Хотякова Светлана Сергеевна - студентка Института педагогики и психологии Череповецкого государственного университета. (г.Череповец)
Арсёнова Марина Алексеевна - доцент кафедры дошкольного образования Череповецкого государственного университета. (г.Череповец)
Аннотация: В статье раскрываются особенности использования мультимедийных презентаций в организации математического развития детей старшего дошкольного возраста. Представлена система психолого-педагогических условий включения презентаций в непосредственную образовательную деятельность с детьми. Приведен пример фрагмента занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста с использованием мультимедиа оборудования.
Ключевые слова: Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста, мультимедиа ресурсы, мультимедийные презентации.
Современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования. Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте. Значимость использования информационных технологий в развитии познавательных способностей дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей(С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.). Научно-исследовательская работа по внедрению мультимедиа ресурсов в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с восьмидесятых годов прошлого века на базе центра им. А.В. Запорожца под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой.
В настоящее время активно разрабатываются теоретические и методические основы применения информационных технологий в образовательной работе дошкольных учреждений, создаются компьютерные образовательные программы для дошкольников.
На наш взгляд, использование мультимедиа ресурсов оказывает эффективное воздействие прежде всего на познавательное, а в частности на математическое развитие детей.
Проблемой математического развития детей занимались такие исследователи как А. В. Брушлинский, А.А. Столяр, В. А. Крутецкий, В. В. Давыдов, А.В. Белошистая, И. В. Дубровина и др.
Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций [3].
В настоящее время делаются попытки разработки и внедрения в образовательную среду детского сада математических компьютерных игр и программ, которые облегчают процесс восприятия детьми количественных, геометрических, пространственных, временных и числовых представлений.
Использование интерактивных способов объяснения и актуализации знаний, особенно в игровых проблемных ситуациях, способствует развитию произвольного внимания детей. Мультимедиа презентации позволяют представить образовательный и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить в память детей информацию о величинах, множествах и числах не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде.
Применение мультимедиа презентаций в математическом образовании детей дошкольного возраста имеет следующие преимущества:
• возможность демонстрации различных математических объектов (цифр, математических знаков, геометрических фигур и пр.), с помощью мультимедиа проектора и проекционного экрана в увеличенном виде;
• компенсация объема математической информации, получаемого детьми из различных источников за счет объединения аудио, видео и анимационных эффектов в единую презентацию;
• активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка.
Использование мультимедиа презентаций позволяют сделать занятия математикой эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес. Мультимедиа презентация в организации математической деятельности обеспечивает активность детей в восприятии и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов (величины, формы); формируются способы восприятия, выделения качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и память [2].
С помощью мультимедиа презентаций с детьми разучиваются комплексы упражнений для снятия зрительного утомления.
Анализ отечественных и зарубежных исследований показал, что благодаря мультимедийному способу подачи информации в организации математической деятельности детей достигаются следующие результаты:
• легче усваиваются понятия формы, цвета и величины;
• глубже постигаются понятия числа и множества;
• быстрее возникает умение ориентироваться в пространстве;
• активно пополняется словарный запас;
• формируется координация движений глаз;
• уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора в решении математических проблемных ситуаций и задач;
• воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
• развивается воображение и творческие математические способности;
• развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.
Для успешного внедрения этих технологий педагог должен иметь навыки пользователя ПК, владеть умениями планировать структуру действий для достижения цели исходя из фиксированного набора средств; описывать объекты и явления путем построения информационных структур; четко формулировать проблему, задачу и др.
Т.В.Калинина выделила следующие требования к составлению плана занятия с использованием мультимедиа презентации [1]:
• слайд должен содержать минимально возможное количество знаков;
• для надписей и заголовков употребляется четкий крупный шрифт (лаконичность – исходное требование при разработке презентаций для детей);
• размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения;
• заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз;
• рисунки, фотографии и другие материалы должны равномерно заполнять все экранное поле;
• нельзя перегружать слайды зрительной информацией;
• на просмотр одного слайда следует отводить не менее 2-3 мин, чтобы дети могли сконцентрировать внимание на изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат;
• звуковое сопровождение не должно носить отвлекающий характер.
В рамках нашего исследования был разработан и введен в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения комплекс математических занятий и игр с детьми старшего дошкольного возраста с использованием мультимедиа презентаций.
Предлагаем в качестве примера фрагмент занятия «Путешествие на дно морское», задачи которого:
1. актуализировать представления детей о последовательности чисел, упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10;
2. способствовать освоению детьми понятий «часть» и «целое»;
3. развивать у детей мыслительные операции (сравнение, качественные анализ и синтез, систематизация) и воображение в процессе отгадывания загадок на основе зрительно – воспринимаемой информации;
4. воспитывать самостоятельность, инициативность и интерес детей к математическому содержанию и математической деятельности.
Таблица 1. Содержание презентации
Содержание слайда |
Комментарий педагога |
Слайд 1. Дно морское |
«Дети, я вам предлагаю отправиться на морское дно. Согласны совершить путешествие и во всем мне помогать? Тогда в путь. Мы с вами и на месте» |
Слайд 2. Мудрый пескарь. |
«Я слышу кто – то к нам плывет. Кто это, ребята?» |
Слайд 3. Мудрый пескарь с конвертом. |
«Дети, Мудрый пескарь приготовил для вас интересные вопросы» |
Слайд 4. Вопросы мудрого пескаря. |
«Давайте вместе ответим на вопросы:
Умницы! Мы, ответили, на все вопросы и пескарь приглашает нас на экскурсию по дну морскому» |
Слайд 5. Картинка с животными, спрятанными на дне. |
«Дети кто спрятался на дне?Сколько всего рыб здесь спряталось, можем ли мы сразу сказать? А что нужно сделать, чтобы определить точное количество рыб? (Дети считают, подводят итоги)» |
Слайд 6. Морские звезды. |
«Ребята! Мудрый пескарь хочет познакомить вас со своими друзьями. Смотрите, кто это? (морские звезды). Сколько их? А которая самая большая? Которая самая маленькая?» |
Слайд 7. Морские камушки. |
«Дети, сколько камушков вы видите? Какой они формы? Мудрый пескарь принес два мешочка. Сколько камушков в первом мешочке? Сколько камушков во втором мешочке? Сложите камушки в один общий мешок. Сколько всего камушков? Что мы сделали с камушками? (собрали, сложили, объединили). Как получить целое из частей?» |
Слайд 8. Ракушки. |
«Дети, а что это такое? Сколько их? Мудрый пескарь предлагает вам поиграть в игру «Ракушки». На полу разложены ракушки с точками на обратной стороне(6 7 8 9) и обручи с цифрами. Пока звучит музыка нужно взять ракушку и занять место в своем обруче» |
Слайд 9. Мудрый пескарь. |
«Дети, Мудрый пескарь с вами прощается. Что нового вы сегодня узнали? С кем познакомились? Что видели?» |
Результаты внедрения разработанного нами комплекса занятий и игр показали, что использование презентаций в организации математического развития старших дошкольников позволяет: рационализировать формы преподнесения информации; повысить степень наглядности абстрактного материала; получить быструю обратную связь; создать эмоциональное отношение к математической информации; активизировать познавательную математическую деятельность детей; реализовать принципы индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Список литературы:
1. Калинина Т.В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве. М, Сфера, 2008. №6-32с.
2. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000. –224с.
3. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей. Вопросы теории и практики. – М,Владос, 2004. – 400с.