УДК 376

Психолого-педагогические особенности младших школьников с ОНР, имеющих трудности формирования орфографических знаний, умений и навыков

Космачева Татьяна Викторовна – студентка магистратуры Смоленского государственного университета.

Меженцева Галина Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент Смоленского государственного университета.

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос о психолого-педагогической характеристике младших школьников с дизорфографией, имеющих общее недоразвитие речи 3 уровня. Представлена общая характеристика детей с 3 уровнем речевого развития. Авторы приводят примеры методик для обследования орфографических знаний, умений и навыков.

Ключевые слова: недоразвитие речи, дизорфография, младшие школьники, развитие орфографических знаний, умений, навыков.

Сегодня в обычных общеобразовательных средних школах учатся как школьники с нормальным развитием речи, так и дети с ОНР, то есть с определенным уровнем общего недоразвития речи. Соответственно, они входят в группу учеников с ограниченными возможностями по здоровью. Вполне естественно, что во время обучения у таких детей возникает ряд затруднений, связанных с особенностями их развития: нарушения фонематики и произношения звуков, сбои в лексико-грамматическом речевом строе. Они, в свою очередь, приводят к проблемам не только в устной речи, но и в письме, а также в усвоении правил орфографии [5].

Исследованию расстройств в усвоении навыков орфографии (дизорфография) посвящали свои работы немалое количество ученых-педагогов, психологов и логопедов, среди которых Корнев А. Н., Лалаева Р. И., Прищепова И. В., Азова О. И., Елецкая О. В., и т.д. Доктор психологических наук Корнев А. Н. рассматривает дизорфографию в качестве особого типа специфического расстройства письменной речи. Доктор педагогических наук, дефектолог и логопед Лалаева Р. И. считает дизорфографию устойчивым специфическим расстройством усвоения морфологии и стандартных орфографических принципов, что проявляет себя в разнообразных орфографических ошибках.

Ведущий российский специалист по дисграфии Прищепова И. В. пишет, что дизорфография обусловлена недостаточным органическим развитием важных функций психики, проявляясь в том, что детям трудно усваивать любые правила орфографии [6, 7].

В большинстве случаев дизорфография выявляется уже в период начального обучения. Таким ученикам тяжелее адаптироваться к школе и к коллективу, труднее учиться читать и писать. Невосприятие орфографических правил приводит к постепенному нарастанию затруднений с письмом и общей грамотностью.

Корнев А. Н. и Азова О. И. в своих работах разделяют все проявления дизорфографии на два основных типа:

  1. Синтаксическая, которая выявляется при работе с предложениями и связывается с трудностями овладения синтаксисом письменной речи;
  2. Морфологическая, которая выявляется при работе с отдельными словами и связывается с расформированностью анализа структуры слова у учеников с изначальными речевыми нарушениями [2].

Необходимо различать понятия дизорфографии и дисграфии. Под дисграфией понимаются частичные сбои в процессе письменной речи, характеризующиеся наличием стойких специфических ошибок [8]. Дети, имеющие дисграфию, допускают ошибки в использовании графики, то есть базового понимания того, как звуки записываются буквами. Школьники на письме пропускают буквы, заменяют одни буквы на другие, пишут их «зеркально».

Для учеников, у которых выявлена дизорфография, характерны ошибки и провалы в усвоении и применении правил орфографии. Причины таких нарушений могут быть самыми разными. Основные из них:

  • бедный словарный запас;
  • речевые нарушения;
  • задержка развития;
  • нарушение способности к концентрации.

Дизорфография затрагивает все стороны письменной речи: структуру написания слов, построение предложений, применение спряжений, грамматику. Зачастую дизорфография сопровождается дислексией.

Самые распространенные орфографические ошибки, которые допускают младшие школьники:

  • ошибки в употреблении приставок. Например, прелетел - прилетел;
  • неправильное написание словарных слов: карова - корова;
  • неправильное употребление суффиксов у существительных, прилагательных и глаголов: серебреный - серебряный;
  • неправильное написание гласной безударной в корне: вридить - вред.
  • неправильное написание гласных в окончаниях существительных в разных падежах: строют - строят;
  • ошибки в написании гласных после шипящих: жыл - жил, цыпленок - ципленок;
  • неправильное употребление букв С, З в приставках: безпричинный - беспричинный;
  • смешение орфограмм - к примеру, окончания и гласной безударной в корне слова;
  • различные пунктуационные ошибки на письме;
  • ошибки в словах, где есть удвоенная согласная. Например, субота - суббота;
  • игнорирование заглавной буквы или в начале предложения, или в именах собственных;
  • неправильное употребление мягкого и твердого знаков: вещ - вещь, отезд - отъезд.
  • ошибки при образовании новых слов.

Очень часто школьники с подобными нарушениями следуют принципу «пишу как слышу».

Дизорфография у учеников младших классов с нарушениями речи (ОНР) вполне поддается коррекции, первым шагом при которой является тщательно подобранное обследование. Существует несколько эффективных методик такого обследования.

Первая рассматриваемая методика разработана Азовой О. И. [1]. В ее пособии представлена карта обследования младших школьников с дизорфографией, анкета для родителей и задания для детей. Обследование состоит из блоков. В числе применяемых заданий – изложения, диктанты, сочинения. Методика подразумевает комплексное исследование всех нарушений как письменной, так и устной речи у отдельно взятого ребенка, а также изучение его психических процессов, не относящихся к речевой сфере. Обследование включает 2 этапа. Сначала определяют симптомы дизорфографии. На этом этапе проводятся исследования следующих заданий, выполненных школьниками:

  1. Анализируются диктанты, сочинения и словарные диктанты учеников вторых-третьих классов;
  2. Анализируется сочинение на определенную назначенную тему учеников третьих-четвертых классов.

Второй этап этого обследования выявляет механизмы и причины дизорфографии с помощью ряда письменных и устных заданий. По мере их выполнения учеником выясняется степень проявления дизорфографии, индивидуальные отклонения в развитии речи и сбои при освоении конкретных орфографических правил.

Вторая широко применяемая методика обследования проявлений дизорфографии у учащихся начальной школы продемонстрирована Елецкой О. В. в ее пособии «Методика диагностики дизорфографии у школьников» [3].

Данная методика предназначается для максимально полного исследования проявлений дизорфографии у ребенка, давая возможность выявить первоначальные причины таких нарушений, определить индивидуальную их типологию и системную структуру дизорфографических моментов.

В учебно-методическом пособии Елецкой подробно описана и сама методика, и в целом теоретический подход к изучению проблем, связанных с дизорфографией. В пособии представлены необходимые для обследования стимульные материалы, задания, формы протоколов исследований, которые делятся на 3 блока:

  1. Этап предварительного анализа дизорфографических нарушений у учащихся.
  2. Исследование базовых элементов орфографических понятий и навыков письменной речи.
  3. Обследование степени выраженности орфографического навыка у учеников с помощью разных типов письменных заданий.

Для анализа ситуации с каждым учащимся используются сюжетные рисунки, речевые и дидактические материалы. Каждое выполненное задание получает оценку в соответствии с заданными критериями.

Следующая известная методика обследования принадлежит Прищеповой И. В. и Лалаевой Р. И. и представлена в их совместной работе «Выявление дизорфографии у младших школьников» [4]. В их методике применяется ряд приемов, описанных в трудах Спировой Л. Ф., Лалаевой Р. И., Богоявленского Д. Н.

Обследование ведется по нескольким важным направлениям:

  1. анализ письменной речи в целом;
  2. изучение орфографических умений, знаний, навыков на письме;
  3. изучение языковых представлений, способности к анализу и синтезу;
  4. изучение сенсорно-перцептивных процессов речевого восприятия;
  5. анализ лексической базы;
  6. изучение употребления ударений;
  7. анализ словообразования и словоизменения;
  8. изучение употребления глаголов, существительных и прилагательных;
  9. исследование способности определять родственные понятия и выполнять морфологический разбор слов;
  10. анализ способности к освоению грамматического словесного значения и его связанности с определенными формальными признаками;
  11. исследование состояния пространственных и зрительных функций;
  12. изучение способности к пониманию и воспроизведению какого-либо текста;
  13. изучение развитости слуховой и зрительной памяти.

Обследование учащихся выполняется при помощи дидактических и речевых материалов, сюжетных рисунков. Каждое выполненное задание получает оценку в соответствии с заданными критериями.

Таким образом, в настоящей статье мы охарактеризовали актуальные определения дизорфографии, проанализировали особенности подгруппы младших школьников с признаками недоразвития речевой сферы, ощущающих проблемы с освоением и применением правил орфографии. Были рассмотрены наиболее эффективные методики обследования учащихся начальной школы, используемые для выявления и коррекции дизорфографии.

Список литературы

  1. Азова О. И. Обследование младших школьников с дизорфографией / под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. М.: РУДН, 2012. 51 с.
  2. Азова О. И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников: дис. кан. пед. наук: 13.00.03 / О. И. Азова. М., 2006. 391 с.
  3. Елецкая О. В. Методика диагностики дизорфографии у школьников: учебно-метод. пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. 208 с.
  4. Лалаева Р. И., Прищепова И. В. Выявление дизорфографии у младших школьников. СПб.: СПбГУПМ, 2012. 36 с.
  5. Меженцева Г. Н., Хребтова Ю. Ю. Предупреждение нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях // Мир педагогики и психологии. 2022. № 2(67). С. 19-24.
  6. Прищепова И. В. Логопедия: дизорфография у детей. М.: Юрайт, 2019. 201 с.
  7. Прищепова И. В. Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи. М.: Юрайт, 2022. 201 с.
  8. Филичева Т. Б. Логопедия. Теория и практика. М.: Эксмо, 2019. 608 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: