УДК 159.9

Психологическое исследование влияния уровня эмпатии на выбор факультета в медицинском университете на примере студентов Кубанского Государственного медицинского университета

Гутова Тамара Сергеевна – доцент кафедры Философии, психологии и педагогики Кубанского государственного медицинского университета.

Малышева Дарина Семеновна – студентка Педиатрического факультета Кубанского государственного медицинского университета.

Аннотация: Статья посвящена исследованию влияния уровня эмпатии на выбор специализации среди студентов Кубанского Государственного медицинского университета. Сформулирована гипотеза о связи эмпатийных способностей с выбором будущей профессиии в медицинском университете. Проведено эмпирическое исследование, направленное на мониторинг уровня эмпатии среди студентов Кубанского государственного медицинского университета с использованием методики «Шкала эмоционального отклика» А. Мехрабияна и Н. Эпштейна. Выдвинуты предложения о возможности использования данной методики при профессиональной ориентации среди школьников выпускных классов и абитуриентов.

Ключевые слова: эмпатия, студент, абитуриент, врач, методика А. Мехрабияна и Н. Эпштейна, «Шкала эмоционального отклика», профессиональная ориентация.

Введение

Эмпатия – это положительное качество личности человека, характеризующее его способность осознанно сопереживать эмоциональному состоянию другого человека, чувствовать истинные причины его волнений и страхов. Впервые этот термин применил Теодор Липпс в своем труде "Комизм и юмор" (1898) [3]. Он выдвинул идею эмпатии, являющей собой особого рода психический акт, состоящий в том, что, воспринимая предмет, субъект проецирует на него свои чувства, свое эмоциональное состояние. Также эту идею развивал Зигмунд Фрейд.

Людей, чей уровень эмпатии выше среднего, называют эмпатами. Существует мнение, что высокий уровень развития эмпатии негативно сказывается на профессиональной деятельности врача, является причиной депрессивных расстройств, хронической усталости, астении. Такое утверждение не всегда, по-нашему мнению, может быть объективным, ввиду того, что положительные моменты высоко развитых эмпатийных способностей преобладают над негативными. Например, врач, при сборе анамнеза, применяет не только свои профессиональные навыки и знания, иначе врача можно было бы сравнить с базой данных, но и коммуницирует с пациентом. Врач должен расположить больного к себе, помочь ему преодолеть стеснение и неудобства, разобраться в причине болезни, доказать целесообразность и важность данного лечения.

Развитое чувство эмпатии особенно важно для педиатров и узких специалистов, работающих с детьми [6]. Во-первых, дети не всегда могут объяснить причину своего дискомфорта, они плохо чувствуют своё тело, либо просто не знают подходящих слов, описывающих их состояние. В этом случае при осмотре ребёнка врач пытается выстроить с ним немой диалог, обращает внимание на невербальные знаки, эмоции ребёнка, его мимику и издаваемые звуки. Во-вторых, дети легко распознают истинное отношение к ним, поэтому недопустимо разделять детей на «плохих» и «хороших», выделять «любимчиков». Объективно, это сделать не всегда легко, поэтому врачу необходимо почувствовать эмоционально состояние каждого ребёнка, объяснить причины его поведения и найти положительные черты в каждом.

Все эти действия требуют психологических и эмоциональных затрат, а также развития коммуникативных навыков и эмпатийных способностей. В. М. Бехтерев справедливо отметил, что «если больному после беседы с врачом не становится легче, –  это не врач». [6].

Гипотеза исследования

Абитуриенты, при выборе факультета в медицинском университете опираются не только на полученные конкурсные баллы, но и на уровень развития своих эмпатийных способностей.

У студентов педиатрического факультета уровень эмпатии выражен больше, чем у студентов других факультетов, так как, выбирая направление «Педиатрия», они чаще всего любят детей и догадываются о нюансах работы с ними. На втором месте студенты лечебного факультета. Им не приходиться активно взаимодействовать с пациентом, используя игровые техники, в отличие от педиатров, но требуется умение слушать и слышать, в том числе пожилых людей. Замыкают список студенты стоматологического факультета, их общение с пациентом сведено к минимуму.

Цель исследования

Исследовать и оценить уровень эмпатийных способностей у студентов лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического и медико-профилактического факультетов Кубанского государственного медицинского университета (далее, КубГМУ). На основании этого сделать выводы об эмпатии, как о факторе выбора факультета в медицинском университете.

Задачи исследования

  1. Провести теоретический анализ литературы, посвященной роли эмпатии в профессиональной жизни человека.
  2. Провести эмпирическое исследование, направленное на оценку уровня эмпатии у студентов различных факультетов КубГМУ.
  3. Проанализировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.

Материалы и методы исследования

В нашем исследовании принимали участие студенты КубГМУ: лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического и медико-профилактического факультетов, в количестве 107 человек. для исследования эмпатии используется методика «Шкала эмоционального отклика» (Balanced Emotional Empathy Scale — BEES). Этот опросник был разработан Альбертом Меграбяном и модифицирован Н. Эпштейном. По мнению А. Меграбяна, эмоциональная эмпатия — это умение человека сопереживать и чувствовать то, что чувствует другой человек, переживать то же эмоциональное состояние [1]. В результате исследований выяснилось, что эмпатия связана с общим состоянием здоровья человека, его адаптированностью в разных социальных группах, а также отражает уровень навыков взаимодействия с людьми [2]. Методика «BEES» позволяет проанализировать общие эмпатические тенденции испытуемого, а также уровень выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого.

Результаты и обсуждения

В результате проведения эмпирического исследования и сравнения полученных результатов мы выяснили, что студенты медицинского университета обладают достаточно высоким уровнем эмпатийных способностей. Наибольший процент студентов с высоким уровнем эмпатии обучается на педиатрическом факультете – 43,6%, у 41% обучающихся средний уровень эмпатии, и у 15,4% – низкий. Всего опрошено 39 студентов педиатрического факультета.

Второе место по числу студентов, обладающих высоким уровнем эмпатии, занимает лечебный факультет – 27%, у 51% – средний уровень эмпатии, у 20% – низкий и у 1,7% – очень низкий. Всего опрошено 59 студентов лечебного факультета.

Третье место занимает стоматологический факультет, у 20% опрошенных студентов – высокий уровень эмпатии, у 60% – средний, и у 20% – низкий. Всего опрошено 10 студентов стоматологического факультета.

Результаты опроса фармацевтического и медико-профилактического факультетов мы решили не учитывать, из-за малого количества участников опроса среди студентов этих факультетов. Фармацевтический факультет – 1 ответ, медико-профилактический факультет – 3 ответа.

Выводы

  1. Эмпатия – это положительное качество личности, выражающееся в способности сопереживать эмоциональному состоянию другого человека, оно также влияет на профессиональную ориентацию личности.
  2. Эмпатия – это особенность характера человека, которая влияет на психологическую готовность к медицинской деятельности.
  3. Гипотеза исследования подтвердилась, уровень эмпатии влияет на выбор факультета среди абитуриентов медицинского университета.
  4. Самый высокий уровень развития эмпатии наблюдается у студентов педиатрического факультета, на втором месте студенты лечебного факультета, на третьем – стоматологического факультета.
  5. Данное тестирование можно использовать на занятиях по профессиональной ориентации среди школьников выпускных классов, или же разместить на сайтах вузов в разделе «Для абитуриентов». Будущий студент медицинского вуза сможет оценить уровень своих эмпатийных способностей и выбрать факультет, основываясь на этих данных. На практике большинство сомнений возникает при выборе между лечебным или педиатрическим факультетами. Мы думаем, что данное тестирование поможет многим абитуриентам сделать правильный выбор.

Список литературы

  1. Ягнюк К.В. Природа эмпатии и ее роль в психотерапии, 1995.
  2. Роджерс К. Эмпатия. – В кн. Психология эмоций. Хрестоматия. М., МГУ, 1984.
  3. Бодалев А.А., Каштанова Т.Р. Теоретико-методологические аспекты изучения эмпатии // Групповая психотерапия при неврозах и психозах. – Л., 1975. – Т.XXXVI.
  4. Вилюнас В.К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2007.
  5. Дэниел Гоулман. Эмоциональный интеллект, 2009.
  6. Маяковская Н.В. Профессиональное воспитание будущего врача в вузе, 2012.
  7. Бенеш Н.Л. Эмпатия как важнейшее личностное качество. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.gramota.net/materials/1/2007/1/18.html.
  8. Эмпатия как психологический феномен [Электронный ресурс]. – URL: https://lektsia.com/2x7885.html.
  9. Чесновицкая Е.А. Опросник для диагностики способности к эмпатии. [Электронный ресурс]. – URL: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/03/21/oprosnik-dlya-diagnostiki-sposobnosti-k-empatii.

Интересная статья? Поделись ей с другими: