gototopgototop

Системная организация ориентации в структуре города

Ефимов Петр Александрович – магистрант кафедры градостроительства архитектурного факультета Самарского государственного архитектурно-строительного университета. (г.Самара)

Аннотация: В связи с развитием туризма, ориентация в городской среде приобретает все большее значение. На сегодняшний день это уже не просто наименование улиц или остановки общественного транспорта, а сложная многогранная система,   создание которой требует определенных навыков и знаний. В статье раскрываются основные принципы системы ориентации, ее виды и особенности, значимость для жителей города и туристов.

Ключевые слова: Туризм, туристический ресурс, туристическая инфраструктура,  ориентация, ориентир.

В настоящее время туризм превратился в массовое социально-экономическое явление международного масштаба. Это сложное и многогранное явление, и ни одна из существующих ныне наук не может определить его как объект собственных исследований.

Туризм, и в этом убеждены сами путешествующие, — это их (туристов) деятельность во время отдыха. Он стал характерной чертой образа жизни современного человека, стремящегося к смене впечатлений, познанию яркого и разнообразного мира.

С экономической же точки зрения – это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров. Поэтому для многих стран туризм стал весомой статьей государственных доходов и входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики.

Важное значение для развития как международного, так и внутреннего туризма имеют туристические ресурсы – совокупность природных и созданных  человеком объектов, явлений окружающей среды, пригодных для туристской деятельности.  Именно ресурсы являются основной целью путешествий, а следовательно, обуславливают и определяют важнейшие экономические показатели туризма, такие как количество туристов, цена на услуги, география путешествий, их сезонное распределение, длительность пребывания и прочие.

Необходимым условием освоения туристических ресурсов и развития туризма в целом  является инфраструктура туризма – комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, обеспечивающих нормальный доступ туристов к туристским ресурсам и их надлежащее использование в целях туризма. Это автомобильные и железные дороги, вокзалы и терминалы, системы регулирования дорожного, воздушного, речного и морского движений, системы теплоснабжения, электросети и т.д.

Главная особенность туристской инфраструктуры  в том, что она обслуживает туристов и местное население, поэтому её развитие не только способствует туристскому освоению территории, но и улучшает условия жизни жителей данного района.

Одним из  компонентов туристской инфраструктуры, который играет немаловажную роль в развитии туризма, является система ориентации.

Система ориентации служит для определения собственного местонахождения, ознакомления с окружающими объектами, разработки маршрута к объекту. Иными словами, ориентация представляет собой процесс, с помощью которого человек может функционировать в пространстве, используя сигналы из окружающей среды.

Более корректный термин, речь о котором пойдет  в данной статье, звучит по-английски Wayfinding System (Система нахождения пути) или Orientation System — то есть ориентация в пространстве: городе, торговом центре, вокзале и т.д.

В 1960 году в книге «Образ города» («Image of the city») Кевин Линч (Kevin Lynch) первым ввел данное понятие. В своей работе автор призвал тогдашнее поколение архитекторов, дизайнеров и вообще жителей городов рассматривать городское пространство  как функциональное целое. Используя  понятие «Читаемость среды», он сосредоточил внимание на структуре и организации систем ориентации в городе. Проведя обширное исследование Бостона, Нью-Джерси и Лос-Анджелеса, Линч обобщил опыт ориентации реальных людей в реальных городах.

Сложная система улиц и недостаток хорошо заметных ориентиров дезориентируют приезжих и вынуждают их приобретать карты города. Как ясно из названия книги Кевина Линча, влияние читаемости среды не ограничивается ориентацией – читаемость формирует образ города в сознании людей. Заблудиться в городе очень неприятно и даже страшно. Если подобные случаи происходят часто, это не только отрицательно влияет на условия жизни жителей города, но и вредит имиджу данного региона, его туристическому развитию. И наоборот, заметные объекты, сочетающие в себе форму и функциональность, будучи красивыми и полезными инструментами ориентации, могут существенно улучшить имидж города.

Идя по стопам Кевина Линча, дизайнер Пол Артур (Paul Arthur) и архитектор Ромеди Пассини (Romedi Passini) в книге «Ориентация: люди, знаки и архитектура» (Wayfinding: People, Signs and Architecture), вышедшей в 1992 году, приводят нас к более глубокому пониманию застроенной окружающей среды.

Артур и Пассини объясняют, что неудачная поддержка ориентации приводит к более серьезным последствиям, чем просто испорченное настроение, потеря времени и опоздание на поезд или самолет. К тому же довольно много людей с ограниченными физическими возможностями.

Используя труды упомянутых выше авторов, в границах данной темы можно выделить две системы ориентации в структуре города: информативная система ориентации и образная система ориентации.

Информативная система ориентации – это  совокупность элементов среды, предоставляющих информацию и различные сведения потребителю в виде текста, карт, схем или направлений. Количество информации в открытых и закрытых территориях оказывает существенное влияние на пространственно-временное восприятие человека. Информативная система охватывает широкий спектр проблем: способствуют ориентации, оценке эстетико-художественных и эмоциональных особенностей окружающего пространства.

Данный тип ориентации существует много лет, но с течением времени изменяются только принципы формообразования и технологии реализации информационных носителей. Функции объектов – коммуникация, передача сведений потребителю, организация эмоциональной составляющей открытого пространства, остаются прежними.

Любая система имеет своего потребителя. Так информативная система ориентации в структуре города должна работать на пять групп потребителей: местные жители, жители отдаленных районов города, российские туристы, иностранные туристы, жители и гости города с ограниченными возможностями.

Отсюда следует, что данная система должна быть: понятна, актуальна, легко читаема,  правильно расположена. Особенности же информативной системы ориентации, такие как тип, форма, цвет, материал,  расположение, должны быть основаны на достоверных научных исследованиях.

Более важной системой «Нахождения пути» является образная. Образная ориентация, в отличие от информативной – это функционирование человека в среде, используя индивидуальные образы, когнитивные представления того или иного окружения. Любой личный образ уникален, но тем не менее, совпадает с общественным, обладающим в различных типах окружения большей или меньшей степенью. Безусловно, на образ окружения влияют такие факторы как социальное значение территории, ее функция, история, но ориентация ограничено здесь самой средой, только предметными, непосредственно воспринимаемыми объектами. Ромеди Пассини и Пол Артур в книге «Ориентация в пространстве: люди, знаки и архитектура» называют такую ориентацию архитектурной. Система знаков, указателей и прочих информативных элементов не может быть единственным источником информации – направлять  должна сама архитектурная среда.

Человек, оказавшийся в незнакомой среде, должен понимать свое местоположение, представлять хотя бы в общих чертах планировку окружения и определять направления, в которых ему надо двигаться, чтобы попасть в то или иное место. По данным различных исследований группа факторов, связанных с трудностью ориентации занимает одно из первых мест в списке причин плохого туристического развития того или иного региона. Поэтому на пути своего движения турист или местный житель должен постоянно встречать ориентиры.

Ориентиры обычно представляют собой достаточно просто определяемые материальные объекты. Использование ориентира означает вычленение одного элемента из множества. Одни ориентиры – дистанционного типа, воспринимаются обычно под разными углами и с различных расстояний, служат для ориентации относительно центра или центров. Они могут быть расположены внутри города или на таком удалении, что вполне надежно обозначают направление: отдельно стоящие башни, купола, холмы и тд. Другие ориентиры – локального типа, видимы только в ограниченных пределах и с определенных подходов. Это витрины, деревья, дверные ручки и прочие детали, которые насыщают образ города для большинства наблюдателей.

Ориентация не является даром или врожденной способностью, которую имеет один или абсолютно не имеет другой. Тем не менее – это необходимое условие для жизни в современном мире, навык для свободы человека и его уверенности в себе. В условиях хорошей системы ориентации определять свое местонахождение, понимать и планировать свой дальнейший маршрут теперь под силу не только жителям города, но и его гостям – туристам.

Список литературы:

1. Квартальнов В.А. Туризм / М.: Финансы и статистика, 2002
2. Paul Arthur, Romedi Passini. Wayfinding: People, Signs, and Architecture / McGraw-Hill, 1992
3. К. Линч. Образ города. Перевод с английского Глазычев В.Л. / М.: Стройиздат, 1982

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 350 рублей для России и 420 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 120 рублей

Реквизиты для оплаты через банк