УДК 159.9:796

Психологическое воздействие спорта на подростка

Копняева Дарья Ивановна – студентка факультета Цифровой экономики и массовых коммуникаций Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики.

Демчук Елена Евгеньевна – доцент, преподаватель кафедры Физического воспитания Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики.

Аннотация: В обществе существует множество возможностей на пути к успеху, и спорт – одна из них. Роль спорта высоко ценится обществом и занимает видное место. Спорт оказывает весьма многогранное воздействие на физическое и эмоциональное состояние человека. Физические упражнения удовлетворяют ежедневную потребность в движении.

В подростковом возрасте потребность в спорте выше, поскольку в это время в организме человека происходят функциональные изменения. В это время закладывается фундамент, от которого зависит, насколько сильным и выносливым будет человек в будущем. Отмечается положительное влияние спорта не только на организм подростков, но и на эмоциональную сферу и формирование характера. Спорт способствует развитию воли, стремления к победе, выносливости и умения бороться и не бояться поражения. Занимаясь спортом, подросток:

  • становится более стрессоустойчивым;
  • лучше понимает и контролирует свое тело;
  • лучше контролирует собственные эмоции. Регулярные физические нагрузки способствуют лучшей циркуляции кислорода в крови, тонизируя организм и позволяя подростку стать более выносливым, что немаловажно в современном ритме жизни.

Ключевые слова: спорт, психология, подростки, физическая культура, влияние.

Роль спорта для подростков сегодня значима как никогда, поскольку с каждым годом растет уровень гиподинамии и увлеченности компьютерными играми. К тому же современные школьники подросткового возраста вынужденно проводят в интернете не только досуг, но и часть учебного времени, выполняя на компьютере различные задания и создавая учебные презентации и проекты [15, 17].

Занятия спортом и физической культурой должны стать одним из ведущих направлений образовательного процесса, так как это ведет к активизации динамичного образа жизни и более успешной личностной самореализации [13, 14, 16]. Для того, чтобы привлечь подростков к спортивным занятиям и обеспечить их самореализацию через спортивные достижения, важно сформировать психологические условия такой деятельности.

Для подростков наиболее значимой является интимно-личностная сфера жизни, то есть насыщенное общение со сверстниками. Часто идеалом для них становится кумир-ровесник из какой-либо близкой по духу субкультуры. Соответственно, и учителя, и родители во многом утрачивают былой авторитет. На этом фоне спортивные занятия способны занять серьезную нишу в жизни подростка, формируя нормы поведения и здоровое восприятие реальности. Образовательно-тренировочная деятельность основывается на воспитании при помощи целенаправленной физической активности. Основная цель при этом - улучшение физической формы и спортивных результатов, что немаловажно для каждого на этапе наступающей половой зрелости. Тренеру необходимо быть очень внимательным к психологической направленности и особенностям личности в рассматриваемом возрасте. Заметное влияние способна оказать и работа с родителями подростка-спортсмена, поскольку семья крайне важна для перспектив успешной спортивной карьеры. Проблемы контакта ребенка с родителями могут сильно помешать достижению спортивных высот.

В подростковом возрасте не только интенсивно происходит половое созревание (характеризующееся резкими всплесками эмоций и неконтролируемостью настроений), но и возникает ряд личностных кризисов, которые важно пройти без больших потерь:

Кризис идентичности

У ребенка в этом возрасте происходит поиск себя, выбор новой целостности и взрослой идентичности, формирующей обновленное восприятие мира и себя в нем. Наблюдается активизация интереса к самому себе и своему внутреннему миру: подростки начинают общаться на темы, которые затрагивают нравственные и моральные вопросы, что-то пытаются доказать друг другу, по-другому выстроить межличностные отношения, лучше понять уровень собственных способностей. Все перечисленные процессы объединяются понятием «поиск самоидентичности», в центре которого возникают вопросы «Кто я? За кого меня принимают? Кем бы мне хотелось стать в будущем?» Подросток старается ответить на эти вопросы самостоятельно, подсознательно ориентируясь на образцы в социальном окружении и в семье.

В этот период могут очень сильно проявляться тревога, различные сложные страхи и неуверенность, боязнь потерять душевное и даже телесное единство, что выражается внешне в возникновении ритуальных повторяющихся действий – записывание мыслей, ощупывание частей тела, определенные алгоритмы выполнения ежедневных обязанностей.

Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности

Российские психологи выделили особенность подросткового возраста – возникновение ощущения взрослости, что выражается в стремлении расширить границы своих прав, стать самостоятельнее и независимее, делать то, что сам хочешь, и так, как знаешь и умеешь. Подростки превращаются в очень конфликтных, в любой ситуации отстаивают собственную точку зрения, часто бросают заниматься музыкой, спортом, другими занятиями в кружках, которым посвятили немало лет и времени. Подобное поведение зачастую провоцирует взрослых на введение запретов.

Рассматриваемый кризис может быть пережит неоднократно, в зависимости от уровня неустойчивости эмоциональной сферы, интенсивности полового созревания и обстановки в семье. Возникающий семейный конфликт нередко становится причиной проблемного поведения ребенка в школе, употребления алкоголя и наркотиков, сбегания из дома, проявления суицидных наклонностей.

Кризис авторитетов

Самая распространенная подростковая реакция - реакция протеста против стандартных социальных норм и устоявшихся порядков. Нравственное развитие в данный период очень зависимо от оценок и мнения сверстников. Родительское мнение продолжает оставаться значимым при решении жизненно важных проблем, однако многие родители недооценивают свое влияние на ребенка. На первый план поэтому выходит влияние дворовых «авторитетов» с улицы, а их моральные нормы и принципы становятся сильнее семейных.

Как на протекание подростковых кризисов влияет спортивная деятельность? Ряд исследований устанавливает, что подростки, систематически занимающиеся физкультурой и активным спортом, вырабатывают у себя полезный стандарт режима дня, развивают такие качества личности, как ответственность, целеустремленность, настойчивость, решительность, коллективизм. Одновременно улучшается их общий физический тонус, жизнелюбие, уверенность в себе, эффективнее прогрессирует умственное развитие.

Спортивные занятия в подростковый период актуальны и потому, что формируют мотивацию в виде самоутверждения в процессе тренировок, на соревнованиях, во время демонстрации новых достижений друзьям и близким. Спорт влияет на развитие личности сразу в двух направлениях:

  1. Личностный рост. Он происходит за счет самореализации, раскрытия и утверждения собственного «я». Выступая за свою команду, в первую очередь подросток обращает внимание на свои личные достижения, рассматривая себя как отдельного индивида.
  2. Самоопределение. Личное стремление к победам все равно подразумевает защиту командных интересов, поэтому так или иначе способствует выработке коллективистских личностных качеств [2].

Таким образом, двусторонняя направленность спортивных занятий по умолчанию создает ситуации, когда успех определяют как индивидуальные достижения и умения, так и коллективные формы взаимодействий.

Начиная с возраста взросления, особенности темперамента и нервной организации меньше влияют на отношение к любой деятельности, однако заметно усиливается влияние самооценки, преобладающих мотиваций, уверенности либо неуверенности в себе, то есть проявлений личностных акцентуаций [18]. Правильно выстроенная система взаимодействий между спортсменами-подростками и тренером содействует позитивному восприятию спортивных занятий, формированию адекватной самооценки, удовлетворению потребности в признании сверстниками.

В начале спортивной карьеры ведущим мотивом к тренировкам выступают взаимоотношения с тренером. Тренер часто проявляет себя в качестве «опекуна», который контролирует не только спортивные результаты, но и поведение подростка в школе, его оценки, отношения в семье. Однако на последующих этапах спортивной карьеры увлеченность тренера такой ролью потенциально ведет к разрыву со спортсменами, поскольку более взрослых людей перестает устраивать чрезмерная опека и постоянный контроль.

Для детей больше всего значимы те тренерские качества, через которые они видят отношение к себе: справедливость, тактичность, доброта, общительность. Подростки 12–14 лет воспринимают тренера как «наставника», предпочитая более демократичный тип воздействия со стороны тренера. Неприемлемы такие формы общения, как принуждение, приказы, высмеивание, наклеивание ярлыков, публичные порицания и наказания, демонстрация игнорирования и т. п.

В подростковом периоде спортивной карьеры взаимодействие стандартно выстраивается в виде треугольника «юный спортсмен - тренер - родители спортсмена». Немало тренеров подчеркивают вредное влияние родительского тщеславия на становление профессионального спортсмена. Наиболее проблемными считаются так называемые «компенсирующие» родители, стремящиеся самоутвердиться за счет успехов подростка, а также гиперопекающие родители, которые слишком пытаются вмешаться в процесс тренировок. К этой категории относятся и родители, совсем не разбирающиеся в конкретном виде спорта (их подсказки ошибочны и некорректны), и те, кто в целом ставит под сомнение тренерский авторитет.

Спортивная карьера не только развивает личность, но дает возможность подняться вверх на «социальном лифте». Здесь успех зависит большей частью от личного старания, а спортивные навыки позволяют после ухода из большого спорта стать тренером или судьей соревнований, спортивным журналистом или комментатором-телеведущим. Спорт предоставляет немало направлений для самореализации, тем более, проходя сложный путь побед и поражений, человек формирует высокий уровень упорства и силы воли, облегчающий в дальнейшем достижение определенного статуса в обществе.

Исследуя психологические особенности подростковой мотивации по отношению к занятиям спортом, большинство специалистов сходятся во мнении, что это наиболее сложный возраст в этом плане. Переоценка своего места в мире часто заставляет ребенка покидать спортивную школу или секцию, причиной может стать и невозможность достигнуть в выбранном виде спорта выдающихся результатов. Поэтому очень важно правильно организовать процесс выстраивания мотивационных моментов.

По признаку доминирования основных мотивов спортивных занятий выделяют три их группы:

  1. Подростки, у которых преобладают деловые и чисто спортивные мотивы (спортивно-деловая мотивация). Они нацелены на ответственное отношение, достижение высоких результатов, проявляют четкую позицию во взаимодействиях со спортивной командой, у них наблюдается хорошая эмоциональная устойчивость во время соревнований.
  2. Подростки, у которых преобладают личные мотивы (личностно-престижная мотивация). Для них характерно самоутверждение за счет продвижения в спорте, выбор более престижных спортивных занятий, желание получать положительные оценки в ущерб результативности, излишний страх перед поражением. Во время соревнований они проявляют психологическую нестабильность.
  3. Подростки, у которых преобладает общественный мотив. Они осознают значимость спорта в целом для социума, хорошо действуют в команде, очень увлечены спортивными занятиями и ставят перед собой сложные спортивные задачи.

В идеале необходимо стремиться к гармоничному соотношению общественной и индивидуальной мотивации. Игнорирование той или иной из сторон мотивации одинаково ведет к ухудшению результатов. Немало авторов напрямую связывают успешность спортивных занятий с мотивом их достижения. К примеру, Дмитриенкова Л. П. доказывает, что у спортсменов высокой квалификации мотив к достижению победы всегда сильнее проявлен, чем у их коллег средней квалификации [4, с.55].

Анализируя статистику и источники, можно заметить, что в течение спортивной карьеры роль определенной мотивации меняется, и на первый план выходят другие доминирующие мотивы. Ильин Е.П. пишет, что причинами первоначального прихода в спорт (вне зависимости от вида спорта) могут быть:

  • стремление к самоутверждению и самовыражению;
  • удовлетворение каких-либо потребностей (материальных либо духовных);
  • социальные установки.

Действенность каждой из вышеперечисленных причин зависит от личностно-ценностных ориентаций спортсмена [5, с.70].

Причины и мотивы, по которым ребенок выбирает конкретный вид спорта, тоже могут быть различны [6, с.115]. Ведь главное для него не стремление к победам и высоким результатам, и не желание дольше находится в среде сверстников и товарищей по спорту. До шести лет ребенок просто выполняет двигательные задания, воспринимая достижение успеха как нечто само собой разумеющееся. В начальной школе возникает конкуренция с другими, формируя социальную потребность в достижении победы. В следующий период личные и общественные потребности достигают некоего баланса [8, с.68]. На подростковом этапе мотивационная структура усложняется за счет появления более сложной системы ценностей, а также за счет влияния всего прошлого опыта ребенка на его отношение к работе над собой. К этому времени уже понятны основные направления желаемой деятельности и давно сформированы базовые потребности в личностном и социальном успехе. К примеру, если родители ребенка обычно ставили перед ним простые и легко достижимые цели, да и еще и помогали их достичь, в большинстве случаев он будет иметь низкую потребность в достижении победы. Аналогично и ребенок, никогда не слышавший от родителей признания своих успехов.

Высокая потребность в результативности спортивной деятельности формируется, если родители ставят достаточно трудные, но вполне достижимые цели, причем предоставляют ребенку возможность самому их добиться, а затем хвалят за это [9, с.134]. Тренер должен по-разному вести себя с детьми с разным уровнем потребности в победе. Если уровень низкий, требуется изменить личностное восприятие успеха, поощрять и эмоционально поддерживать, демонстрируя, что для достижения хороших результатов нужны и достаточны лишь собственные усилия. Если подросток рано стал самостоятельным, то и характер обычно у него более целеустремленный, хотя и его нужно поддержать после проигрыша и помочь снять тревогу и страх перед возможной будущей неудачей. Есть и другая сторона медали - у подростков с высоким уровнем мотивации к победе и результативности снижается потребность в налаживании социальных связей [10, с.84].

Для подростков, мотивированных на достижение победы, характерно ставить перед собой некую позитивно окрашенную цель, и если она достигнута, то окружающими это однозначно расценивается как успех. Такие дети активно ищут подобный тип деятельности, сразу в нее включаются и выбирают самые эффективные действия для скорейшего достижения цели. Главная направленность их когнитивной сферы – готовность к успеху и настойчивое его ожидание. Если они рассчитывают на однозначное одобрение, когда цель будет достигнута, то вся необходимая для этого работа вызывает у таких спортсменов только положительные эмоции [11, с.59].

Спортсмен-подросток выбирает задачи среднего или повышенного уровня сложности, когда у него высокая мотивация достижения победы. В том случае, если мотивация низкая и заключается лишь в избежании крупных неудач, цели выбираются обычно либо совсем легкие, либо почти невыполнимые. У подростка, который стремится к успешности, интерес к задаче после неудачи только растет, а для того, кто сразу ориентирован на неудачу, может вообще исчезнуть. Замотивированные на успех дети в ситуации выбора между моментальной наградой или отсроченной во времени, но большей, выберут последнюю. Спортсмены-подростки с низким уровнем мотивации практически не способны отсрочить получение хоть какой-то награды [12, с.71].

Заключение

В России все более растет интерес к детскому спортивному воспитанию, в связи с чем мы считаем, что спортивным психологам и тренерам нужно совместно разрабатывать действенные механизмы усиления привлекательности спорта для подростков.

Хочется отметить, что спортивные занятия не только улучшают состояние здоровья, но и эффективно воздействуют на личностное становление. Кроме того, спорт часто выступает в роли «социального лифта», позволяя вырваться из не самой благоприятной социальной или семейной обстановки. Развитие спорта сегодня поддерживается на всех уровнях государственной власти, этой тенденции способствуют также общественные организации.

Список литературы

  1. Педагогика (спорт в жизни подростка). 20 января 2022, (адрес https://paidagogos.com/?р=7780)
  2. Сарсенбаева Б. И. «Психологические особенности отношения подростков к спортивной деятельности» //Журнал «Вопросы психологии», 1980–1998 г., с. 124-126, http://voppsy.ru/issues/1981/814/814124.htm
  3. Воронцова Н. В., Миненко К. С., Щепотьев А. В. Детерминанты преступного поведения несовершеннолетних // Педагогика высшей школы. - 2017. - № 1., с. 7–9.
  4. Таймазов В. А., Голуб Я. В. Психофизиологическое состояние спортсмена. - СПб.: изд-во Олимп. 2004
  5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - М. 2004
  6. Тарас А. Е. Психология спорта: Хрестоматия. - М. АСТ, 2007
  7. Волков Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта. - Киев: Олимпийская литература. 2002
  8. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999.
  9. Федотова Е. В. Основы управления многолетней подготовкой юных спортсменов в командных игровых видах спорта. М.: СпортАкадемПресс, 2003
  10. Лазарева Г. Ю. Как приучить ребенка к спорту. М.: АСТ, 2006
  11. Серова Л. К. Психология личности спортсмена. - Советский спорт. 2007
  12. Волков И. П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. - СПб.: Питер, 2002
  13. Интегративный подход к оценке координационных способностей спортсменов-конников начального этапа подготовки / Т. А. Рыженкова, В. В. Горелик, 3. Р. Хаирова, Т. П. Кнышева // Человек. Спорт. Медицина. 2020. Т. 20, № 1. - С. 74–81. DOI:10.14529/hsm200109
  14. Каськова Д. С. Психологические механизмы регуляции спортивной деятельности (на примере индивидуальных и групповых видов спорта) // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология».

Интересная статья? Поделись ей с другими: