УДК 159.9

Роль психологического фактора в возникновении депрессивных расстройств

Лукьянова Елизавета Сергеевна – студентка Медико-профилактического факультета Кубанского государственного медицинского университета.

Скуматова Елизавета Владимировна – студентка Медико-профилактического факультета Кубанского государственного медицинского университета.

Аннотация: Данное исследование посвящено теоретическому анализу психологического фактора в возникновении депрессивных расстройств. В работе представлен анализ трех научных статей разных авторов на данную тему, и на основе ключевых моментов сделан общий вывод о роли психологического фактора в депрессивных расстройствах.

Ключевые слова: депрессия, личностные факторы, факторы воздействия, «когнитивная уязвимость», телесные проявления.

Цель исследования: изучить, описать и конкретизировать роль психологического фактора в возникновении депрессивных расстройств.

Методы и материалы: анализ и сравнение научных исследований на тему влияния психологического фактора в депрессии.

В своих исследованиях Канова Т.Н. и Волобуева Н.М. предположили, что у депрессии есть психосоматические проявления. Исследователи утверждают, что данную патологию вызывают как внешние, так и внутренние факторы среды, при которых человеческий организм испытывает стресс, за счет чего формируются симптомы соматических заболеваний. Ввиду этого, можно отметить наличие связи между депрессивной симптоматикой и заболеваниями тех или иных органов. Поскольку часто люди не могут сами определить из-за чего у них появляются проблемы со здоровьем, они идут к врачам, ориентированных на телесные проявления заболеваний, когда на самом деле стоит обратиться к психологу, психотерапевту или неврологу [3]. Соавторы приводят пример с нервной анорексией и её внешними проявлениями, которые может заметить любой человек. Это заболевание в первую очередь образуется из-за проблем с психоэмоциональным состоянием. Татьяна Николаевна Канова и Наталья Михайловна Волобуева пришли к выводу о том, что депрессия достаточно отрицательно сказывается на организме в целом или в его определенных органах, несёт ряд тяжелых заболеваний. Далее, обращаясь к научным исследованиям, Гавриленкова С. В. показывает связь личностных факторов на возникновение депрессивных расстройств, опираясь на взгляды ученых, которых заинтересовал данный вопрос [2]. Также, делая акцент на связи депрессивных расстройств с личностными факторами, дается определение депрессии как «болезни агрессивности». На наш взгляд, особое внимание заслуживают работы ученых таких как К. Абрахама, З. Фрейда и А. Бека, в которых прослеживается связь между личностными особенностями и склонностью к депрессивным расстройствам. К примеру, К. Абрахм пришел к выводу, что люди, страдающие депрессией, характеризуются такими чертами, как враждебностью и недоброжелательностью, а также у них замечалась повышенная требовательность и разочарование в любви [2].

 В свою очередь, австрийский психиатр З. Фрейд выделил четыре условия, влияющие на возникновение депрессии: 1-наличие детской травмы, 2-выбор объекта привязанности на нарциссической основе, 3-утрала объекта либидо, 4-перенос гнева на собственное «Я». А. Бек, основываясь на концепции «когнитивной уязвимости», (то есть связи депрессии и определенных депрессивных задатков, которые сформировались в детском возрасте под воздействием жизненных факторов) выделил две темы: «тему беспомощности» и «невозможность быть любимым» [2]. Таким образом, анализируя работы К. Абрахама, З. Фрейда и А. Бека, С.В Гавриленкова в заключении приходит к выводу о том, что депрессия появляется из-за внешнего давления на психику различными факторами, которые могут исходить от самого индивида или от внешних воздействий, как в детском возрасте, так и во взрослом. Впоследствии депрессивное состояние сказывается на личностных качествах. Также автор подмечает, что, не смотря на наличии сходных мыслей, мнения все-таки разнятся, и в связи большим количеством заболеваний депрессивных расстройств в различных возрастных группах, данная проблема требует дальнейшего и тщательного изучения. Также хотелось бы отметить научные исследования Халфиной А.Р., Магамедалиевой М.М. и Биктагировой А.Р., которые в своей работе провели исследование в выявлении роли индивидуальных особенностей личности в формировании депрессивных расстройств. Ученные отметили, что депрессия развивается в результате влияния на человека социального, психологического и биологического факторов. Она может усиливать стресс, нарушать нормальную жизнедеятельность и ухудшать жизненную ситуацию страдающего человека, приводя к еще более тяжелой форме депрессии [1].

В итоге, следует отметить, что вышеперечисленные авторы указывали на то, что депрессивное состояние определяется как расстройство в эмоциональной сфере с подавленным психическим состоянием и снижением психофизической активности. Исследование авторов основывалось на проведение анализа 100 человек в возрасте 21-22 лет, из них 50 девушек и 50 юношей, для определения уровня депрессии. Были использованы такие методы как шкала депрессии Бека, пятифакторный личностный опросник «Большая пятерка», вариант 2PFK в адаптации А.Б. Хромова. Анализ показал, что девушки в возрасте 21-22 года более подвержены депрессии, нежели юноши данного возраста. Также авторы отметили, что депрессивная личность пассивна, избегает чувства вины, она может быть неаккуратной и беспечной, проявляет склонность к соперничеству, подозрительности и низкому самоконтролю, не принимает участие в социальных взаимодействиях, отсутствует потребность в самосовершенствование, не видит смысла в изменениях условий своей жизни и нечувствительно к переживанию близких [1].

Выводы

  1. В результате теоретического анализа литературы по заданной проблеме можно сделать вывод о том, что исследователи по-разному трактуют влияние психологического фактора на возникновение депрессивных расстройств. С одной стороны, это личностные особенности, такие как угнетённое психологическое состояние и низкий уровень психофизической активности, с другой стороны прослеживается связь именно с соматическими проявлениями.
  2. Роль психологического фактора в возникновении депрессивных расстройств до сих пор представляется неоднозначной, что позволяет говорить об актуальности исследований в данной области.

Список литературы

  1. Возрастные особенности клиники и течения депрессии у детей и подростков // Научный центр психического здоровья. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение. Официальный сайт. URL: http://www.psychiatry. ru/lib/1/book/38/chapter/16 (дата обращения: 12.03.2015).
  2. Гаранян Н.Г. Депрессия и личность: обзор зарубежных исследований. Ч. I // Социальная и клиническая психиатрия. 2009. № 1. С. 79-89.
  3. Гаранян Н.Г. Депрессия и личность: обзор зарубежных исследований. Ч. II // Социальная и клиническая психиатрия. 2009. № 3. С. 80-92. 4. Голубева Н.И. Депрессивные расстройства в младенческом и раннем детском возрасте: Дис. … канд. психол. наук. М., 2010.

Интересная статья? Поделись ей с другими: