УДК 656.6

Проработка маршрутов внутригородского водного транспорта с учетом использования электросудов и амфибийных транспортных средств для преодоления участков с гидротехническими сооружениями по бесшовной технологии организации пассажирских перевозок

Бибиков Михаил Юрьевич – старший преподаватель Российского университета транспорта

Алфёров Вадим Викторович – старший преподаватель Российского университета транспорта

Аннотация: В статье, на основании анализа существующих и перспективных маршрутов внутригородского водного транспорта в Москве, рассматриваются варианты их проработки с учетом использования электросудов и амфибийных транспортных средств для преодоления участков с гидротехническими сооружениями по бесшовной технологии организации пассажирских перевозок. Анализируется мировой опыт применения судоподъемников для решения задачи быстрого пропуска пассажирских судов. Даны предложения по использованию судоподъемника на участке Москвы-реки в районе Перервинской плотины и шлюза № 10.

Ключевые слова: пассажирское судно, речной транспорт, судоподъемник, аквабус, электросуда, водные маршруты.

Введение

Московское правительство постоянно трансформирует транспортную структуру столицы, внедряя самые передовые решения в области транспортной ифраструктуры. Однако любые иновации требуют координально новых подходов как с точки зрения новых технических и технологических решений, так и с точки зрения организационных вопросов.

В Москве, в результате перепланировки многих районов, возникла необходимость организовывать совершенно новые городские пространства для бизнеса, проживания и отдыха, причем при решении этих вопросов транспорт порой играет крайне важную роль и традиционные виды транспорта могут в короткий период измениться как технологически, так и организационно.

Ликсутов М.С., заместитель Мэра Москвы, начальник Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы отметил, что «по поручению Мэра Москвы С.С. Собянина, осуществляется улучшение транспортной сети столицы, … был запущен новый водный электротранспорт… с вводом нового регулярного маршрута улучшилась транспортная доступность 20% новостроек, вблизи которых есть причалы».

Водный транспорт Москвы за счет внедрения  новых технологий в области судостроения получил за последние два года новейшие типы флота - электросуда, которые очевидно в будущем займут свою нишу в области пассажиских перевозок и организации отдыха москвичей и туристов, посещающих Москву.

Имеющиеся на сегодняшний день водные пути в настоящее время удовлетворяют потребностям в области пассажирских перевозок в границах Москвы. Однако, есть определенные сложности с точки зрения организации сквозных маршрутов по всему участку Москвы-реки, протекающему по территории города.  Сложности заключаются в том, что движение судов ограничиваются участками реки, расположенными между гидротехническими сооружениями (ГТС). Исходя из этого, возможно предложить решение в виде модернизации этих ГТС - шлюзов, под потребности перевозчиков. Для этого необходимы новые технические решения.

Основная часть

В мире для перемещения судов из одного бьефа в другой часто используют традиционные шлюзованные системы. Однако, во многих странах, используют и судоподьемники различных, зачастую оригинальных, конструкций.

В Китае для перемещения пассажирских судов применяют лифты с судовыми ваннами. В октябре 2016 г., после завершения испытаний, в Китае заработал один из крупнейших в мире судовых подъемников (рисунок 1-а), расположенный в «Трёх Ущельях». «Он предназначен, в основном, для перемещения пассажирских судов, имеющих водоизмещение до 3 000 т., его максимальная высота подъема составляет 113 м., а размеры подъёмной камеры — 120×18×3,5 м. При этом, подъёмная камера судоподъёмника и связанные с ней механизмы весят около 15 500 тонн» [1]. Время подъёма/спуска составляет около 10 мин, прохода – 30 мин. Для сравнения, шлюзование через двухниточный пятиступенчатый судоходный шлюз (который расположен также в «Трёх Ущельях) с размером камер 280×35×5 м занимает около 4 часов» [1].

«22 июня 2021 г. началась пробная эксплуатация судоподъемника на гидроэлектростанции Гоупитань на реке Уцзян в провинции Гуйчжоу. В проекте используются три вертикальных судоподъемника, соединенные двумя промежуточными каналами. Вертикальные высоты трех ступеней составляют 79 м, 127 м (на 14 м выше судоподъемника на самой большой в мире плотине Три Ущелья) и 49 м. Перепад высот от верхнего до нижнего течения может достигать 199 м, длина водного пути составляет 2,3 км. Новая система позволит проходить через ГЭС судам дедвейтом до 500 тонн» [2].

image001 

Рисунок 1-а. Схема судоподъемника, расположенного в «Трёх Ущельях» (Китай) [1].
image002

Рисунок 1-б. Cудоподъемник на гидроэлектростанции Гоупитань на реке Уцзян в провинции Гуйчжоу (Китай) [2].

В Европейских странах используются роторные судопропускные сооружения. Одним из таких «оригинальных сооружений является роторный судоподъемник «Фолкирк Вил» (рисунок 2) в Шотландии. Он был построен в 1999-2002 годах на канале, соединяющем Глазго и Эдинбург. Вращающаяся часть сооружения состоит из двух заполненных водой камер, в каждой из которой может поместиться несколько яхт и катеров общим весом в 600 тонн. Перепад между бьефами – 24 метра, процесс перемещения занимает 15 минут. В верхнем бьефе судоходный канал реализован в виде акведука и тоннеля. Это гидротехническое сооружение стало настоящим аттракционом, многие приезжают в Шотландию именно для того, чтобы на нем прокатиться» [3].

image003image004

Рисунок 2. Роторный судоподъемник «Фолкирк Вил» (Шотландия), построенный на соединяющем Глазго и Эдинбург канале [3].

 «В 2002 году на Центральном канале Бельгии был введен в эксплуатацию вертикальный судоподъемник Стрепи-Тьё (рисунок 3), имеющий перепад между бьефами 73 м. Огромный лифт для перемещения судов заменил 4 меньших по размеру судоподъемника, которые были построены в 1882-1917 годах. В 1998 году они были включены ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. Все четыре судоподъёмника сохранены в том состоянии, в котором они были построены в конце XIX — начале XX столетия. Начиная с осени 2002 года их коммерческое использование прекращено, и весь грузопоток был пущен по проложенному новому Центральному каналу с судоподъёмником Стрепи-Тьё. В отличие от шотландской конструкции, больше ориентированной на туристов и маломерные суда, бельгийский судоподъемник активно используется для перемещения грузовых судов водоизмещением до 2000 т.» [3]

Известны и другие способы перемещения судов по высоте. Слипы, судоподъёмники, доки и т.д.

Как можно видеть из показанных на рисунках некоторых судоподъемников, зачастую они являются уникальными архитектурными сооружениями, выполняя не только свою основную функцию, связанную с перемещением судов, но и становясь достопримечательностями и привлекая внимание туристов.

 

image005image006Рисунок 3. Вертикальный судоподъемник Стрепи-Тьё Центрального канала (Бельгия) [3, 4].

В России имеется Красноярский судоподъемник (рисунок 4), который «перемещает судовозную камеру с судном, имеющим водоизмещение до 1 500 т., на высоту 104 метра, а его конструкция включает в себя огромный поворотный круг. Его строительство было начато в 1963 году и длилось более 10 лет. Красноярский судоподъемник с 1982 года находится в постоянной эксплуатации» [5, 6]. Схема Красноярского судоподъемника представлена на рисунке 5.

 image007image008

Рисунок 4. Красноярский судоподъемник [5].

image009

Рисунок 5. Схема Красноярского судоподъемника: 1 – пути верхнего бьефа; 2 – ремонтно-монтажная площадка; 3 – пути нижнего бьефа; 4 – поворотное устройство; 5 – судовозная камера; 6 – судно [6].

 «В ближайшие годы планируем запустить ещё три (речных) маршрута, таким образом, что вся акватория Москвы-реки в границах города будет так или иначе охвачена пассажирским движением… конечно, вид города с Москвы-реки и (речных) трамвайчиков очень интересен… пассажиры будут любоваться столицей», - сказал Мэр Москвы Сергей Семёнович Собянин, при посещении Северного речного вокзала с президентом России Владимиром Владимировичем Путиным [6]. Собянин С.С. отметил, что этот проект (запуск электросудов) важен для города: «Это возрождение регулярного речного транспорта, 32 года тому назад речной транспорт в Москве был остановлен, с тех пор не функционировал, хотя он в свое время пользовался большой популярностью у москвичей, потому что река так расположена [в столице], что местами можно гораздо быстрее проехать на речном трамвайчике, чем объезжать по дорогам: иногда это занимает час, а здесь за 15-20 минут можно проехать тот же маршрут» [6].

Ликсутов М.С., заместитель Мэра Москвы, начальник Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы, в своём интервью на канале «Москва24» заметил, что «проработки носят исследовательский характер, … какие-то районы строятся на берегу Москвы-реки, где водный транспорт будет удобным для поездки. Видим в этом большое будущее! Думаем, что к концу года у нас будут наработки, которые можно будет публично обсудить со всеми желающими, со специалистами и, вообще, людьми, неравнодушными к транспортной системе, обязательно все дальнейшие шаги будем обсуждать с москвичами, давать возможность (им) откорректировать планы и маршруты, дадим возможность широкого обсуждения!» [7].

Рассматривая существующие маршруты и перспективные маршруты (рисунки 6 и 7), необходимо обратить внимание на разрывы, связанные с наличием ГТС на Москве – реке. Понимаем, что в границах Москвы очень тяжело осуществлять новое гидростроительство, поэтому можно предложить использовать старые шлюзы для судопропуска, на транзитных линиях, например от причала Зиларт до Братеево (на рисунках 6 и 7 участок показан красным прямоугольником). Однако, в этом случае, шлюзование на рассматриваемом маршруте будет занимать около одного часа при круговом рейсе.

В качестве мер по значительному сокращению времени шлюзования на данном участке, можно предложить следующие варианты:

  • на Перервинской плотине (на рисунке 8 обозначено буквой б) можно установить небольшие судопропускные сооружения, позволяющие быстро пропускать прогулочные суда через плотину по типу Красноярского судоподъёмника;
  • можно применить новые технические решения за счёт использования одной из камер Перервинского шлюза (на рисунке 8 обозначено буквой а) для оригинального судопропускного сооружения, или построить параллельно судопропускное сооружение для прогулочных судов небольшого размера, с меньшей по размеру камерой. Это позволит уменьшить время шлюзования за счёт ускоренного наполнения камеры меньших по объему размеров.

image011

Рисунок 6. Перспективная карта развития внутренних городских водных регулярных маршрутов  до 2035 году (красным на схеме показан разрыв пассажирских маршрутов из-за ГТС) Источник: Выставка «Станция Манеж», Московский Урбанистический Форум.

image013

Рисунок 7. Структура маршрутов г. Москвы (2023 г.) [8].

image015

Безусловно, можно применить и другие технические решения, изучив международный опыт.

Еще одним предложением по организации сквозного безостановочного рейса на участке с Перевинской плотиной может быть предложение по организации эксплуатации на этом участке аквабусов (автобусов амфибийного типа) (рисунок 9) с преодолением части маршрута по суше по Коломенской набережной или улицам Судостроительная, Корабельная и Речников (рисунок 10).

image016image017

Рисунок 9. Внешний вид аквабусов (автобусов амфибийного типа) Источник: [https://swimbus.eu/].

image018

Рисунок 10. Фрагмент схемы предлагаемого «амфибийного» («наземно-водного») маршрута, на котором предлагается использовать автобусы амфибийного типа.

Данный маршрут можно будет считать отчасти развлекательным. Для его организации необходимо будет построить два слипа для заезда на сухопутную часть маршрута и сьезда с него  со стороны Москвы реки выше и ниже Перервинской плотины. В этом случае, такие маршруты могут иметь остановочные пункты  на берегу и на воде.

Заключение

Для перемещения судов между различными бъефами реки, помимо традиционных шлюзов, существуют специальные судовые лифты, судоподъемники и т.д.

В связи с тем, что судопропуск через шлюз занимает значительное время, в сетке маршрутов Москвы имеются ряд разрывов. Например, на схемам нет сквозного маршрута ЗИЛ-Братеево, так как судам необходимо проходить 10 шлюз.

Понимая, что в границах Москвы очень тяжело осуществлять новое гидростроительство, в качестве мер по значительному сокращению времени шлюзования на данном участке, можно предложены следующие варианты:

  • на Перервинской плотине можно установить небольшие судопропускные сооружения, позволяющие быстро пропускать прогулочные суда через плотину по типу Красноярского судоподъёмника. Судоподъемник будет выполнять не только свою основную функцию, связанную с перемещением судов, но и станет еще одни своеобразным аттракционом для туристов, а также уникальным архитектурным сооружением в Москве;
  • можно использовать одну из камер Перервинского шлюза для оригинального судопропускного сооружения, или построить параллельно судопропускное сооружение для прогулочных судов небольшого размера, с меньшей по размеру камерой. Это позволит уменьшить время шлюзования за счёт ускоренного наполнения камеры меньших по объему размеров.
  • ещё один вариант по организации сквозного безостановочного рейса на участке с Перевинской плотиной, без значительных капитальных вложений в модернизацию судопропускной инфраструктуры, может быть предложение по организации эксплуатации на этом участке аквабусов (автобусов амфибийного типа) с преодолением части маршрута по суше по Коломенской набережной или улицам Судостроительная, Корабельная и Речников. Для этого необходимо будет построить два слипа для заезда на сухопутную часть маршрута и съезда с него  со стороны Москвы реки выше и ниже Перервинской плотины. В этом случае, такие маршруты могут иметь остановочные пункты на берегу и на воде.

Список литературы

  1. Крупнейший судовой подъёмник. Evolution. Технический журнал SFK [Электронный ресурс] URL: https://evolution.skf.com/ru/крупнейший-судовой-подъемник/ (дата обращения 05.09.2023).
  2. Самый высокий судоподъёмник в мире. Информационно-аналитическое агентство SeaNews [Электронный ресурс] URL: https://seanews.ru/2021/06/29/ru-samyj-vysokij-sudopodjomnik-v-mire/ (дата обращения 05.09.2023).
  3. Уникальные судопропускные сооружения [Электронный ресурс] URL: https://rushydro.livejournal.com/308271.html (дата обращения 05.09.2023).
  4. Центральный канал и судоподъемники [Электронный ресурс] URL: https://www.votpusk.ru/article/attractions/belgiya/valloniya/centralnyi_kanal_i_sudopodemniki-a (дата обращения 05.09.2023).
  5. Красноярский судоподъемник. Судоходные шлюзы [Электронный ресурс] URL: https://www.sudohodnyj-shlyuz.ru/2021/03/Krasnoyarskiy-sudopodyemnik.html (дата обращения 05.09.2023).
  6. На Москве-реке в ближайшие годы планируют запустить пять маршрутов электротранспорта [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/obschestvo/18070769 (дата обращения: 05.09.2023).
  7. «Ещё 3 маршрута разрабатывают в Москве». Москва24 [Электронный ресурс] URL: https://www.m24.ru/news/transport/09092023/617511 (дата обращения: 05.09.2023).
  8. Речной транспорт Москвы [Электронный ресурс] URL: https://transport.mos.ru/reka (дата обращения 05.09.2023).
  9. «Скоро мы запустим второй регулярный речной маршрут» [Электронный ресурс] URL: https://transport.mos.ru/mostrans/all_news/116175 (дата обращения 05.09.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: