УДК 159.9:796
Психологическое воздействие спорта на подростка
Копняева Дарья Ивановна – студентка факультета Цифровой экономики и массовых коммуникаций Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики.
Демчук Елена Евгеньевна – доцент, преподаватель кафедры Физического воспитания Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики.
Аннотация: В обществе существует множество возможностей на пути к успеху, и спорт – одна из них. Роль спорта высоко ценится обществом и занимает видное место. Спорт оказывает весьма многогранное воздействие на физическое и эмоциональное состояние человека. Физические упражнения удовлетворяют ежедневную потребность в движении.
В подростковом возрасте потребность в спорте выше, поскольку в это время в организме человека происходят функциональные изменения. В это время закладывается фундамент, от которого зависит, насколько сильным и выносливым будет человек в будущем. Отмечается положительное влияние спорта не только на организм подростков, но и на эмоциональную сферу и формирование характера. Спорт способствует развитию воли, стремления к победе, выносливости и умения бороться и не бояться поражения. Занимаясь спортом, подросток:
- становится более стрессоустойчивым;
- лучше понимает и контролирует свое тело;
- лучше контролирует собственные эмоции. Регулярные физические нагрузки способствуют лучшей циркуляции кислорода в крови, тонизируя организм и позволяя подростку стать более выносливым, что немаловажно в современном ритме жизни.
Ключевые слова: спорт, психология, подростки, физическая культура, влияние.
Роль спорта для подростков сегодня значима как никогда, поскольку с каждым годом растет уровень гиподинамии и увлеченности компьютерными играми. К тому же современные школьники подросткового возраста вынужденно проводят в интернете не только досуг, но и часть учебного времени, выполняя на компьютере различные задания и создавая учебные презентации и проекты [15, 17].
Занятия спортом и физической культурой должны стать одним из ведущих направлений образовательного процесса, так как это ведет к активизации динамичного образа жизни и более успешной личностной самореализации [13, 14, 16]. Для того, чтобы привлечь подростков к спортивным занятиям и обеспечить их самореализацию через спортивные достижения, важно сформировать психологические условия такой деятельности.
Для подростков наиболее значимой является интимно-личностная сфера жизни, то есть насыщенное общение со сверстниками. Часто идеалом для них становится кумир-ровесник из какой-либо близкой по духу субкультуры. Соответственно, и учителя, и родители во многом утрачивают былой авторитет. На этом фоне спортивные занятия способны занять серьезную нишу в жизни подростка, формируя нормы поведения и здоровое восприятие реальности. Образовательно-тренировочная деятельность основывается на воспитании при помощи целенаправленной физической активности. Основная цель при этом - улучшение физической формы и спортивных результатов, что немаловажно для каждого на этапе наступающей половой зрелости. Тренеру необходимо быть очень внимательным к психологической направленности и особенностям личности в рассматриваемом возрасте. Заметное влияние способна оказать и работа с родителями подростка-спортсмена, поскольку семья крайне важна для перспектив успешной спортивной карьеры. Проблемы контакта ребенка с родителями могут сильно помешать достижению спортивных высот.
В подростковом возрасте не только интенсивно происходит половое созревание (характеризующееся резкими всплесками эмоций и неконтролируемостью настроений), но и возникает ряд личностных кризисов, которые важно пройти без больших потерь:
Кризис идентичности
У ребенка в этом возрасте происходит поиск себя, выбор новой целостности и взрослой идентичности, формирующей обновленное восприятие мира и себя в нем. Наблюдается активизация интереса к самому себе и своему внутреннему миру: подростки начинают общаться на темы, которые затрагивают нравственные и моральные вопросы, что-то пытаются доказать друг другу, по-другому выстроить межличностные отношения, лучше понять уровень собственных способностей. Все перечисленные процессы объединяются понятием «поиск самоидентичности», в центре которого возникают вопросы «Кто я? За кого меня принимают? Кем бы мне хотелось стать в будущем?» Подросток старается ответить на эти вопросы самостоятельно, подсознательно ориентируясь на образцы в социальном окружении и в семье.
В этот период могут очень сильно проявляться тревога, различные сложные страхи и неуверенность, боязнь потерять душевное и даже телесное единство, что выражается внешне в возникновении ритуальных повторяющихся действий – записывание мыслей, ощупывание частей тела, определенные алгоритмы выполнения ежедневных обязанностей.
Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности
Российские психологи выделили особенность подросткового возраста – возникновение ощущения взрослости, что выражается в стремлении расширить границы своих прав, стать самостоятельнее и независимее, делать то, что сам хочешь, и так, как знаешь и умеешь. Подростки превращаются в очень конфликтных, в любой ситуации отстаивают собственную точку зрения, часто бросают заниматься музыкой, спортом, другими занятиями в кружках, которым посвятили немало лет и времени. Подобное поведение зачастую провоцирует взрослых на введение запретов.
Рассматриваемый кризис может быть пережит неоднократно, в зависимости от уровня неустойчивости эмоциональной сферы, интенсивности полового созревания и обстановки в семье. Возникающий семейный конфликт нередко становится причиной проблемного поведения ребенка в школе, употребления алкоголя и наркотиков, сбегания из дома, проявления суицидных наклонностей.
Кризис авторитетов
Самая распространенная подростковая реакция - реакция протеста против стандартных социальных норм и устоявшихся порядков. Нравственное развитие в данный период очень зависимо от оценок и мнения сверстников. Родительское мнение продолжает оставаться значимым при решении жизненно важных проблем, однако многие родители недооценивают свое влияние на ребенка. На первый план поэтому выходит влияние дворовых «авторитетов» с улицы, а их моральные нормы и принципы становятся сильнее семейных.
Как на протекание подростковых кризисов влияет спортивная деятельность? Ряд исследований устанавливает, что подростки, систематически занимающиеся физкультурой и активным спортом, вырабатывают у себя полезный стандарт режима дня, развивают такие качества личности, как ответственность, целеустремленность, настойчивость, решительность, коллективизм. Одновременно улучшается их общий физический тонус, жизнелюбие, уверенность в себе, эффективнее прогрессирует умственное развитие.
Спортивные занятия в подростковый период актуальны и потому, что формируют мотивацию в виде самоутверждения в процессе тренировок, на соревнованиях, во время демонстрации новых достижений друзьям и близким. Спорт влияет на развитие личности сразу в двух направлениях:
- Личностный рост. Он происходит за счет самореализации, раскрытия и утверждения собственного «я». Выступая за свою команду, в первую очередь подросток обращает внимание на свои личные достижения, рассматривая себя как отдельного индивида.
- Самоопределение. Личное стремление к победам все равно подразумевает защиту командных интересов, поэтому так или иначе способствует выработке коллективистских личностных качеств [2].
Таким образом, двусторонняя направленность спортивных занятий по умолчанию создает ситуации, когда успех определяют как индивидуальные достижения и умения, так и коллективные формы взаимодействий.
Начиная с возраста взросления, особенности темперамента и нервной организации меньше влияют на отношение к любой деятельности, однако заметно усиливается влияние самооценки, преобладающих мотиваций, уверенности либо неуверенности в себе, то есть проявлений личностных акцентуаций [18]. Правильно выстроенная система взаимодействий между спортсменами-подростками и тренером содействует позитивному восприятию спортивных занятий, формированию адекватной самооценки, удовлетворению потребности в признании сверстниками.
В начале спортивной карьеры ведущим мотивом к тренировкам выступают взаимоотношения с тренером. Тренер часто проявляет себя в качестве «опекуна», который контролирует не только спортивные результаты, но и поведение подростка в школе, его оценки, отношения в семье. Однако на последующих этапах спортивной карьеры увлеченность тренера такой ролью потенциально ведет к разрыву со спортсменами, поскольку более взрослых людей перестает устраивать чрезмерная опека и постоянный контроль.
Для детей больше всего значимы те тренерские качества, через которые они видят отношение к себе: справедливость, тактичность, доброта, общительность. Подростки 12–14 лет воспринимают тренера как «наставника», предпочитая более демократичный тип воздействия со стороны тренера. Неприемлемы такие формы общения, как принуждение, приказы, высмеивание, наклеивание ярлыков, публичные порицания и наказания, демонстрация игнорирования и т. п.
В подростковом периоде спортивной карьеры взаимодействие стандартно выстраивается в виде треугольника «юный спортсмен - тренер - родители спортсмена». Немало тренеров подчеркивают вредное влияние родительского тщеславия на становление профессионального спортсмена. Наиболее проблемными считаются так называемые «компенсирующие» родители, стремящиеся самоутвердиться за счет успехов подростка, а также гиперопекающие родители, которые слишком пытаются вмешаться в процесс тренировок. К этой категории относятся и родители, совсем не разбирающиеся в конкретном виде спорта (их подсказки ошибочны и некорректны), и те, кто в целом ставит под сомнение тренерский авторитет.
Спортивная карьера не только развивает личность, но дает возможность подняться вверх на «социальном лифте». Здесь успех зависит большей частью от личного старания, а спортивные навыки позволяют после ухода из большого спорта стать тренером или судьей соревнований, спортивным журналистом или комментатором-телеведущим. Спорт предоставляет немало направлений для самореализации, тем более, проходя сложный путь побед и поражений, человек формирует высокий уровень упорства и силы воли, облегчающий в дальнейшем достижение определенного статуса в обществе.
Исследуя психологические особенности подростковой мотивации по отношению к занятиям спортом, большинство специалистов сходятся во мнении, что это наиболее сложный возраст в этом плане. Переоценка своего места в мире часто заставляет ребенка покидать спортивную школу или секцию, причиной может стать и невозможность достигнуть в выбранном виде спорта выдающихся результатов. Поэтому очень важно правильно организовать процесс выстраивания мотивационных моментов.
По признаку доминирования основных мотивов спортивных занятий выделяют три их группы:
- Подростки, у которых преобладают деловые и чисто спортивные мотивы (спортивно-деловая мотивация). Они нацелены на ответственное отношение, достижение высоких результатов, проявляют четкую позицию во взаимодействиях со спортивной командой, у них наблюдается хорошая эмоциональная устойчивость во время соревнований.
- Подростки, у которых преобладают личные мотивы (личностно-престижная мотивация). Для них характерно самоутверждение за счет продвижения в спорте, выбор более престижных спортивных занятий, желание получать положительные оценки в ущерб результативности, излишний страх перед поражением. Во время соревнований они проявляют психологическую нестабильность.
- Подростки, у которых преобладает общественный мотив. Они осознают значимость спорта в целом для социума, хорошо действуют в команде, очень увлечены спортивными занятиями и ставят перед собой сложные спортивные задачи.
В идеале необходимо стремиться к гармоничному соотношению общественной и индивидуальной мотивации. Игнорирование той или иной из сторон мотивации одинаково ведет к ухудшению результатов. Немало авторов напрямую связывают успешность спортивных занятий с мотивом их достижения. К примеру, Дмитриенкова Л. П. доказывает, что у спортсменов высокой квалификации мотив к достижению победы всегда сильнее проявлен, чем у их коллег средней квалификации [4, с.55].
Анализируя статистику и источники, можно заметить, что в течение спортивной карьеры роль определенной мотивации меняется, и на первый план выходят другие доминирующие мотивы. Ильин Е.П. пишет, что причинами первоначального прихода в спорт (вне зависимости от вида спорта) могут быть:
- стремление к самоутверждению и самовыражению;
- удовлетворение каких-либо потребностей (материальных либо духовных);
- социальные установки.
Действенность каждой из вышеперечисленных причин зависит от личностно-ценностных ориентаций спортсмена [5, с.70].
Причины и мотивы, по которым ребенок выбирает конкретный вид спорта, тоже могут быть различны [6, с.115]. Ведь главное для него не стремление к победам и высоким результатам, и не желание дольше находится в среде сверстников и товарищей по спорту. До шести лет ребенок просто выполняет двигательные задания, воспринимая достижение успеха как нечто само собой разумеющееся. В начальной школе возникает конкуренция с другими, формируя социальную потребность в достижении победы. В следующий период личные и общественные потребности достигают некоего баланса [8, с.68]. На подростковом этапе мотивационная структура усложняется за счет появления более сложной системы ценностей, а также за счет влияния всего прошлого опыта ребенка на его отношение к работе над собой. К этому времени уже понятны основные направления желаемой деятельности и давно сформированы базовые потребности в личностном и социальном успехе. К примеру, если родители ребенка обычно ставили перед ним простые и легко достижимые цели, да и еще и помогали их достичь, в большинстве случаев он будет иметь низкую потребность в достижении победы. Аналогично и ребенок, никогда не слышавший от родителей признания своих успехов.
Высокая потребность в результативности спортивной деятельности формируется, если родители ставят достаточно трудные, но вполне достижимые цели, причем предоставляют ребенку возможность самому их добиться, а затем хвалят за это [9, с.134]. Тренер должен по-разному вести себя с детьми с разным уровнем потребности в победе. Если уровень низкий, требуется изменить личностное восприятие успеха, поощрять и эмоционально поддерживать, демонстрируя, что для достижения хороших результатов нужны и достаточны лишь собственные усилия. Если подросток рано стал самостоятельным, то и характер обычно у него более целеустремленный, хотя и его нужно поддержать после проигрыша и помочь снять тревогу и страх перед возможной будущей неудачей. Есть и другая сторона медали - у подростков с высоким уровнем мотивации к победе и результативности снижается потребность в налаживании социальных связей [10, с.84].
Для подростков, мотивированных на достижение победы, характерно ставить перед собой некую позитивно окрашенную цель, и если она достигнута, то окружающими это однозначно расценивается как успех. Такие дети активно ищут подобный тип деятельности, сразу в нее включаются и выбирают самые эффективные действия для скорейшего достижения цели. Главная направленность их когнитивной сферы – готовность к успеху и настойчивое его ожидание. Если они рассчитывают на однозначное одобрение, когда цель будет достигнута, то вся необходимая для этого работа вызывает у таких спортсменов только положительные эмоции [11, с.59].
Спортсмен-подросток выбирает задачи среднего или повышенного уровня сложности, когда у него высокая мотивация достижения победы. В том случае, если мотивация низкая и заключается лишь в избежании крупных неудач, цели выбираются обычно либо совсем легкие, либо почти невыполнимые. У подростка, который стремится к успешности, интерес к задаче после неудачи только растет, а для того, кто сразу ориентирован на неудачу, может вообще исчезнуть. Замотивированные на успех дети в ситуации выбора между моментальной наградой или отсроченной во времени, но большей, выберут последнюю. Спортсмены-подростки с низким уровнем мотивации практически не способны отсрочить получение хоть какой-то награды [12, с.71].
Заключение
В России все более растет интерес к детскому спортивному воспитанию, в связи с чем мы считаем, что спортивным психологам и тренерам нужно совместно разрабатывать действенные механизмы усиления привлекательности спорта для подростков.
Хочется отметить, что спортивные занятия не только улучшают состояние здоровья, но и эффективно воздействуют на личностное становление. Кроме того, спорт часто выступает в роли «социального лифта», позволяя вырваться из не самой благоприятной социальной или семейной обстановки. Развитие спорта сегодня поддерживается на всех уровнях государственной власти, этой тенденции способствуют также общественные организации.
Список литературы
- Педагогика (спорт в жизни подростка). 20 января 2022, (адрес https://paidagogos.com/?р=7780)
- Сарсенбаева Б. И. «Психологические особенности отношения подростков к спортивной деятельности» //Журнал «Вопросы психологии», 1980–1998 г., с. 124-126, http://voppsy.ru/issues/1981/814/814124.htm
- Воронцова Н. В., Миненко К. С., Щепотьев А. В. Детерминанты преступного поведения несовершеннолетних // Педагогика высшей школы. - 2017. - № 1., с. 7–9.
- Таймазов В. А., Голуб Я. В. Психофизиологическое состояние спортсмена. - СПб.: изд-во Олимп. 2004
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - М. 2004
- Тарас А. Е. Психология спорта: Хрестоматия. - М. АСТ, 2007
- Волков Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта. - Киев: Олимпийская литература. 2002
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999.
- Федотова Е. В. Основы управления многолетней подготовкой юных спортсменов в командных игровых видах спорта. М.: СпортАкадемПресс, 2003
- Лазарева Г. Ю. Как приучить ребенка к спорту. М.: АСТ, 2006
- Серова Л. К. Психология личности спортсмена. - Советский спорт. 2007
- Волков И. П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. - СПб.: Питер, 2002
- Интегративный подход к оценке координационных способностей спортсменов-конников начального этапа подготовки / Т. А. Рыженкова, В. В. Горелик, 3. Р. Хаирова, Т. П. Кнышева // Человек. Спорт. Медицина. 2020. Т. 20, № 1. - С. 74–81. DOI:10.14529/hsm200109
- Каськова Д. С. Психологические механизмы регуляции спортивной деятельности (на примере индивидуальных и групповых видов спорта) // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология».