Система социальной защиты как залог высокого показателя уровня жизни

Рагозина Анастасия Юрьевна - соискатель, ассистент кафедры Экономики труда и управления персоналом Уральского государственного экономического университета. (УрГЭУ, г.Екатеринбург)

Аннотация: Статья раскрывает сущность социальной защиты с точки зрения обеспечения достойного показателя уровня жизни населения. Особое внимание акцентировано на реализации в настоящее время государственных гарантий в области социального обеспечения населения в России.

Ключевые слова: Социальная защита, уровень жизни, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение, социальная услуга.

Система социальной защиты — это, фактически, механизм, с помощью которого обычно перераспределяются доходы от некоторых «финансирующих» групп общества (как правило, экономически особенно активных) в пользу «получающих» групп, то есть больных, пожилых, нетрудоспособных, безработных, бедных [8, c. 86].

В настоящее время значимость системы социальной защиты населения невозможно переоценить. Уровень жизни населения выступает в качестве одного из важнейших показателей эффективности государственной политики в современных условиях. Ухудшение качества жизни влечет за собой снижение показателей здоровья, увеличение масштабов бедности, рост социальной напряженности и экономической нестабильности. Недопущение возникновения подобной ситуации происходит с помощью системы социальной защиты населения [3, c. 55].

Социальная защита населения представляет собой совокупность государственных мер социально-экономического и правового характера, направленных на обеспечение социально уязвимых слоев населения минимальным уровнем материальной поддержки. Основная цель системы социальной защиты населения состоит в решении проблем населения, обусловленных социальными рисками. Политика социальной защиты осуществляется в виде компенсационных и профилактических действий.

В настоящее время социальная защита населения представляет собой достаточно сложную систему. В зависимости от объекта социальной защиты населения в политике государства можно выделить следующие направления: социальная защита детства и отрочества, семьи, нетрудоспособных категорий граждан (в том числе социально слабых трудоспособных групп населения). Поддержание государством оптимального уровня жизни перечисленных категорий населения достигается посредством проведения таких мер, как осуществление пенсионного обеспечения, оказание социальной помощи, предоставление социальных пособий, льгот, а также государственного социального страхования [5, c. 121].

Пенсионное обеспечение – это государственная денежная выплата (пенсия), которая выплачивается ежемесячно в установленном порядке определенным категориям лиц из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей. Назначение пенсии происходит при возникновении различных обстоятельств: при смерти кормильца, достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, выслуге лет (т.е. длительном выполнении определенной профессиональной деятельности). Основными видами пенсий являются трудовые и социальные. К трудовым пенсиям относятся: пенсия по старости (по возрасту), пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, а также пенсия за выслугу лет. Социальная пенсия устанавливается в случае, если граждане по каким-либо причинам не имеют права на трудовую пенсию.

Большое значение среди форм осуществления системы социальной защиты имеет социальная помощь – совокупность социальных услуг, в том числе медико-социальная, социально-экономическая, социально-бытовая, социально-психологическая, социально-педагогическая и иная поддержка населения со стороны как государственных, так и негосударственных структур в сложных жизненных ситуациях. Социальная помощь выполняет функцию поддержания необходимого уровня жизни отдельным группам населения в экстремальных условиях и носит характер периодических и единовременных денежных доплат к пенсиям и пособиям, помощи продуктами, одеждой, а также оказаний услуг. Осуществление социальной помощи происходит за счет местных органов власти, предприятий, внебюджетных и благотворительных фондов [1, c. 51].

Реализация гарантий в области системы социальной защиты населения обеспечивается пособиями и льготами, посредством предоставления которых в большей степени учитываются индивидуальные ситуации граждан и наличие таких обстоятельств, как бедность, сиротство, незащищенное материнство, безработица, продолжительная болезнь и другие [9, c. 54].

Особое место в реализации политики социальной защиты занимает механизм государственных программ социального обеспечения. Социальная программа — это содержание и план деятельности с изложением основных целей и задач решения социальной проблемы, характера мероприятий, определением сроков исполнения, уточнением участников процессов и их ролевых функций. Государственные социальные программы разрабатываются, утверждаются, реализуются и финансируются государством, а также его соответствующими органами. Создание подобных социальных программ на всех уровнях власти – неотъемлемое условие успешного функционирования государственной политики в области социальной сферы [6, c. 95].

Таким образом, функционирование системы социальной защиты находит свое отражение как в виде денежной помощи, так и в форме предоставления материальных благ, бесплатного питания, приюта, оказания психологической, медицинской, юридической помощи гражданам, являющимся объектом социальной защиты.

Система социальной защиты населения осуществляется не только на государственном, но и на региональном уровне.

Принципы социальной защиты населения в России:
Всеобщность, т.е. распространение его при наступлении нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидности на всех трудящихся, без каких либо исключений и независимо от пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы, форм её оплаты.
Общедоступность, т.е. условия, определяющие право на ту или иную пенсию, доступны для всех. Так, при средней продолжительности жизни - 70 лет, право на пенсию по старости имеют мужчины в возрасте 60 лет, а женщины – в возрасте 55 лет, а для занятых на тяжёлых видах труда пенсионный возраст для мужчин снижен до 50-55 лет, а для женщин – до 45-50 лет. Стаж, необходимый для получения этой пенсии, установлен для мужчин в 25 лет, для женщин – 20 лет, а для занятых на тяжёлых работах – он ещё ниже [7, c. 88].

Установление зависимости размеров и форм социальной защиты и социального обеспечения от прошлого труда: длительности стажа; условий работы; заработной платы; других факторов, связанных с трудовой и общественной деятельностью.

Большое разнообразие предоставляемых видов обеспечения и услуг.

Это: пенсии и пособия; трудоустройство; разнообразные мероприятия по укреплению здоровья, предупреждению и снижению заболеваемости; помещение в дома-интернаты для инвалидов и престарелых; обеспечение мото- и велоколясками и автомобилями; протезирование и т.д.

Демократический характер её организации и управления. Большая роль в этом принадлежит профессиональным союзам. Их представители участвуют в работе комиссий по назначению пенсий и работе врачебно-трудовых экспертных комиссий, они принимают непосредственное участие совместно с администрацией в оформлении документов уходящих на пенсию работников [2, c. 90].

Разработка и внедрение новой системы социальной защиты в России должна считаться первоочередной задачей. Такая система должна быть всеобщей и обеспечивать приемлемый уровень дохода.

Существенное значение имеет вопрос величины утраченного дохода и социальной помощи. Основных критериев здесь два:
- социальные гарантии должны обеспечивать достаточный уровень жизни;
- социальные пособия не должны отвлекать людей от труда и культивировать иждивенческие отношения.

Первый критерий определяет минимальную, а второй - максимальную границу социальных пособий.
Совершенствование социальной защиты населения – одна из основных целей государства. Увеличение социальной обеспеченности на душу населения означает повышение уровня жизни. Другими словами повышение уровня жизни, увеличение размера заработной платы, снижение безработицы ведёт к наращиванию объёмов валового национального продукта и национального чистого продукта, а также увеличению доли национального богатства, направленной на повышение уровня жизни всех слоёв населения [4, c. 86].

Список литературы:

1. Бойко В.В., Оганян К.М., Капытинкова О. И. Социально защищённые и незащищённые семьи в изменяющейся России. СПб., 2009. – 450 с.
2. Пинкус А., Минахан А. Практика социальной работы. М., 2009. – 500 с.
3. Римашевская Н. Стратегии социальных реформ в России // Свободная мысль// 2012. № 11. – С.55.
4. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа» / Под ред. В. С. Кукушкина. М., 2009. – 500 с.
5. Социальная защита семьи и детей / Под ред. Л. Э. Кунельского и др. М., 2012. – 500 с.
6. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. Центр социальной педагогики. М., 2009. – 550 с.
7. Фирсов М. В., Студенов Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2011. – 500 с.
8. Холостова Е. И. Социальная защита: Учебное пособие. М., 2009. – 650 с.
9. Шаронов А. О некоторых аспектах социальной политики // Экономист. – 2008. – 680 с.