УДК 316.663

Функциональная составляющая лидерства

Нечаева Дарья Сергеевна – студентка по направлению «Педагогические образование с двумя профилями подготовки (история и обществознание)» Балашовского института (филиала) Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского.

Аннотация: Дан краткий анализ проблемы функциональной составляющей лидерства. Рассмотрены основные линии научных исследований отечественных и зарубежных авторов, касающихся феномена лидерства. Представлены сущностные характеристики функций лидерства.

Ключевые слова: лидерство, социально-психологические характеристики лидера, функции лидерства.

Проблема лидерства, в научной практике рассматривается учеными с позиции общественно социального явления, которое стимулирует объединение малых и больших групп для достижения единой цели. В этой связи, феномен «лидер» трактуется учеными, как субъект социально-психологического взаимодействия, имеющий выраженное влияние на спектр оценочно -смысловых позиций окружающих и способный к эффективной организационной работе по достижению общих планов, целей.

Первичные системные разработки проблемы лидерства относятся к периоду начала XX века. В этот период появились научные работы, освещающие специфику проявления лидерства, механизмов функционирования данного явления (К. Бирд, Р. Стогдилл, Э. Богардус, К. Левин, П. Пигорс, Е. А. Аркин, П. Л. Загоровский, П. М. Керженцев, А. С. Макаренко и др.).

Зарубежные исследователи, трактуя термин «лидерство», обращали внимание на его особенности проявления личностном и деловом форматах. Собственно, первые теории зарубежных исследователей фокусировали свое внимание именно на социально-психологических характеристиках личности лидера. Интересным моментом выступает, что в отечественной научной практике первично термин «лидерства» не употреблялся, а имел взаимозаменяющий синоним «вожачество». Однако, сущностный смысл вкладываемый в этой понятие, безусловно, соответствовал феноменологии лидерства.

Можно с уверенностью утверждать, что первые системные исследования отечественных и зарубежных исследователей отличал высокий уровень идеологизации, связанной с разными политическими системами и, сформированной ментальностью в массовом сознании. В то же время, одним из ведущих акцентов, которые делали ученые в своих исследованиях являлся акцент на функциональную составляющую данного феномена, то есть, сущностный ряд обоснований значимости для личности и общества, в целом, миссии лидерства.

Следует отметить, что вопрос функциональной составляющий лидерства, как формат исполнения целевой задачи, на которую направлено деятельная активность, исследуется и современными учеными достаточно обширно. В трудах: А.В. Петровского, Ю.П. Платонова, Н.Д. Шафеевой, Т. Парсонса, Р. Янг отражаются идеи о значимости и сущностной миссии лидерства.

Так, в исследовании А.В. Петровского отмечается, что стратометрическая структура общества поддерживается дифференциальным разделением на лидерские основы и основы исполнительного ряда. По мнению ученого, лидерство осуществляет функции организации масс для решения желаемой цели. Причем, исследователь отмечает, что организация какой-либо группы под руководством лидера, включает в себя информационно-просветительский аспект для уточнения деталей работы и мобилизации усилий [3].

На наш взгляд, в организационную функцию лидерства входит принятие общего решения, постановка цели, выбор стратегий достижения результата, а также долевое участие каждого члена группы. Фактически, речь идет именно о процессе коллективного целеполагания и прогнозирования. Чем согласованнее будет процесс принятия решения, тем эффективнее будет достижение поставленной цели и оптимальное результат совместных интеракций.

Р. Янг полагает, что организационная функция лидерства сопряжена с понятием тимбилдинг. В рамках командообразования лидер осуществляет свою направляющую роль движения к поставленной цели. Исследователь уточняет, что от конструктивного распределения позиций и ответственности за детали дела зависит результативность достижения общей цели [7].

Близкую точку зрения можно обнаружить в исследовании Т. Парсонса, в котором отмечается, что организационная функция лидерства позволяет четко сформулировать общую систему координат действования коллектива. Исследователь полагает, что ведущая роль в составлении общей концепции достижения цели принадлежит именно лидеру и зависит от ого организационных способностей [2].

Мы считаем, что функции лидера и сам процесс лидерства, как факт, осуществления влияния на группу взаимосвязаны с актами коммуникации между партнерами. Лидер, как субъект взаимодействия, который обладает наиболее выраженными коммуникативными способностями, то есть ресурсами убеждения, уверенной аргументации и ассертивностью способен удерживать коллектив режиме выраженной смотивированности на достижение цели.

Подтверждение данному тезису можно найти в исследовании Ю.П. Платонова, в котором автор указывает на то, что лидер, осуществляя акт воздействия на коллектив, должен опираться на навыки свободной коммуникации и обоснованной аргументации целевого использования усилий, чтобы группа испытывала доверие и уверенность в успешном завершении дела. Исследователь отмечает, что много вопросов снимается в ситуации, когда группа имеет достаточный выраженный опыт эффективного взаимодействия и достижения целей. В этом случае, срабатывает так называемая самоорганизующаяся система действования и эффективность совместных интеракций возрастает [4].

Е.А. Тугянова полагает, что в базовые функции лидерства входят: организационный, информационно-просветительский и социализирующе-регулирующий аспекты. По мнению исследовательницы, перечисленные функции взаимосвязаны и дают мощный поток деятельной энергии для всего коллектива. Иными словами, правильная организация, детальная проработка действий, понимание сути и формата решения вопроса с опорой на поддержку и понимание партнеров дает выраженную результативность. Причем, ведущая направляющая и корректирующая роль принадлежит лидеру коллектива, его функциональной состоятельности [5].

Идея о том, что одной из значимых функций лидера является социализирующая принадлежит также исследовательнице Н.Д. Шафеевой. Автор указывает, что функциональные задачи лидерства успешнее осуществляются, если коллективный настрой, взаимоподдержка членов группы активно присутствует на каждом этапе действования. Причем, совместная деятельность группы может выступать и как самостоятельный фактор активизации социализации, накопления знаний и умений взаимодействия, расширение представлений о собственных возможностях и потенциале других людей [6].

Следует отметить, что функция социализации в рамках функционала лидерства всегда имеет бинарное влияние, так как, позволяет получить обратную связь и партнеры настраиваются на совместную рефлексию. Это обстоятельство сопряжено с тем, что в целевые посылы социализирующей функции лидера входит создание зоны взаиморазвития, партнерства, которое позволяет успешно достигать поставленной цели.

Хотелось бы отметить, так же идеи, представленные в исследовании О.В. Евтихова, в котором отмечается, что в формат функциональных задач лидерства входят следующие базовые составляющие: организация, информирование и социализирование субъектов группы, выполняющей общий план действий. Исследователь считает, что взаимосвязь данных аспектов и представляет собой функциональную миссию лидерства, как явления, связанное с психологическим воздействием на мнения, оценки и действенные акты группы [1].

Таким образом, можно резюмировать, что к базовым функциям лидерства ученые относят:

  • организационную;
  • информационно-просветительскую;
  • социализирующе–регулятивную.

Список литературы

  1. Евтихов О.В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика / О.В. Евтихов. – СПб.: Речь. 2007. – 238 с.
  2. Парсонс Т. [Parsons T.] Система координат и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем / пер. с англ.яз. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. – 478 с.
  3. Петровский А.В. Теория деятельностного опосредствования и проблема лидерства // Вопросы психологии. 1980. № 2. С. 29–41.
  4. Платонов Ю.П. Структура и условия лидерства [Электронный ресурс] // Гуманитарный портал: центр гуманитарных технологий 2002 – 2023. URL: https://gtmarket.ru/library/articles/4930?ysclid=llgdbbdf8691221879 (дата обращения 18.08.2023).
  5. Тугянова Е.А. Теоретические основы изучения лидерства в психологии [Электронный ресурс] // Cyberleninka: открытая наука 2023. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-izucheniya-liderstva-v-psihologii?ysclid=llgdn5o3zc801668927 (дата обращения 18.08.2023).
  6. Шафеева Н.Д. Теоретические основы лидерских качеств студентов // Среднее профессиональное образование. 2011. № 10. С. 58-61.
  7. Янг Р. Лидерство в командах: создание команды, разрешение конфликтов, получение желаемых результатов в ходе командной работы / Р. Янг. – М.: ГИППО, 2004. – 121 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: