УДК 327.82

Внешняя политика КНР в отношении стран Ближнего Востока

Ван Ин – аспирант Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы.

Аннотация: Цель данной работы заключается в изучении основных путей ведения внешнего политического курса Китайской Народной Республики (КНР) в отношении государств Ближнего Востока. В работе рассмотрены основные черты и направления современного внешнеполитического курса КНР по отношению к государствам Ближнего Востока. Отмечается высокий успех в достижении поставленных целей и решении проблемного круга задач в данном вопросе. В заключение работы делается вывод о том, что внешнеполитическое взаимодействие между КНР и государствами Ближнего Востока является выгодным каждой из сторон, в связи с чем с каждым годом наблюдается постепенное сближение данных государств, которые достигают решения различных вопросов посредством конструктивного диалога как на уровне глав государств, так и на уровне правительств и промышленных производств.

Ключевые слова: КНР, Ближний Восток, внешняя политика, дипломатия, дипломатические отношения.

Детальное понимание различных аспектов внешнеполитических взаимоотношений между мировыми государствами, в настоящий момент, когда во всем мире существует огромное число потенциальных проблем и разногласий, можно с уверенность назвать важнейшей целью всей внешней политики любого государства. Правильный анализ ситуации и корректное построение внешнеполитического курса может дать любой стране несомненное преимущество при построении прочных взаимоотношений со всеми мировыми державами.

Текущий этап развития современного общества отличается сильным скачком в развитии ряда мировых держав, расположенных на территории Азиатско-Тихоокеанского региона. Анализ имеющихся данных в [1] позволяет говорить, что, по большинству из показателей, данные мировые державы существенно превосходят большинство ведущих мировых западных держав. Ключевую роль в данном регионе, несомненно, занимает КНР, выступающая одним из ключевых игроков на современном экономическом и политическом мировых рынках. Каждая из мировых держав, которая находится в тесном сотрудничестве с КНР, реализует собственные, уникальные, программы внешнеполитического взаимодействия. Не исключением являются и страны Ближнего Востока, с которыми на протяжении последних лет у Китая наблюдается тесное взаимодействие во внешнеполитическом курсе.

В результате анализа имеющихся литературных источников [2-5] можно сделать вывод о том, что КНР в настоящее время достаточно активно занимается вопросом внешнеполитического курса по отношению к странам Ближнего Востока. В течение двух последних десятилетий они смогли достигнуть достаточно сильного прогресса как в вопросах экономического, так и политического содержания. Все это, несомненно, частично является ответом КНР на разработанную и реализуемую в США программу «возвращение США в Азию», однако, в большей степени, проводимый политический курс выстраивается с учетом принятого в 2012 году внешнеполитического курса развития КНР [2].

В 2016 году в КНР вступила в силу современная стратегия взаимодействия с государствами Ближнего Востока. Данная концепция является достаточно объемной и включает в себя пять частей. Разработка и принятие данного документа позволили четко обозначить современные контуры ведения внешней политики КНР по отношению к государствам Ближнего Востока в течение длительного временного периода. В результате его анализа можно однозначно говорить о том, что КНР ставит перед собой задачи оказывать существенное влияние на развитие данного региона и укреплять уже сложившиеся взаимоотношения как на политическом, так и на экономическом фронтах [3].

Среди основных целей КНР во внешнеполитическом курсе, проводим по отношению к странам Ближнего Востока, можно выделить:

  1. Осуществление поставок углеводородных ресурсов, от которых в значительной степени зависит развития экономики КНР. В настоящее время, по имеющимся оценкам специалистов, страны Ближнего Востока поставляют порядка 54% нефтяных ресурсов, необходимых КНР для успешного развития. Одним из крупней поставщиков нефти для КНР является Саудовская Аравия, поставившая в течение 2022 года порядка 80 млн тонн нефти [4]. Поскольку в КНР наблюдается ежегодное увеличение потребления электрической энергии, то в данном вопросе государства Ближнего Востока будут играть одну из ключевых ролей для КНР.
  2. Увеличение сбыта производимой на территории КНР продукции в государства, расположенные на территории Ближнего Востока. В последние десятилетия наблюдается существенное увеличение сбыта продукции, производимой на территории КНР, в государства Ближнего Востока. Стоит отметить, что вводимые государствами Западной Европы и США санкции по отношению к КНР приводят ее к необходимости перестройки собственных логистических цепочек сбыта продукции. В данном плане страны Ближнего Востока будут играть одну из ключевых ролей для КНР в ближайшие годы, поэтому усиление данного направления во внешнеполитическом курсе является одним из ключевых для КНР на современном этапе.
  3. Усиление взаимодействия с государствами Ближнего Востока в рамках реализуемой на территории КНР программы «Один пояс, один путь». В рамках приведенной инициативы планируется плановое и глубокое внедрение действующих экономик государства Ближнего Востока в сферу выстраиваемых на территории Китая торговых, экономических и геополитических цепочек, что, несомненно, позволит в дальнейшем интегрировать предполагаемые нововведения в другие страны. Однако, на фоне последних событий и введении санкций со стороны государств Западной Европы и США возникают определенные риски в расширении географии реализуемой в КНР стратегии «Один пояс, один путь».
  4. Создание совместного внешнего рубежа по ведению борьбы с различными видами терроризма и экстремизма. Данное направление является достаточно актуальным для КНР в плане формирования высокого уровня безопасности государства при борьбе с «тремя силами зла» [5]. В столице КНР полагают, что широкомасштабное распространение влияния, оказываемого в рамках исламского экстремизма, может оказать сильное негативное влияние на дальнейшее развитие КНР. Поэтому в интересах КНР необходимо проводить эффективную политику, направленную на стабилизацию терроризма и экстремизма на территории государств Ближнего Востока, что позволит повысить безопасность как КНР. так и самих государств ближнего Востока.

Для достижения поставленных интересов в КНР в настоящее время применяется широкий круг форм взаимодействия с государствами Ближнего Востока. В частности:

  • с 2004 года проводится форум Китайско-арабского сотрудничества;
  • в 2010 году была между странами была подписана декларация «Китайско-арабские стратегические отношения в интересах всестороннего сотрудничества и совместного развития»;
  • принят механизм взаимного диалога между КНР и ССАГПЗ;
  • между государствами был подписан «План развития на 2014-2024 гг.».

В начале декабря 2022 года в рамках трехдневного визита, проводимого лидером КНР Си Цзиньпином в Саудовскую Аравию, между главами государств были заключены:

  • масштабное соглашение «о стратегическом партнерстве» между государствами;
  • план взаимодействия между сформированными на территориях данных государств программ развития («Один пояс, один путь» в КНР и «Видение-2030» в Саудовской Аравии).

В рамках проведенной встречи между лидером КНР и лидерами государств, входящих в состав ССАГПЗ, были достигнуты важнейшие договоренности о формировании Столицей КНР с арабскими государствами единого инвестиционного совета, а также центра, отвечающего за ядерную безопасность. Помимо этого, достаточно тепло и одобрительно со стороны арабских государств был принят план взаимодействия по ключевым пунктам развития отношений между КНР и государствами Ближнего Востока, в который входят наиболее ключевые направления развития (энергетика, безопасность, инновации и т.п.)

Применяя различные экономические рычаги, правило «мягкой силы», характерные черты и имеющиеся противоречия в межгосударственных и прочих взаимоотношениях в государствах Ближнего Востока, руководящая партия КНР постепенно становится одним из ключевых партнеров, которое оказывает непосредственное влияние на развитие экономики Ближнего Востока и повышения уровня его безопасности.

С точки зрения внешней политики, проводимой КНР в отношении государств Ближнего Востока, можно говорить о наличии высокой степени осторожности КНР во вмешательстве в различные вопросы. В частности, КНР, в отличие от западных и американских властей, нейтрально относится к конфликтному вопросу между Сирией и Йеменом, и не вмешивается в суннитско-шиитский конфликт, который сложился между Саудовской Аравией и Ираном. В КНР отмечают, что прозападное вмешательство привело к достаточно сильному ожесточению между вышеперечисленными государствами, в связи с чем политика КНР выстраивается на основе налаживания экономического взаимодействия, максимально дистанцируясь от существующих религиозных противоречий.

По отношению к конфликту, который сложился в Сирийской Арабской Республике, правительство КНР преследует достижение необходимого суверенитета и сохранения территории государства посредством прекращения огня и дипломатичнского урегулирования сложившейся ситуации. Ни о каком вмешательстве со стороны КНР на любом из уровней не идет и речи. Власти КНР отмечают, что будущее государство должно быть решено проживающим на ее территории населением, которое может сесть за стол переговоров и найти общие пункты соприкосновения, что, в конечном итоге, позволит восстановить территориальную целостность государства.

Также, согласно взглядам руководства страны, падение правящего режима в Сирии может повлечь за собой ослабление «шиитского пояса» и усиление прозападного блока. Такого развития военно-политической обстановки в регионе КНР допустить не может, так как в прошлом он уже понес большой экономический ущерб из-за санкций против Тегерана и войны в Ливии. В перспективе, вероятно, основываясь на своей «беспроигрышной позиции», КНР рассчитывает принять активное участие в восстановлении Сирии путем вливания своих инвестиций и привлечения китайских компаний.

Однако, как отмечают большинство из исследователей данного вопроса, в будущем политический курс КНР может быть направлен на постепенное увеличение присутствия военных сил на территории воюющих держав в какой-либо из возможных форм. Это связано с тем, что с каждым годом возрастает необходимость в обеспечении защиты собственных интересов КНР в данном регионе. Однако ни о каком прямом военном вмешательстве в действующие на территории враждующих государств Ближнего Востока конфликты со стороны КНР не идет и речи.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что в ближайшем будущем правительством КНР будет проводиться достаточно прагматический политический курс по отношению к государствам Ближнего Востока, который будет основывать на собственных интересах КНР, направленных на получения максимально возможных экономико-политических выгод от такого взаимодействия.

Список литературы

  1. Агапова А.В. Анализ показателей социально-экономического развития ведущих мировых стран Азиатско-Тихоокеанского региона в мировой экономике / А.В. Агапова, Н.Р. Баранова // Экономика и бизнес. – 2021. – № 2 (18). – С. 5-14.
  2. Глазунов О.Н. Особенности и приоритеты внешней политики Китая в странах Ближнего Востока / О.Н. Глазунов, А.Л. Савченко // Общество: политика, экономика, право. – 2018. – №
  3. Абдураманова, Д.Р. «Один пояс, один путь»: краткая характеристика и внутренние цели Китая / Д. Р. Абдураманова // Молодой ученый. – 2019. – № 29 (267). – С. 76-77.
  4. Китайское правительство опубликовало первый документ о политике в отношении арабских стран [Электронный ресурс]. Свободный доступ: http://russian.news.cn/2016-01/13/c_135006591.htm (дата обращения: 22.09.2023 г.).
  5. Дейч Т.Л. Китай в борьбе за ресурсы в Африке и арабском мире / Т.Ч. Дейч // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. – 2018. – № 3 (18). – С. 595-611.
  6. Китай и Арабский мир [Электронный ресурс]. Свободный доступ: https://katehon.com/ru/article/kitay-i-arabskiy-mir (дата обращения - 22.09.2023 г.).

Интересная статья? Поделись ей с другими: