УДК 159.9.618.89

Современные проблемы и перспективы развития клинической психологии

Хао Юйфэй – бакалавр Цзилиньского института иностранных языков Хуа Джо (Китай, Яньчэн).

Аннотация: Цель данной работы заключается в изучении основных проблем клинической психологии и выделении наиболее приоритетных направлений ее развития. В работе приводятся рекомендации, выполнение которых позволит упростить решение всех существующих проблем в данной отрасли. Отмечается, что расширение возможностей клинической психологии позволяет расширить ее перспективы в современном мире. В заключение работы делается вывод о том, что клиническая психология в настоящее время играет одну из ключевых ролей при решении определенного круга задач и, находя решения существующих проблем, постепенно расширяя сферу своего воздействия.

Ключевые слова: клиническая психология, компьютерные технологии, психосоматика, психолог, патология, норма, методология.

В настоящее время в мировом сообществе набирает силу потребность населения в оказании наиболее полной и объемной психологической помощи. Ежедневно увеличивается количество людей, у которых проявляются различные недуги (как психологического, так и невротического характера), которые возникают по каким-либо причинам и могут быть решены только посредством обращения к высококвалифицированному специалисту. Различные негативные внешние факторы (постоянно увеличивающиеся потоки населения, перемещающегося с одной территории на другую, возрастающее число военных конфликтов, усиление различного рода санкционных ограничений и т.п.) только усиливают негативное воздействие на мировое население, что, в ближайшем будущем, приведет к многократному увеличению больных, которым, несомненно, потребуется определенная помощь. Все это приводит к тому, что в настоящее время увеличивается потребность в специалистах, работающих в сфере клинической психологии, а это, естественно, усиливает позиции самой клинической психологии в современном мире [1].

Клиническая психология, если рассматривать данную дисциплину с научной точки зрения, является, в своем роде, некоей границей между психологией и клинической медициной. Данный факт позволяет использовать в рамках данной дисциплины симбиоз методов и подходов из вышеперечисленных научных направлений. Это, несомненно, является большим подспорьем для ее успешного развития, однако существует ряд проблемных вопросов, которые требуют нахождения эффективного решения для дальнейшего развития данного научного направления. Среди таковых можно выделить следующие проблемы:

  1. К числу наиболее важных проблем клинической психологии на современном этапе ее развития, которая одновременно может быть отнесена как к теоретической, так и к практической, относится проблема, связанная с психическими нормами и патологиями. В процессе выполнения своей профессиональной деятельности клинический психолог должен обладать необходимыми навыками и квалификацией для того, чтобы работать со сложившимся психологическим феноменом у пациента (который может быть как патологическим, так и нормальным). Как отмечает в своей работе А.Б. Холмогорова, данная проблема оказывает непосредственное влияние на методику проведения психологической диагностики пациента, формирования модели имеющихся у него расстройств, определения цели, задачи и способов оказания ему помощи [2].

В связи с этим для проведения успешной психологической деятельности, специалисту требуется обладать набором ориентиров в вопросах того, что является нормой для пациента, а что – отклонением (патологией). Кроме этого, очевидно, что специалисту необходимо уметь принимать решение какие из психологических черт пациента требуется устранять, а какие из них – формировать или совершенствовать. Для успешного решения данной проблемы (разделения норм и патологий) необходимо применять интегративную (многовекторную) норму, позволяющую проводить измерение уровня отклонения исследуемой патологии от нормальной величины как у индивидуума, так и у определенной выборки, принимая во внимание все имеющиеся различия и требования в социуме, что позволит повысить уровень адаптивности.

  1. Еще одной проблемой, которая достаточно часто упоминается в мировой литературе по клинической психологии, является проблема взаимного соотношения таких понятий психологии, как распад и развитие, которые важны для наиболее подробного понимания построения системы психики пациента. В рамках работы Г.Е. Сухаревой достаточно большое количество раз упоминается важность применения основ эволюционно-биологического подхода в рамках решения различных вопросов, имеющих теоретическую основу. Исследователь Л.С. Выготский, который в рамках своих исследований уделял пристальное внимание проблемным вопросам формирования и дальнейшего развития психических навыков детей, отмечает важность информации о распаде психики пациента, которая позволит наиболее полно раскрыть все проблемные вопросы [2]. Это позволит существенно повысить степень развития психики людей, что, в конечном итоге, приведет к усилению адаптивности социума в общественной среде.

Для решения данной проблемы необходимо проводить объемный психологический анализ всевозможных психических отклонений пациента, поскольку данная информация является одной из наиболее ценных в данном вопросе и обязательно должна учитываться в рабочем процессе.

  1. До сих пор имеет место проблема, которая связана с методологическим обоснованием проводимой научно-психологической диагностики и использованием различных моделей и парадигм. В качестве решения данной проблемы можно предложить использование биопсихосоциальной теоретической модели психологического расстройств для пациента, которая имеет тесные взаимоотногения с иными моделями, которые применяются в современной клинической психологии.
  2. В настоящее время до сих пор является недостаточно развитой (особенно в нашей стране) система, по которой проводится обучение и подготовка специалистов, работающих в сфере клинической психологии. Конечно, с каждым годом данная проблема постепенно уходит на нет, поскольку появляется много учебных программ и подготовленных педагогов в данной отрасли, разрабатываются различные методические пособие и учебные материалы. Однако, несомненно, требуется существенно усиливать университетскую подготовку данных специалистов, которая в настоящее время находится в неудовлетворительном состоянии.
  3. Кроме проблемы подготовки кадров, в настоящее время намного более серьезной проблемой является их переподготовка и повышения уровня квалификации. С каждым годом в данном научном направлении появляются новые методологии и теоретические основы в сфере клинической психологии, и не всегда специалисты в данной сфере знают об их существовании. Поэтому для решения данного вопроса необходимо проводить ежегодную переквалификацию специалистов, работающих в данной отрасли, для чего необходимо разрабатывать специальные курсы по переподготовке специалистов.
  4. Можно выделить проблему, которая связана с правовыми основами деятельности специалистов в сфере клинической психологии. Единственно возможным решением данного проблемного вопроса является разработка, согласование и внедрение в профессиональную деятельность специалистов не одного законодательного документа, а свода законов, которые позволят полностью регламентировать деятельность специалистов и, в случае возникновения проблемных ситуаций, позволит эффективно решить их [3].

Среди ключевых тенденций развития клинической психологии как нового научного направления можно выделить ее развивающуюся область компетенций, охватывая, с каждым днем, все большее число пациентов, имеющих различные психологические проблемы, а также в формировании новых направлений обучения в рамках данной научной дисциплины, что расширяет возможные рабочие сферы специалистов в данной отрасли. Все это привело к тому, что современный специалист, работающий в сфере клинической психологии, обязан уделить внимание трем базовым направлениям – получению новых знаний, достижению собственного признания и статуса в данной отрасли, что позволит специалисту заниматься собственной профессиональной деятельностью.

В последние годы клиническая психология достаточно часто применяется в практической работе в ряде соматических учреждений, что позволяет сделать наиболее полным новое научное направление – психосоматику. В рамках практических экспериментов в данном научном направлении решаются проблемные вопросы, которые связаны с влиянием семьи на воспитание ребенка, определении позитивных и негативных методов воздействия на ребенка, разработке профилактических мероприятий, направленных на устранение негативного влияния на ребенка со стороны семьи и т.п.

Был сформирован совершенно иной взгляд на современный психический синдром больного как на некое новообразование, которое оказывает непосредственное влияние на саму жизнь пациента, достаточно сильно затрудняющее процессы его адаптации и приводящее к тому, что пациент самостоятельно придумывает существенно более сложный и длительный подход к процессу коррекции и последующего восстановления произвольных перемен, связанных с его психической сферой.

Еще один вызов – либерализация правил использования наркотических средств. Перед современными исследователями стоит задача разобраться в причинах несогласованности в оценке эффектов медикализации марихуаны, а также оценить последствия, ближайшие и отдаленные, использования марихуаны в рекреационных целях, уделив особое внимание разнообразию политики в отношении снятия запретов и гетерогенности потребителей.

Тенденция к интегративному знанию, влияние социальных проблем и компьютерных технологий прослеживаются не только в общей психологии, но и в психиатрии. Однако современная психиатрия претерпевает более существенные изменения. Многие исследователи отмечают, что накопленные биологические данные привели к кризису доверия к существующим классификациям психических расстройств и запустили процесс смены парадигм [4].

Помимо этого стоит подчеркнуть, что для развития данного научного направления специалисты все чаще примеряют в своей непосредственной деятельности современные компьютерные и информационные методики, позволяющие проводить непосредственное тестирование пациентов, имеющих психологические проблемы, а также наиболее эффективно обрабатывать и анализировать полученные в ходе тестирования результаты.

С каждым годом загруженность мирового населения повышается и у большинства людей не остается времени на личные походы к специалисту, поэтому одним из перспективных направлений развития клинической психологии в настоящее время является открытая практика взаимодействия специалиста с клиентом посредством онлайн связи через глобальную сеть Интернет. С каждым годом разрабатывается все большее количество различных психологических тестов, которые могут быть пройдены пациентами удаленно, а результаты напрямую будут получены специалистом и подвергнуты дальнейшему анализу. Кроме этого, современные информационные технологии, применяемые в медицине, позволяют создавать визуальные модели человеческого мозга и проводить различные генетические и биологические исследования, результаты которых могут с успехом применяться в непосредственной практике клинического психолога и пациента.

Ведется также работа по созданию математических моделей и программ для компьютерной постановки диагноза с применением массивов данных. Складываются новые компьютерные диагностические системы, дающие возможность применять большой банк данных о симптомах для наиболее точной и при этом основанной на более коротких клинических интервью постановки диагнозов [4].

В заключение хотелось бы выделить еще один ключевой тренд, который наблюдается в сфере междисциплинарного взаимодействия клинической психологии с иными научными направлениями в настоящее время. Это, фактически, обязательное применение базовых возможностей клинической психологии и работающих специалистов для решения определенных мировых проблемных вопросов. Ключевым примером данной тенденции стала мировая пандемия коронавирусной инфекции COVID-19, которая, несомненно, оказала влияние на физико-психическое здоровье большей части населения нашей планеты [5].

Таким образом, можно сказать, что в современном мире клиническая психология, несомненно, располагается на видном и почетном месте вследствие постоянно растущего тренда мирового населения, связанного с обращением к специалистам данной сферы (как для различных консультаций, так и для проведения определенного лечения). Это подчеркивает увеличивающийся глобальный тренд клинической психологии. Несомненно, что для такого относительно молодого научного направления такое внимание является достаточно сильным вызовом, особенно учитывая то число проблем, которые в настоящее время являются актуальными для данного направления. В связи с этим разработка методологий, которые будут использоваться для решения данных задач, является одним из приоритетных направлений научного исследования в данной дисциплине, что позволит существенно улучшить перспективы ее развития в современном мире.

В заключение работы хочется отметить, что все обучающиеся, которые планируют связать свою деятельность с работой клинического психолога, должны быть полностью подготовлены к возможным проблемам, с которыми они могут столкнуться в данной отрасли. Однако те из них, кто станет высококлассными специалистами, несомненно, смогут помочь улучшить сложившуюся ситуацию и решить многие проблемные вопросы в сфере клинической психологии.

Список литературы

  1. Дериш Ф.В. Будущее клинической психологии – 2022: материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Ф.В. Дериш. – Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2022. – 106 с.
  2. Александрова Н.В. Клиническая психология: уч. пос. для студентов направления подготовки высшего образования – бакалавриата «Специальное (дефектологическое) образование», профилей «Специальная психология», «Логопедия» / Н.В. Александрова. – Омск: Изд-во ОмГА, 2017. – 228 с.
  3. Павлова Е.В. Методология исследования в клинической психологии: сборник учебно-методических материалов / Е.В. Павлова. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2017. – 27 с.
  4. Шмыков В.И. Клиническая психология – проблемы или перспективы / В.И. Шмыков // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. – 2020. – № 3. – С. 102-108.
  5. Зверева Н.В. Клиническая психология 21 века: методология, теория, практика. Научное издание. Коллективная монография / Н.В. Зверева, И.Ф. Рощина. – M.: ФГБНУ НЦПЗ, 2023. – 584 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: