УДК 37.015.31

Коммуникативная толерантность как компонент профессиональной компетентности будущего специалиста

Филиппова Оксана Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин Кузбасского института ФСИН России.

Аннотация: В статье рассматривается коммуникативная толерантность в аспекте общей коммуникативной культуры личности. Проведен анализ сущностных характеристик толерантности; выделены подструктуры личности, обуславливающие формирование коммуникативной толерантности. Обоснована значимость коммуникативной толерантности как компонента профессиональной компетентности специалиста.

Ключевые слова: коммуникативная толерантность, коммуникативная культура, профессиональная компетентность, личностно значимое качество, коммуникативные знания, умения, навыки.

В условиях современного динамично развивающегося социума первостепенную важность приобретают ценности и принципы, позволяющие осуществлять эффективное социокультурное взаимодействие в современном обществе. В этой связи коммуникативная толерантность рассматривается сегодня как одна из составляющих профессиональной компетентности будущего специалиста – выпускника вуза. Являясь компонентом общей культуры, коммуникативная толерантность находит свое выражение в способности и готовности к сотрудничеству, продуктивному взаимодействию, основанному на моральных ценностях. Сформированная в рамках профессиональной подготовки коммуникативная толерантность позволит будущим специалистам осуществлять продуктивное межличностное и межкультурное взаимодействие.

Рассмотрим понятие «коммуникативная толерантность с точки зрения общей коммуникативной культуры. Профессиональная культура для будущего специалиста – выпускника вуза выступает в качестве способа познания и преобразования окружающего мира, в то время как коммуникативная культура является способом преобразования внутреннего мира.

А. В. Мудрик рассматривает коммуникативную культуру как неотъемлемый компонент общей профессиональной культуры личности. Коммуникативная культура представляет совокупность знаний, ценностных ориентаций, норм и образцов поведения, принятых в обществе, и подразумевает умение и готовность их реализовывать в рамках межличностного общения [5]. В аспекте общекультурного и профессионального становления личности коммуникативная культура занимает центральное место. Коммуникативная культура формируется на основе общей культуре личности и характеризует высокий уровень ее развития. Уровень развития культуры личности реализуется в совокупности сущностных личностных характеристик и качеств, определяющих потребности, стиль деятельности и поведения. В этой связи коммуникативная культура является основополагающей парадигмой современного образования, а ее формирование – одной из приоритетных задач современной профессиональной подготовки. 

Коммуникативная культура предполагает осознание личностью ценности межличностного и межкультурного взаимодействия и проявляется в стремлении вступить в это взаимодействие на основе сформированных знаний, умений и навыков.

Коммуникативные знания являются обобщенным опытом человечества в области коммуникационной деятельности, отражающим совокупность коммуникативных ситуаций и причинно-следственных связей.

Коммуникативные умения – это комплекс коммуникативных действий, сформированных в процессе теоретической и практической подготовки к межличностному и межкультурному взаимодействию на основе приобретенных коммуникативных знаний.

Коммуникативные навыки реализуются в процессе практического применения приобретенных коммуникативных знаний и сформированных на их основе коммуникативных умений. Коммуникативные навыки являются автоматизированными компонентами сознательных действий, обеспечивающими ценностно-смысловую оценку коммуникативной ситуации. Автоматизированность коммуникативных навыков обусловлена их устойчивостью в различных коммуникативных ситуациях.

В настоящее время коммуникативная культура является неотъемлемым компонентом профессионализма. Профессиональная компетентность наряду со сформированными знаниями, умениями и навыками включает коммуникативную культуру. Взаимосвязь и взаимообусловленность этих компонентов обеспечивают эффективное осуществление профессиональной деятельности будущих специалистов.

Коммуникативная толерантность формируется в рамках коммуникативной культуры и является одним из ее феноменологических проявлений.

Исследователи рассматривают феномен «коммуникативная толерантность» в сущностном аспекте и отмечают, что она составляет основу общения.

В. В. Бойко рассматривает коммуникативную толерантность как разновидность толерантности и определяет ее как характеристику отношений личности к людям, показывающую степень переносимости ею неприятных и неприемлемых качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Он выделяет следующие подструктуры личности, обуславливающие коммуникативную толерантность:

  • интеллектуальную – передает парадигму мыслительной деятельности индивида;
  • ценностно-ориентационную –включает мировоззренческие идеалы индивида, жизненные цели, интересы, оценки происходящего;
  • этическую – выражает нравственные ценности;
  • эстетическую –отражает сферу предпочтений, особенности восприятия;
  • эмоциональную – демонстрирует преобладающий спектр эмоций, которые испытывает индивид;
  • алгоритмическую – объединяет разные личностные качества на основе однообразия воспроизводимости;
  • характерологическую – включает устойчивые, типообразующие врожденные или приобретенные в процессе воспитания или под влиянием окружения черты личности;
  • функциональную – включает потребности и возникающие на их основе предпочтения и желания [1].

Е.С. Гребенец рассматривает коммуникативную толерантность как интегративное качество личности, основанное на мотивации к толерантному взаимодействию, и реализующееся в эмоционально-ценностном отношении к субъекту взаимодействия вне зависимости от его национальной принадлежности, социального статуса и вероисповедания [3].

Е. Г. Виноградова определяет коммуникативную толерантность как устойчивую личностную характеристику в аспекте бесконфликтности, терпимости, доверительности в различных ситуациях общения [2].

Рассматривая коммуникативную толерантность в аспекте гуманизма, Е.А. Калач определяет ее как личностно-профессиональное качество специалиста, способствующее успешному осуществлению профессиональной деятельности [4].

С. Н. Толстикова указывает на динамичный характер коммуникативной толерантности, обеспечивающий успешную реализацию профессиональных задач [6].

Таким образом, коммуникативная толерантность означает сформированность в сознании индивида эмоционально-ценностного и личностно-значимого образца коммуникативного поведения на основе положительной коммуникативной установки и подразумевает готовность реализовывать этот образец в различных ситуациях общения.

Высокий уровень коммуникативной толерантности проявляется в таких личностных качествах как уравновешенность, уважение к мнению других, бесконфликтность. Коммуникативная толерантность позволяет правильно оценивать личностные особенности, эмоциональное состояние оппонента, понимать мотивацию его действий. Рассматриваемая в рамках коммуникативной культуры, коммуникативная толерантность – это социально-психологическая установка личности на принятие индивидуальных психологических особенностей партнера по общению. Коммуникативная толерантность занимает ведущее место в общекультурном и профессиональном становлении личности, выступает в качестве важнейшей составляющей профессиональной компетентности специалиста, обеспечивающей успешную реализацию профессиональных задач.

Список литературы

  1. Бойко В.В. Коммуникативная толерантность: методическое пособие. – СПб.: СПбМАПО, 1998. – 23 с.
  2. Виноградова, Е. Г. Субъектные предпосылки толерантности личности: автореф. Дис. Канд. Психол. Наук: 19.00.01 /Е. Г. Виноградова; Нижегор. Гос. Пед. Ун-т. – Сочи, 2002. – 23 с.
  3. Гребенец, Е. С. Некоторые проблемы воспитания коммуникативной толерантности в исследованиях отечественных педагогов и психологов / Е. С. Гребенец // Среднее профессиональное образование, 2013. – №11. – С. 16-17.
  4. Калач Е. А. Учебно-профессиональное взаимодействие как фактор успешного развития коммуникативной толерантности студентов специальности «связи общественностью»: дис. канд. пед. наук. Ижевск, 2006. – 223 с.
  5. Мудрик А.В. Социально-педагогические проблемы социализации: монография . М.: МПГУ, 2016. – 310 с.
  6. Толстикова С. Н. Развитие коммуникативной толерантности у будущих социальных педагогов системы образования: дис. … канд. психол. наук. Калуга, 2002. – 176 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: