Аксиологические основы формирования этнопедагогической компетентности будущего учителя

Ткаченко Ольга Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования Кировоградского государственного педагогического университета имени Владимира Винниченко. (г.Кировоград, Украина)

Аннотация: В статье освещаются вопросы правомерности использования аксиологического подхода в изучении проблемы формирования этнопедагогической компетентности будущего педагога, рассматриваются основные аспекты его проекции на профессиональную подготовку будущего педагога в контексте проблемы исследования.

Ключевые слова: Аксиология, компетентность, этнопедагогическая компетентность, аксиологический подход, этнопедагогические ценности.

Появление новой образовательной парадигмы, которой является парадигма результата образования, обусловлено важностью для современного человека, его адаптационных возможностей в социуме не только определенного объема знаний, но и постоянного их обновления, гибкого, самостоятельного, творческого применения в различных жизненных и профессиональных ситуациях. Новая парадигма реализуется в компетентностном подходе, который является ведущим для образовательных политик стран Организации европейского сотрудничества и развития.

Современная система образования обществ с полиэтническим составом населения, которыми издавна были и в результате миграционных процессов становятся многие страны мира, по мнению ученых, нуждается в грамотных специалистах, носителях собственной национальной культуры, воспринятой во взаимодействии с другими культурами. В связи с этим в условиях реализации компетентностного подхода в высшем образовании актуализируется проблема формирования этнопедагогической компетентности будущего учителя.

Проблему профессиональной компетентности педагога, определения ее структурных компонентов изучали А. А. Деркач, И. А. Зимняя, И. А. Зязюн, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Сластенин; специфику профессионального становления личности учителя, формирования разных видов его профессиональной компетентности исследовали в своих трудах В. П. Бездухов, О. Б. Бигич, Е. В. Бондаревская, Н. М. Борытко, А. И. Гура, Я. В. Кичук, И. А. Колесникова, В. В. Радул, С. А. Раков, Л. Л. Хоружа и другие ученые. Разные аспекты этнопедагогики освещали Г. Н. Волков, А. Э. Измайлов, В. С. Кукушин, Н. В. Лысенко, М. Г. Стельмахович, Е. И. Сявавко, А. М. Фролова, М. А. Хайруддинов, другие. На важность этнопедагогической подготовки будущего учителя, формирования у него этнопедагогической культуры обращали внимание В. А. Николаев, М. Г. Харитонов. Проблема формирования этнопедагогической компетентности учителя находится на уровне разработки в современной педагогической науке, что и обусловило наше обращение к ней.

Целью статьи является изучение аксиологического подхода к решению проблемы формирования этнопедагогической компетентности будущего учителя, доказательство правомерности его анализа и детализация положений подхода в контексте проблемы исследования.

В работе этнопедагогическую компетентность мы определяем как личностное образование учителя-воспитателя, которое выявляет уровень овладения разными типами опыта (познавательной деятельности в области этнопедагогики, этнопедагогической деятельности, творческой деятельности в оперировании этнопедагогической информацией, соответствующего опыта эмоционально-ценностных отношений), сформированность разных групп профессиональных качеств, которые позволяют выполнять целенаправленные сложные виды действий, соответствующих общей и педагогической (в том числе этнопедагогической) культуре, результативно решать проблемы, характерные для педагогической деятельности.

Анализ фундаментальных положений науковедения про методологические уровни и источники научных исследований свидетельствует о том, что методологическая основа исследования проблемы формирования этнопедагогической компетентности будущего учителя представляет совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих подходов, важное место среди которых занимает аксиологический.

Исходными для аксиологического в контексте намеченной проблемы являются культурологический и компетентностный подходы. Е. О. Иванова в рамках обоих подходов считает важным учет таких аспектов, как «культурное наследство, ценности и предыдущий опыт» [4]. Компетентностный подход в профессиональном образовании, по мнению Т. Е. Исаевой, А. В. Семеновой, позволяет сберечь культурно-исторические и этносоциальные ценности общества. Положение о том, что «воспитательный простор есть простором культуры, который основывается на традициях и новаторстве» [7, 144], определенной совокупности материальных и духовных ценностей, выявляет взаимосвязь культурологического и аксиологического подходов в образовании, в том числе и педагогическом.

В этнопедагогическом контексте термин «культура» используется в таких значениях: сфера духовной жизни общества; совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на протяжении его истории. Определение культуры, актуальное в контексте проблемы исследования, предложил А. С. Запесоцкий, который феноменологическую сущность культуры определил как «совокупность ценностей, норм, идеалов, характерных для социальной общности (этносу, нации, общества), зафиксированных и закрепленных в текстах, преданиях, обычаях, традициях, которые обеспечивают смысл существования человека и общества» [3, 150–151]. При личностном подходе предложенное определение культуры дополняется совокупностью ценностей, которые человек присвоил и использует в процессе жизнедеятельности, взаимодействия с другими людьми.

Личностным феноменом считает В. Н. Гринева духовную культуру, которая является выражением «наиболее высоких общечеловеческих ценностей, выработанных человечеством за всю историю мировой культуры» [2, 2–3]. Ценности же, как подчеркивает ученая, являются базисом всех культурных явлений, их внутренней сущностью, что является основанием рассмотрения духовности и как педагогической категории. Как известно, передача и усвоение ценностей становится сущностью и результатом воспитания. Таким образом, как отмечает В. Н. Гринева, организация педагогического процесса в учебном заведении сводится к усовершенствованию «культуры восприятия духовных ценностей» человечества, а образование в целом является «накоплением знаний через усвоение духовных ценностей» [2, 3].

Содержание аксиологического подхода определяется сущностью аксиологии как учения о ценностях, философской теории общезначимых принципов, которые определяют направленность человеческой деятельности, мотивацию поступков человека. Особую значимость этот подход приобретает в условиях реформирования системы образования, которое, по мнению В. Н. Гриневой, Н. А. Ткачевой, нацелено на утверждение человека как высшей социальной ценности, наиболее полное выявление его способностей, удовлетворение различных образовательных потребностей, обеспечение приоритетных общечеловеческих ценностей, гармонии отношений человека и окружающей среды, общества и природы [2, 2; 8, 30].

В. В. Крыжко аксиологический поход в своих работах представляет как философско-педагогическую стратегию, которая «определяет пути развития профессионального искусства, использования педагогических ресурсов для развития личности и проектирует перспективы усовершенствования системы образования», основой которого является «принцип функционального значения или ценности» [6, 213].

Сущность воспитания, как подчеркивает В. Н. Гринева, состоит в передаче «от поколения к поколению, от народа к народу, от общества к личности» сохраненных в культуре ценностей [2, 2]. Учитывая это, профессионал в области образования должен ориентироваться на две взаимозависимых системы ценностей: систему ценностей, которую нужно сформировать у учеников, и систему профессиональных ценностей. Если учитывать, что в иерархии ценностей особенное место занимают ценности этнических общностей, которые пронизывают всю структуру общественного сознания, то очевидным будет наличие этих ценностей в обеих названных системах. Для учителя-воспитателя особенную важность приобретают этнические ценности педагогического характера, изучение которых осуществляется этнопедагогикой.

И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов акцентируют внимание на «возможности предоставления автономного статуса аксиологии» в педагогике, так как аксиологический подход «органично присущ гуманистической педагогике, в рамках которой человек рассматривается как наивысшая ценность общества» [6, 221]. В. А. Сластенин инициировал выделение педагогической аксиологии, что обусловлено, как отмечает Г. И. Чижакова, необходимостью усвоения и принятия гуманистического идеала, который определяет «сущность и предназначение педагогической деятельности», где приоритет отдается общечеловеческим ценностям [7, 70]. Педагогическая аксиология трактуется этими учеными как относительно самостоятельная область педагогического знания, которая рассматривает образовательные ценности с позиции самоценности человека и осуществляет ценностные подходы к образованию на основе признания ценности самого образования [7, 99].

В. А. Сластениным и его учениками разработана классификация педагогических ценностей в структуре профессионально-педагогической культуры. Она представлена ценностями-целями, ценностями-средствами, ценностями-отношениями, ценностями-качествами, ценностями-знаниями [7, 70]. Эта классификация отражает аксиологический и технологический компоненты профессионально-педагогической культуры, что непосредственно соответствует общепринятой структуре компетентности.

Систему ценностных ориентаций учителя В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова рассматривают как одно из структурных образований его профессионального и личностного самосознания. В. В. Крыжко настаивает на социальной и исторической обусловленности категории ценности. «В процессе становления человечества и отдельных этносов,   пишет он,   изменялся характер отношения людей к окружающей среде, к самим себе, к другим людям, к труду как необходимому способу самореализации, и одновременно с этим изменялись и векторы отношений, которые определяют ценности общественного сознания [6, 221]. Учитывая это, качественное усвоение и принятие системы педагогических ценностей возможно при условии овладения будущего учителя этнопедагогической компетентностью, которая основывается на этнопедагогической культуре, учитывающей эти аспекты проблемы.

Этнопедагогическая компетентность педагога предполагает овладение культурными педагогическими ценностями, без чего невозможно становление как педагогической культуры, так и педагогической компетентности будущего специалиста. На истинность этого утверждения указывают и принципы логико-структурного построения педагогической аксиологии, среди которых принципы исторической и социокультурной изменчивости образовательных ценностей, взаимосвязи социокультурных и образовательных ценностей, интеграции традиционных и инновационных ценностей [6, 113–115].

В. А. Вакаев обращает внимание на то, что этнопедагогика, которую должны изучить будущие педагоги, является «своеобразной гуманистической ценностью народа, функция которой – сохранение и приумножение других ценностей». Ценности, которые культивируются в рамках этого раздела педагогики, позволяют строить общество, основой которого являются «реальные, жизнеспособные идеалы и ценности, выработанные народом на протяжении всей своей истории» [1].
Общечеловеческие ценности, по мнению В. А. Вакаева, иногда представляют собой ценности, выработанные народами Западной Европы и во время своего развития «насаждаемые неевропейским нациям» [1]. Преодоление европоцентризма в оценке педагогических явлений выступает одним из принципов современной этнопедагогики и обеспечивает объективность и полноту интерпретации мирового педагогического опыта.

Этнопедагогические ценности в структуре педагогической культуры выступают ценностями-целями, ценностями-мотивами, ценностями-знаниями, технологическими ценностями, ценностями-отношениями, ценностями-качествами, связанными с традиционным воспитанием у разных народов в определенные исторические периоды; ценностными ориентациями, согласованными с этнопедагогической культурой – осознанием ценности этой культуры, установкой на учет народнопедагогического опыта в процессе организации современного воспитательного процесса и т.д.

Учитывая составные части народной педагогики, которые изучаются этнопедагогикой, к этнопедагогический ценностям также следует отнести ценности семьи конкретного этноса, традиции отношения к ребенку как ценности, ценности народного календаря и народного искусства и т.п. Если раньше изучались ценности народной педагогики и символические образы детства, преимущественно представленные в культуре взрослых, то в современной этнопедагогике считается целесообразным изучение ребенка как носителя и творца «собственной автономной субкультуры». Такой подход, по мнению И. С. Кона, предполагает изучение внутреннего мира ребенка через такие «объективации, как детский фольклор (и в целом художественное творчество), игра и общение» [5, 44]. Соответственно, содержанием детской субкультуры считаются не только актуальные для официальной культуры особенности сознания и поведения, но и социокультурные инварианты – элементы разных исторических эпох, архетипы коллективного подсознательного, зафиксированные в детской речи, мышлении, игровых действиях, фольклоре.

Учитывая принадлежность намеченных вопросов к проблематике высшего профессионального образования, важно подчеркнуть ориентацию изучения процесса формирования этнопедагогической компетентности на акмеологический подход. Его взаимосвязь с аксиологическим прослеживается в ориентации акмеологии на формирование у будущего специалиста профессионального менталитета, который представляет собой систему ценностных ориентаций и профессионального самоопределения личности. Этнопедагогический контекст этого вопроса проявляется в изучении будущими специалистами учебного материала о взглядах разных народов на воспитателя, учителя.

Обобщая выше сказанное, следует подчеркнуть, что правомерность использования аксиологического подхода в изучении проблемы формирования этнопедагогической компетентности будущего учителя подтверждается необходимостью ориентации этого процесса на систему этнопедагогических ценностей, которые должны быть присвоены студентом. Система этнопедагогических ценностей объединяет ценности, которые необходимо формировать у современных школьников, и ценности, важные для профессионала в области образования. Тенденция преодоления европоцентризма в современной науке отражается в изучении этнопедагогикой всего педагогического опыта человечества без ограничения его изучением педагогических традиций отдельного этноса.

Формирование этнопедагогической компетентности будущего специалиста предполагает становление таких компетенций, соответствующих следующим группам взаимозависимых и взаимообусловленных ценностей:
- детство как ценность у народов мира в разные исторические периоды;
- ценности семьи у разных народов;
- система ценностей, которые традиционно присваиваются детьми конкретного этноса в процессе социализации;
- ценности детской субкультуры;
- педагогические ценности, характерные для конкретного этноса;
- традиционные педагогические ценности, которые заслуживают внимания учителя-воспитателя в современных условиях;
- ценности, которые необходимо формировать у современных школьников, осознание их традиционности и новизны;
- ценности, которые формируются у педагога в результате осмысления многовекового педагогического опыта разных народов мира (ценность этнопедагогических знаний для современного педагога; ценности-отношения, важные для педагогической деятельности; качества личности, представляющие ценность для организации этнопедагогической деятельности и т.п.).

Овладение будущего учителя знаниями о системе этнопедагогических ценностей, опытом их учета в профессиональной деятельности и оперирования в процессе творческой деятельности, отраженными в ряде качеств личности, важных для эффективного решения профессиональных проблем, будет способствовать формированию у студентов этнопедагогической компетентности.

Перспективами изучения проблемы может выступать специфика формирования отдельных групп этнопедагогических ценностей у студентов в процессе их профессиональной подготовки.

Список литературы:

1. Вакаев В. А. Этнопедагогика как объект социально-философского познания [Електронний ресурс] / В. А. Вакаев. – Режим доступу до статті: http://www.aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/vakaev.html.   Загл. с экрана.
2. Гриньова В. М. Аксіологічний підхід до проблеми педагогічної культури майбутнього вчителя / В. М. Гриньова // Шлях освіти. – 2002.   №2.   С.2-6.
3. Запесоцкий А. С. Образование, философия, культурология, політика / А. С. Запесоцкий. – М.: Наука, 2002. – 456 с.
4. Иванова Е. О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим [Електронний ресурс] / Е. О. Иванова // Интернет-журнал "Эйдос".   2007.   30 сентября. – Режим доступу до журн.: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm.   Загл. с экрана.
5. Кон И. С. Этнография детства. Историографический очерк / И. С. Кон // Этнография детства: традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии / под ред. И. С. Кона. – М.: Наука, 1983. – С.9-51.
6. Крижко В. В. Антологія аксіологічної парадигми освіти: навч. пос. / В. В. Крижко – К.: Освіта України, 2005. – 440 с.
7. Сластенин В. А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
8. Ткачова Н. О. Аксіологічні засади педагогічного процесу в сучасних загальноосвітніх навчальних закладах: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. / Н. О. Ткачова; Луганський національний педагогічний ун-т ім. Тараса Шевченка. – Луганськ, 2007. – 44 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: