Особенности формирования социальной компетентности старшеклассников в условиях поликультурного региона

Сулейманов Максим Сулейманович - аспирант кафедры Педагогики Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена (РГПУ, г.Санкт – Петербург)

Аннотация: Статья обращена к проблеме формирования и развития социальной компетентности старшеклассников в условиях поликультурной образовательной среды школы Республики Дагестан. Раскрываются особенности решения этой проблемы в условиях поликультурного региона.

Ключевые слова: Поликультурный регион, социальная компетентность старшеклассника, поликультурная образовательная среда школы, поликультурные компетенции.

В ситуации ускоренной глобализации современному старшекласснику необходимо организовывать свою жизнь в постоянно изменяющихся условиях. Особенно сложно человеку на Северном Кавказе. Этот регион характеризуется высокой демографической нестабильностью, низкой занятостью населения, многонациональностью и поликонфессиональностью, которые усиливают напряженность в обществе.

Несмотря на довольно стабильные темпы социально-экономического развития, Дагестан находится в состоянии подтверждения своей социальной жизнеспособности. В условиях нарастания темпов и масштабов смены трудовых поколений в регионе обостряется вопрос воспитания личности, вобравшей в себя все лучшее, стремящейся понять интересы нынешних и будущих поколений.

Развитию системы образования на Кавказе всегда помогала незыблемость традиций семейного воспитания, присущая титульным народам природная толерантность и интеграция культур.

Многие ученые отмечают высокий уровень близости этносов, живущих на Кавказе. В регионах Северного Кавказа, где социокультурная ситуация состоит в том, что сосуществуют не просто разные типы культур, а разные модели культурного поведения, особое значение здесь, разумеется, отводится развитию поликультурного образования.

К особенностям поликультурного образования в Северокавказском регионе можно отнести следующее:
• языковое многообразие в регионе, которое представлено дагестанской, нахской, абазо-адыгской, алтайской, иранской и индоевропейской языковыми группами;
• Северный Кавказ является полиэтническим и поликонфессиональным регионом, где представлены все мировые религии, но доминируют ислам и христианство (верующих среди христиан – около 64%, а мусульман – от 75 % до 80 %);
• оптимальное приспособление каждого этноса к условиям среды обитания (удовлетворенность ее ресурсами и гармонизация с природной средой);
• население обитает в достаточно жёстких горных и предгорных условиях, в ситуации дефицита земли и ограниченности территориального пространства;
• этносоциальные группы имеют однотипный уклад жизни, поведенческую модель, систему ценностных ориентаций и технологий жизнеобеспечения людей;
• в культуре народов нравственность проявляется в добре, справедливости, долге, совести, чести, патриотизме, скромности, умеренности, выносливости, дружелюбии, уважительном отношении к соседним народам, их культурам, к личности, труду и людям труда, гостеприимстве, вежливости, почтительном отношении к родителям, старикам и детям, взаимопомощи, согласии в семье и общине [2].

Деятельность школы с поликультурной образовательной средой направлена на решение задач, связанных с трансляцией культурных (в широком смысле слова) ценностей народа, населяющего регион, включая язык и социально значимые традиции [4].

Результатом развития целостной поликультурной образовательной среды школы является социально зрелый выпускник, который хотел бы и был бы способен сделать осознанный выбор своего дальнейшего образования в соответствии со своими личными устремлениями, потребностями региона в кадрах. Выпускник, способный адаптироваться в любой национальной среде и в среде любой деятельности, в том числе в среде познавательной деятельности, разумно сочетая ее логическую и эмоциональную составляющие [3].

Республика Дагестан представляет собой значительную часть образовательной сети России. В настоящее время в республике действуют более полутора тысяч школ. В республике ведется обучение учащихся на двенадцати родных языках (аварский, азербайджанский, даргинский, кумыкский, лакский, лезгинский, табасаранский, чеченский, рутульский, цахурский, агульский и ногайский) [1].

В данной ситуации школу можно рассматривать как общественный ресурс, направленный на формирование поликультурного взаимодействия участников образовательного процесса, на воспитание социально активных молодых граждан, адаптированных к современным условиям жизни в поликультурной среде. Главное, необходимо создавать условия для их включения в социально важные виды деятельности, способствующие самоопределению личности школьника.

Проблему самоопределения личности освещали многие ученые К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, В.Ф. Сафин и др., но, к сожалению, проблеме самоопределения личности учащихся, проживающих на территории Северного Кавказа, где условия развития имеют отличительные характеристики и специфику, еще не стала достаточно популярной среди ученых.

В нашем исследовании самоопределение личности понимается как самостоятельный этап ее социализации, внутри которого человек приобретает готовность к самостоятельной, созидательной деятельности на основе осознания и соотнесения своих потребностей, возможностей и способностей с общественными запросами. Это обусловлено целостной системой жизнедеятельности школьника, и определяется системой его ценностных ориентаций (А.В. Мудрик, В.И. Журавлев, С.Н. Чистякова и др.).

Самоопределение личности школьника характеризуется расширением диапазона его возможностей путем превращения потенциальных способностей в актуальные. Но школа это не только дети, это все участники образовательного процесса.

В связи с этим в ходе исследования изучались ожидания и надежды на будущее старших школьников Республики Дагестан, их жизненные ценности и профессиональные намерения на свое будущее. Было проведено анкетирование 180 учащихся 10-11 классов школ города Махачкалы и сельских районов Республики. Результаты этого опроса позволили нам выявить позитивные и негативные факторы, которые влияют на личностное самоопределение школьников, в частности на уровень развития их социальной компетентности.

К позитивным факторам можно отнести их уверенность в свое будущее, их отношение к различным глобальным процессам, происходящим в мире (охрана окружающей среды, мировые конфликты), их отношение к вере, культурным традициям своего народа и семьи.
К негативным факторам можно отнести ориентацию школьного образования на количественный результат, а не на развитие личностных качеств; недостаточное развитие и использование образовательной среды школы с учетом ее поликультурности; недостаточная информированность педагогов и учащихся о возможностях взаимодействия с другими социальными партнерами школы (учреждения дополнительного образования, культурно-досуговые центры молодежи).

Социальная компетентность школьника является, безусловно, центральным звеном самоопределения. В процессе самопознания на основе ценностных ориентаций школьника определяется направление развития личности (развития интересов, стремлений, знаний, способностей).

Проблема развития социальной компетентности личности представляется чрезвычайно актуальной, о чем свидетельствуют многочисленные исследования, проводимые как российскими педагогами (Е.И. Зарипова, Л.Н. Гиенко, О.Н. Мачехина, Е.В. Прямикова), психологами (Н.В. Калинина), социологами (Т.И. Самсонова) так и зарубежными (Беларусь, Германия, Польша, Чехия).

Само понятие социальной компетентности очень сложно ограничивать, поскольку все, что знает и умеет человек, можно отнести к данной сфере. Это понятие только входит в педагогическую науку и не имеет четкого определения.

Контент-анализ понятия «социальная компетентность» позволил выявить разные подходы к его интерпретации. Наиболее близкой к замыслу исследования можно отнести понимание социальной компетентности С.А. Учуровой как базисной, интегральной характеристики личности, отражающей ее достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающей полноценное овладение социальной реальностью и дающей возможность эффективно выстраивать свое поведение в зависимости от ситуации и соответствии с принятыми в социуме на данный момент нормами и ценностями.

Таким образом, в исследовании под развитием социальной компетентности старшеклассника понимаются изменения в личности, которые характеризуют его готовность к выбору вариантов взаимодействия с одноклассниками, учителями и родителями в образовательном процессе и с другими социальными партнерами.

В исследования проектируется модель развития социальной компетентности старшеклассника, на основе имеющегося опыта в школах Республики Дагестан и других поликультурных регионах России.

Модель рассматривается на уровне реализации методических рекомендаций для разных субъектов образования: учителя и учащиеся, родители, администрация, органы управления образованием, социальные партеры школы и т.п. Ее реализация может повлиять на развитие позитивной самостоятельной творческой активности учащихся, межличностных способов взаимодействия через освоение основных поликультурных компетенций.

При этом основными поликультурными компетенциями определяются: эмоциональная, правовая, конфликтная, компетентности в области критического мышления, социального проектирования и поликультурного образования.

Таким образом, идея формирования и развития социальной компетентности старшеклассников школ поликультурного образовательного пространства Республики Дагестан, выступает как условие их личностного развития и характеризуется региональными особенностями.

Список литературы:

1. Гасанов А.П. Организация повышения квалификации учителей в сфере воспитания в условиях инновационных процессов в региональной системе образования: автореферат дис. … канд. пед. наук. – 2011.
2. Говердовская Е.В. Национальные школы в системе северокавказского поликультурного образования. Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру // Материалы докладов IV Международного прогресса - Пятигорск, 2004.
3. Косогова А.С., Дьякова М.Б. Поликультурная среда в многонациональной школе как условие успешной адаптации выпускников // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 3 – с. 44-48 URL: www.science-education.ru/22
4. Шогенов А. А. Интеграционные процессы как фактор развития образовательного пространства поликультурного региона. Дисс.…доктора пед. н. - Москва. 2008.