепции, хотя и не ограничивается ими.

А. Рождественский использует термин «телесный потенциал», обозначающий латентную возможность реализации телесности, и «рефлексия телесного потенциала»(как процесс осознания личностью собственного телесного опыта). Телесность здесь понимается как качественная определенность физического бытия личности.

А. Налчаджян приравнивает образ тела к телесному Я, делая его таким образом элементом Я-концепции наряду с возможным Я, идеальным Я, реальным Я и так далее, согласно Я-концепции Ф. Розенберга [8]. Сходным образом и Ш. Самуэль относит образ тела к одному из четырех измерений Я-концепции, где другими являются Я социальное, Я когнитивное и самооценка. Не задаваясь сейчас целью оценить внутреннюю логику и проработанность этих концептов, отметим, что образ тела нередко удостаивается особого места в структуре личности: можно говорить о телесном Я, однако мы, как правило, не употребляем таких выражений как «эмоциональное Я» или «воспринимающее Я».

С другой стороны, Д. Леонтьев рассматривает физическое(телесное) Я в более широком контексте: и как переживание, воплощение себя в теле, и как образ тела, и как сознание здоровья или болезни [6].

Е. Соколова пишет о двух компонентах в самосонании физического Я — когнитивном и эмоциональном. Когнитивный компонент вмещает в себя описание внешности, эмоциональный — ее оценку. Полностью соглашаясь со значимостью упомянутых компонентов в восприятии тела, хотелось бы дополнить эту структуру компонентом телесной осознанности, непосредственным переживанием тела или «реальностью, данной в ощущениях».

Клиницист Л. Моузли, ссылаясь на исследования телесной осознанности В. Мелинга и С. Прайса, рассматривает телесную осознанность как поле, пересекающееся одновременно и с образом тела, и со схемой тела, возникающей за счет интероцепции и проприоцепции [2].

Процессы получения и переработки нервной системой сигналов о состоянии внутренних органов, положении тела и т.д. происходят без участия сознания. Но некоторая часть этой информации может быть легко осознана одной только фокусировкой внимания на физических ощущениях, и именно эту часть информации Л. Моузли включает в понятие телесной осознанности (body awareness)

Напомним, что интероцепция, экстероцепция и проприоцепция являются основными механизмами формирования у человека схемы тела как внутренней модели организации тела, куда входят представления о границах, протяженности в пространстве и т.д. Важнейшее отличие схемы тела от образа тела заключается в том, что первая является неосознанным представлением, а второй — осознаваемым конструктом. Телесная осознанность подпитывается от той же информации, что и схема тела, но, в свою очередь, позволяет образу тела обогатиться за счет феноменологичного переживания себя изнутри.

Интересные результаты показали исследования телесной осознанности в контексте перспектив психологической адаптации соматических больных. Выяснилось, что практика осознавания сенсорных ощущений может быть как адаптивной, так и дезадаптивной в зависимости от того, каким образом происходит это осознавание. Фокус на размышление и «застревание» в ощущениях(особенно когда дело касается болезненных симптомов) снижает адаптивность, а мысленное фиксирование ощущений здесь-и-сейчас, с мгновенным переходом к новым орщущениям, когда они возникают — напротив, повышает ее.

Существенным для изучения вопросом является то, является ли телесная осознанность целостным неделимым конструктом, или, как и образ тела, состоит из ряда компонентов. В результате исследований в этой области Мелинга, Прайса и других, авторы выделяют четыре взаимосвязанных измерения телесной осознанности:
- воспринимаемые телесные ощущения;
- качество внимания;
- направленность телесной осознанности;
- осознанность интеграции тела-сознания [1].

Каждое из этих измерений, в свою очередь, состоит из под-конструктов, которые мы рассмотрим ниже.

Воспринимаемые телесные ощущения — это способность регистрировать изменения в телесных процессах, идентифицировать внутренние ощущения, такие, как натяжение мышц, усталость, тепло, боль, а также замечать тонкие телесные сигналы, показывающие различные функциональные состояния организма и эмоциональные состояния.

На уровне субъективного переживания это отражается в таких выражениях, как «Я осознаю напряжение в мышцах»(отмечание дискомфортного опыта), «Я ощущаю, как мои стопы теплеют в то время, как я расслабляюсь»(приятные ощущения), «Я замечаю, что мое тело ощущает себя по-другому»(нейтральные или противоречивые ощущения).

Это измерение относится к первичному сенсорному аспекту осознанности, когда ощущения возникают без участия сознания и часто сопровождаются эмоциональной окраской.

К качеству внимания относятся три под-образования: интенсивность внимания во время регистрации ощущений как активный ответ на восприятие ощущений(включая и чрезмерное внимание, когда человек не в состоянии дистанцироваться от собственных ощущений); эффективность управления вниманием как способность смещать фокус внимания на различные части тела, ощущения и импульсы; характер уделяемого внимания(в виде размышлений, анализа и суждений, или же безоценочного осознания ощущений текущего момента). Данное измерение отражает процессуальный компонент телесной осознанности, активное внимание, которое модифицирует или фильтрует получаемые от тела сигналы. Эффективность управления вниманием можно рассматривать как постоянную черту, однако при определенной тренировке человек может научиться контролировать интенсивность и качество собственного внимания.

Направленность телесной осознанности отсылает нас к двум способам относиться к телесным сигналам: воспринимать их как заслуживающие доверия и помогающие, либо беспокоящие и опасные. Тот или иной способ отношения к ощущениям может быть устойчивой характеристикой личности, однако поддается терапевтическому влиянию.

Осознанность интеграции тела-сознания может переживаться в качестве субъективной очевидности двумя путями. Во-первых, это осознанность эмоционального плана: наблюдение связи между эмоциями и сопровождающими их телесными ощущениями. Во-вторых — общее чувство «воплощенности себя», взаимосвязанности ментальных, эмоциональных и физических процессов, которые переживаются как «я чувствую себя в своем теле, как дома».

Первая ступень на пути узнавания себя и формирования самооценки — восприятие собственного тела и отношение к нему.

Распространена точка зрения, где тело описывается как «вместилище» Я, и потому, чтобы добраться до личности, необходимо начинать с более проявленных, воплощенных аспектов. Безусловно, это справедливо для ситуации, к примеру, развития самосознания подростка: оценка собственной внешности часто обуславливает все последующее мнение о личности [4]. Однако роль телесности не исчерпывается базовой биологической функцией, создающей фундамент для более сложных внутренних конструктов. А. Рождесственский и Г. Ложкин говорят о телесности как единице самосознания и реализации личностью собственных возможностей. В своей работе они выделают три типа осознания тела(или саморефлексии телесного потенциала): витальный, конформный и личностный [7]. В витальном типе тело осознается главным образом как биологический фактор; конформный или просоциальный тип означает восприятие тела как инструмента, который должен соответствовать социальным критериям; для личностного типа тело воспринимается неотъемлемой частью целостного «Я»(чего нет у предыдущих двух типов).

В. Розин отмечает, что начало двадцать первого века уже ознаменовано, с одной стороны, бурным развитием телесных практик и интереса к ним(в пример он приводит множество феноменов, от бодибилдинга до смены пола), с другой стороны, активным переосмыслением и созданием концепций тела и телесности [9]. Даже учитывая тот факт, что изучение и изменение тела сопровождает человечество в процессе всей его истории, в настоящее время распространенность в социуме указанных практик и отсутствие единой концептуальной модели, способа осознания тела, делают вопрос телесности актуальным и многогранным.

Список литературы:

1. Mehling WE, Gopisetty V, Daubenmier J, Price CJ, Hecht FM, & Stewart A (2009). Body awareness: construct and self-report measures. PloS one, 4(5)e5614. doi:10.1371/journal.pone.0005614 
2. Moseley GL, Gallace A, & Spence C (2011). Bodily illusions in health and disease: Physiological and clinical perspectives and the concept of a cortical ‘body matrix’Neuroscience and biobehavioral reviews PMID:21477616
3. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 89 с.
4. Алмазова C.Л. Теоретический анализ проблемы изучения образа тела как компонента «Я-концепции» личности //Сборник «Психология телесности: теоретические и практические исследования». — С. 39-45.
5. Варпаховская О. ,Ткач Т.В. Франсуаза Дольто – детский психоаналитик, шагнувший в «гущу жизни». // М. «Материалы Международной психоаналитической конференции «Зигмунд Фрейд – основатель новой научной парадигмы: психоанализ в теории и практике», 2006 г.
6. Иванова, В.В. Общие вопросы самосознания личности / В.В. Иванова. — М.:б/и,1999.-с.
7. Ложкин Г.В., Рождественский А. Ю. Феномен телесности в Я-структуре старшеклассников и содержании их жизненных проектов // Психологический журнал, 2004, №2.
8. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация:механизмы и стратегии/ А. А. Налчаджян. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2010. — 368 с.
9. Розин В.М. Как можно помыслить тело человека, или На пороге антропологической революции. URL: http://www.antropolog.ru/doc/persons/rozin/rozin8
10. Столин В.В. Самосознание личности. -М.:Издательство Московского Университета, 1983. - 284 с.
11. Трунов Д. Г. Образ тела и чувство тела — главная оппозиция телесного бытия // Вестн. Бурят. гос. ун-та. Сер. Философия, социология, политология, культурология. - 2009. - Вып. 14. - С. 48-51.
12. Черкашина Анна Георгиевна. Образ физического Я в самоотношении девушек 17-18 лет : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Самара, 2004 197 c. РГБ ОД, 61:05-19/68
13. Цветус-Сальхова Т. Э. "Тело" и "телесность" в культурологических исследованиях/Т. Э. Цветус-Сальхова // Вестник Томского государственного университета, 2011,N № 351 (октябрь).-С.70-73