Вяльцева Мария Владимировна - аспирант кафедры социальной и семейной педагогики Российского государственного социального университета. (г.Москва)
Аннотация: В статье рассматриваются особенности подготовки бакалавров в вузах США и России. Автор выделяет сходства и различия в образовательных программах.
Ключевые слова: подготовка бакалавра в США и России, кредитные часы.
Высшее образование в Соединенных Штатах Америки имеет многоступенчатую структуру. После окончания двухгодичного колледжа выпускник получает степень Associate Degree, которая является низшей ступенью в американской табели о рангах высшего образования. В четырехлетнем колледже студены получают полное высшее образование I ступени - Undergraduate Study с присвоением степени бакалавра [3]. Университеты в Соединенных Штатах дают продолжить образование на II ступени - и получить степень магистра. Методика преподавания в США существенно отличается от российской с упором на самостоятельную работу студента. Самостоятельная работа осуществляется посредством общения с преподавателем через сайт университета. При поступлении в Вуз, студент получает имя и пароль и ведет переписку с лектором (называемым инструктором). В совокупность воздействий входят: передать студенту программу обучения, критерии оценки, требуемую литературу для чтения; еженедельно посылать вопросы и проблемные ситуации и получить на них письменный ответ студента; задать тему дискуссии, в которой участвуют 3-4 студента, обмениваясь высказываниями. Таким образом, общение со студентом в большей мере заочное, чем очное. В качестве стимула для неуспешных студентов служит невозможность пересдачи экзамена, необходимость в случае провала прослушать курс еще раз с оплатой [3].
Первый и второй годы подготовки бакалавров отводятся получению базовых знаний, третий и четвертый посвящены интенсивному изучению специальных дисциплин. Учебные планы американских вузов отличает возможность максимально широко комбинировать предметы по выбору.
Практическая подготовка реализуется в единстве с теоретической, которое достигается посредством совместной разработки учебных программ между университетом, студентами и представителями социальных агентств; подготовки руководителей практики на базе университета; проведения практикумов; комплексной итоговой оценки полученных теоретических знаний и практических умений студента [3]. Для получения степени бакалавра необходимо набрать заданное число 'кредитов' - это баллы, которые начисляют студенту по ходу обучения или 'кредитные часы' - credit hour - это единица, которой измеряется количество лекционного времени и объем материала по тому или иному предмету. ECTS (European Credit Transfer System – Европейская система взаимозачета кредитов) была введена в 1989 году, в рамках программы Erasmus, ныне являющейся частью программы Socrates. Система облегчала признание периодов обучения за рубежом и таким образом способствовала росту качества и масштабов студенческой мобильности в Европе[5]. Благодаря использованию зачётных единиц, срок обучения в вузе может быть значительно сокращён.
После того, как Россия в 2002 г. подписала Болонскую декларацию, возникла необходимость перехода на общеевропейские стандарты образования. Министерство образования РФ рекомендовало пересчитывать учебную нагрузку в кредиты (Информационное письмо Минобразования России от 28.11.2002 г. № 14-52-988ин/13) путем простого деления общей (аудиторной и самостоятельной) учебной нагрузки в семестре на 36 (36 часов общей нагрузки в неделю). Нормативной базой перехода российских вузов к использованию кредитной системы является также «Примерное положение об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц», принятое Министерством образования РФ 09.03.2004, № 15-55-357ин/15 [4]. Бакалавриат в России - первый уровень высшего образования, который является базовым и длится 4 года [1]. Квалификация присваивается по результатам защиты выпускной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии[2]. Диплом «бакалавра» в России дает выпускнику право при трудоустройстве занимать те должности, которые предусматривают наличие высшего образования в соответствии с их квалификационными требованиями. Существуют существенные отличия в подготовке бакалавров в США и России: превосходство высшей школы США по объемам финансирования, темпам роста и материально-техническим ресурсам; ориентация системы образования США на формирование самостоятельно мыслящей, инициативной личности, в отличие от российской системы, ориентированной на систематическое освоение накопленного научного багажа.
Список литературы:
1. пп. 2.1 ст. 7 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ
2. Википедия - свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org [Электронный ресурс], (дата обращения 10.05.2012).
3. Информационный портал: Образование за рубежом, учеба за границей, обучение за рубежом http://www.studinter.ru/us/group7.html [Электронный ресурс], (дата обращения 10.05.2012).
4. Цейкович К.Н., Ворожейкина О.Л., Тарасюк Л.Н. Использование зарубежного опыта при разработке государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (на примере США, ФРГ, Великобритании // Материалы XV Всероссийской научно-методической конференции. Москва-Уфа, 2005.
5. Глобализация и образование. М., 2001.