УДК 376.37

К вопросу о применении логоритмики для развития просодической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Цабиева Зарина Сослановна – магистрант Смоленского государственного университета.

Колодовская Елена Анатольевна – преподаватель Смоленского государственного университета.

Аннотация: В статье содержится анализ возможностей эффективного применения методики логоритмики для развития проcодической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Выявлена эффективность этого метода и дана оценка его воздействие на процесс обучения и развития коммуникативных навыков в этой особой категории детей.

Ключевые слова: дошкольники с ОНР, просодическая сторона речи, интонация, ритм, коррекция, развитие, логоритмика.

В современном обществе развитие речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста является ключевой задачей, которая непосредственно влияет на успешное адаптирование ребенка в обществе и на его качественную подготовку к школе. Особое внимание уделяется развитию проcодической стороны речи – совокупности интонации, ритма, темпа, пауз, которые придают выразительность и эмоциональный оттенок высказыванию.

Дети с общим недоразвитием речи представляют особую группу, для которой разработка эффективных методик развития проcодической стороны речи является крайне важной задачей. В данном контексте, методика логоритмики, основанная на теории обучения через двигательную активность, представляет собой перспективное исследовательское направление. Логоритмика предлагает комплекс упражнений, акцентирующих движения, ритм, и вокальные элементы с целью развития речевых и коммуникативных способностей детей.

Проcодическая сторона речи представляет собой один из важнейших компонентов коммуникативной способности человека. Включая интонацию, ритм, темп, паузы и другие элементы, она обогащает сообщение эмоционально-экспрессивными качествами, передает нюансы и интонационные оттенки. Проcодическая сторона речи играет решающую роль в формировании четкости выражения мыслей, эмоциональной окраски высказывания и восприятии информации [8].

Для детей с общим недоразвитием речи, развитие проcодической стороны требует специального внимания и эффективных методик. Один из перспективных методов, ориентированных на развитие проcодической стороны – применение логоритмики.

Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста представляет собой сложный патологический процесс, характеризующийся задержкой развития различных аспектов речи. Эта задержка затрагивает как фонематическое, так и лексико-грамматическое строение речи. Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в правильном произношении звуков, формировании слов, создании сложных предложений и смысловых конструкций, а также в просодическом оформлении речи.

Эффективное преодоление этих проблем требует индивидуального подхода и разработки специализированных методик, таких как методика логоритмики, которые способствуют интегрированному развитию и улучшению проcодической стороны речи.

Логоритмика представляет собой инновационный метод обучения, цель которого – развитие ребенка с использованием музыкально-двигательной активности. Суть этого метода заключается в интеграции движений, музыки и речи для всестороннего стимулирования развития ребенка.

Логоритмика представляет собой эффективное средство для развития проcодической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием. Принципы этого метода способствуют формированию речевого ритма, корректной интонации, правильного темпа и использования пауз.

Представим несколько примеров упражнений методики логоритмики.

  1. «Музыкальная имитация интонаций»:

Суть упражнения: ребенок имитирует интонации и ритмы музыкальных фрагментов голосом.

Пример применения: попросить ребенка имитировать интонацию песни, выделяя особенности интонации и ритма собственным голосом.

  1. «Ритмический диктант»:

Суть упражнения: ребенок повторяет заданный ритм на ударных инструментах, соответствующий заданному речевому ритму.

Пример применения: ребенок прокладывать ритм с использованием барабана, повторяя ритмический рисунок слова «молоко».

  1. «Звуковая дорожка»:

Суть упражнения: ребенок движется вдоль заданного пути, издающего определенные звуки. Ритм и интонация звуков подчеркиваются движениями.

Пример применения: ребенок идет по «дорожке», изображенной на полу, где каждый шаг сопровождается звуком (например, "шаг-шаг-шаг", "топ-топ-топ"), что помогает ему осознать просодические аспекты речи.

  1. «Ритмический диалог»:

Суть упражнения: дети обмениваются ритмическими фразами в форме диалога, уделяя внимание интонации и темпу высказывания.

Пример применения: два ребенка создают диалог, используя заданный ритм, подобно музыкальной импровизации, что развивает их просодическую сторону речи.

На основе гипотезы было проведено экспериментальное исследование, где участвовали две группы детей: контрольная и экспериментальная. В данные группы вошли по 15 детей с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи.

Для изучения состояния просодической стороны речи у дошкольников мы основывались на программе исследования просодики, разработанной Архиповой Е. Ф. [3].

Были взяты следующие разделы: обследование восприятия и воспроизведения ритма, обследование восприятия и воспроизведения интонации, обследование восприятия и воспроизведения логического ударения, обследование восприятия и воспроизведения тембра, обследование темпо-ритмической организации речи.

По результатам констатирующего эксперимента было выявлено, что в экспериментальной группе 60% детей с ОНР имеют недостаточный уровень сформированности просодической стороны речи, у остальной части детей (40%) выявлен низкий уровень. В контрольной группе детей мы получили следующие результаты: 65 % детей с нормой речевого развития имеют высокий уровень состояния просодической стороны речи, 35% детей – средний уровень.

При составлении занятий мы опирались на методические пособия Анищенковой Е.С. [1], Аксановой Т. Ю. [2], Нищевой Н. В. [5], Судаковой Е. А. [7] которые содержат в себе множество упражнений и примерных конспектов логоритмических занятий [1, 3, 32, 40]. Планирование логоритмических занятий осуществлялось на основе принципов, разработанных Волковой Г. А. [4]: принцип систематичности, сознательности и активности, наглядности.

Осуществляемая нами логопедическая работа по развитию просодической стороны речи у детей с ОНР состояла из трех этапов:

  1. Подготовительный этап – включал в себя общеразвивающие упражнения, ходьбу под музыку, упражнения на развитие моторики, общие танцевальные движения под музыку, упражнения на развитие мимической мускулатуры.
  2. Этап развития просодической стороны речи. Данный этап включал в себя упражнения на развитие всех компонентов просодики (развитие речевого дыхания, темпа и ритма речи, интонации, тембра и способности выделять и воспроизводить логическое ударение).
  3. Заключительный этап. На проводимых логоритмических занятиях происходило наблюдение за деятельностью детей в ходе игр, упражнений и фиксация совершенных ими интонационных и иных речевых ошибок.

Занятия проводились один раз в неделю по 30 минут, всего было проведено 20 занятий.

После проведения формирующего эксперимента нами было проведено контрольное обследование для оценки эффективности проведенной логопедической работы по развитию просодической стороны речи. При анализе данных мы выявили положительную динамику полученных результатов. Согласно полученным данным у большинства обследуемых детей (60%) выявлен средний уровень состояния просодической стороны речи. У остальной части детей с ОНР (40%) выявлен недостаточный уровень. По сравнению с результатами, полученными на этапе первичной диагностики, после формирующего эксперимента состояние просодической стороны речи у детей с ОНР улучшилось, возрос общий балл, полученный за выполнение заданий в рамках разделов исследования.

Таким образом, в результате проведенного исследования было установлено, что дети с ОНР имеют типичные особенности просодической стороны речи (затруднения при восприятии и воспроизведении интонации (в особенности восклицательной), затруднения при восприятии и воспроизведении ритма речи, значительные затруднения при восприятии и в особенности при воспроизведении логического ударения, затруднения при восприятии и в особенности при воспроизведении тембра речи, убыстренный или замедленный темп речи). На основании полученных данных была разработана серия логоритмических занятий, которая подтвердила свою эффективность, исходя из результатов контрольного эксперимента.

Список литературы

  1. Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. 62 с.
  2. Аксанова Т.Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-пресс, 2009. 40 с.
  3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: АСТ: Астрель, 2008. 320 с.
  4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 272 с.
  5. Нищева Н.В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. Музыкальные игры, упражнения песенки. Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-пресс, 2014. 96 с.
  6. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб.: Детство-пресс, 2009. 560 с.
  7. Судакова Е.А. Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников. СПб.: Детство-пресс, 2013. 56 с.
  8. Черемисина-Ениколопова Н. В. Законы и правила русской интонации: учеб. пособие. М.: Флинта, 2013. 517 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: