Мультимедиа ресурсы как средство математического развития детей старшего дошкольного возраста

Хотякова Светлана Сергеевна - студентка Института педагогики и психологии Череповецкого государственного университета. (г.Череповец)

Арсёнова Марина Алексеевна - доцент кафедры дошкольного образования Череповецкого государственного университета. (г.Череповец)

Аннотация: В статье раскрываются особенности использования мультимедийных презентаций в организации математического развития детей старшего дошкольного возраста. Представлена система психолого-педагогических условий включения презентаций в непосредственную образовательную деятельность с детьми. Приведен пример фрагмента занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста с использованием мультимедиа оборудования.

Ключевые слова: Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста, мультимедиа ресурсы, мультимедийные презентации.

Современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования. Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте. Значимость использования информационных технологий в развитии познавательных способностей дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей(С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.). Научно-исследовательская работа по внедрению мультимедиа ресурсов в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с восьмидесятых годов прошлого века на базе центра им. А.В. Запорожца под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой.

В настоящее время активно разрабатываются теоретические и методические основы применения информационных технологий в образовательной работе дошкольных учреждений, создаются компьютерные образовательные программы для дошкольников.

На наш взгляд, использование мультимедиа ресурсов оказывает эффективное воздействие прежде всего на познавательное, а в частности на математическое развитие детей.

Проблемой математического развития детей занимались такие исследователи как А. В. Брушлинский, А.А. Столяр, В. А. Крутецкий, В. В. Давыдов, А.В. Белошистая, И. В. Дубровина и др.

Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций [3].

В настоящее время делаются попытки разработки и внедрения в образовательную среду детского сада математических компьютерных игр и программ, которые облегчают процесс восприятия детьми количественных, геометрических, пространственных, временных и числовых представлений.

Использование интерактивных способов объяснения и актуализации знаний, особенно в игровых проблемных ситуациях, способствует развитию произвольного внимания детей. Мультимедиа презентации позволяют представить образовательный и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить в память детей информацию о величинах, множествах и числах не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде.

Применение мультимедиа презентаций в математическом образовании детей дошкольного возраста имеет следующие преимущества:
• возможность демонстрации различных математических объектов (цифр, математических знаков, геометрических фигур и пр.), с помощью мультимедиа проектора и проекционного экрана в увеличенном виде;
• компенсация объема математической информации, получаемого детьми из различных источников за счет объединения аудио, видео и анимационных эффектов в единую презентацию;
• активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка.

Использование мультимедиа презентаций позволяют сделать занятия математикой эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес. Мультимедиа презентация в организации математической деятельности обеспечивает активность детей в восприятии и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов (величины, формы); формируются способы восприятия, выделения качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и память [2].

С помощью мультимедиа презентаций с детьми разучиваются комплексы упражнений для снятия зрительного утомления.

Анализ отечественных и зарубежных исследований показал, что благодаря мультимедийному способу подачи информации в организации математической деятельности детей достигаются следующие результаты:
• легче усваиваются понятия формы, цвета и величины;
• глубже постигаются понятия числа и множества;
• быстрее возникает умение ориентироваться в пространстве;
• активно пополняется словарный запас;
• формируется координация движений глаз;
• уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора в решении математических проблемных ситуаций и задач;
• воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
• развивается воображение и творческие математические способности;
• развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

Для успешного внедрения этих технологий педагог должен иметь навыки пользователя ПК, владеть умениями планировать структуру действий для достижения цели исходя из фиксированного набора средств; описывать объекты и явления путем построения информационных структур; четко формулировать проблему, задачу и др.

Т.В.Калинина выделила следующие требования к составлению плана занятия с использованием мультимедиа презентации [1]:
• слайд должен содержать минимально возможное количество знаков;
• для надписей и заголовков употребляется четкий крупный шрифт (лаконичность – исходное требование при разработке презентаций для детей);
• размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения;
• заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз;
• рисунки, фотографии и другие материалы должны равномерно заполнять все экранное поле;
• нельзя перегружать слайды зрительной информацией;
• на просмотр одного слайда следует отводить не менее 2-3 мин, чтобы дети могли сконцентрировать внимание на изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат;
• звуковое сопровождение не должно носить отвлекающий характер.
В рамках нашего исследования был разработан и введен в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения комплекс математических занятий и игр с детьми старшего дошкольного возраста с использованием мультимедиа презентаций.

Предлагаем в качестве примера фрагмент занятия «Путешествие на дно морское», задачи которого:
1. актуализировать представления детей о последовательности чисел, упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10;
2. способствовать освоению детьми понятий «часть» и «целое»;
3. развивать у детей мыслительные операции (сравнение, качественные анализ и синтез, систематизация) и воображение в процессе отгадывания загадок на основе зрительно – воспринимаемой информации;
4. воспитывать самостоятельность, инициативность и интерес детей к математическому содержанию и математической деятельности.

Таблица 1. Содержание презентации

Содержание слайда

Комментарий педагога

Слайд 1. Дно морское

«Дети, я вам предлагаю отправиться на морское дно. Согласны совершить путешествие и во всем мне помогать? Тогда в путь. Мы с вами и на месте»

Слайд 2. Мудрый пескарь.

«Я слышу кто – то к нам плывет. Кто это, ребята?»

Слайд 3. Мудрый пескарь с конвертом.

«Дети, Мудрый пескарь приготовил для вас интересные вопросы»

Слайд 4. Вопросы мудрого пескаря.

«Давайте вместе ответим на вопросы:

  • Сколько носов у трех котов?
  • Сколько ушей у двух мышей?
  • Сколько пальцев на одной руке?
  • Какой сегодня день недели?
  • Сколько углов в треугольнике?
  • Что бывает раньше: утро или вечер?

Умницы! Мы, ответили, на все вопросы и пескарь приглашает нас на экскурсию по дну морскому»

Слайд 5. Картинка с животными, спрятанными на дне.

«Дети кто спрятался на дне?Сколько всего рыб здесь спряталось, можем ли мы сразу сказать?

А что нужно сделать, чтобы определить точное количество рыб? (Дети считают, подводят итоги)»

Слайд 6. Морские звезды.

«Ребята! Мудрый пескарь хочет познакомить вас со своими друзьями. Смотрите, кто это? (морские звезды). Сколько их? А которая самая большая? Которая самая маленькая?»

Слайд 7. Морские камушки.

«Дети, сколько камушков вы видите? Какой они формы? Мудрый пескарь принес два мешочка. Сколько камушков в первом мешочке? Сколько камушков во втором мешочке? Сложите камушки в один общий мешок. Сколько всего камушков?

Что мы сделали с камушками? (собрали, сложили, объединили). Как получить целое из частей?»

Слайд 8. Ракушки.

«Дети, а что это такое? Сколько их? Мудрый пескарь предлагает вам поиграть в игру «Ракушки». На полу разложены ракушки с точками на обратной стороне(6 7 8 9) и обручи с цифрами. Пока звучит музыка нужно взять ракушку и занять место в своем обруче»

Слайд 9. Мудрый пескарь.

«Дети, Мудрый пескарь с вами прощается. Что нового вы сегодня узнали? С кем познакомились? Что видели?»

Результаты внедрения разработанного нами комплекса занятий и игр показали, что использование презентаций в организации математического развития старших дошкольников позволяет: рационализировать формы преподнесения информации; повысить степень наглядности абстрактного материала; получить быструю обратную связь; создать эмоциональное отношение к математической информации; активизировать познавательную математическую деятельность детей; реализовать принципы индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Список литературы:

1. Калинина Т.В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве. М, Сфера, 2008. №6-32с.
2. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000. –224с.
3. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей. Вопросы теории и практики. – М,Владос, 2004. – 400с.