УДК 37

Значение детской художественной литературы для развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Новикова Юлия Витальевна – студентка Смоленского государственного университета.

Колодовская Елена Анатольевна – преподаватель Смоленского государственного университета.

Аннотация: Статья посвящена роли детской художественной литературы в коррекции нарушений связной монологической речи и воспитанию духовно-нравственных качеств у дошкольников с общим недоразвитием речи. Определены задачи, которые решает детская художественная литература в процессе становления и развития навыков связной монологической речи детей с общим недоразвитием речи. Представлена методика проведения логопедических занятий с детьми вышеназванной нозологической группы на основе включения логосказок коррекционно-образовательный процесс.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, связная речь, развитие монологической речи, общее недоразвитие речи, коррекционная работа, детская художественная литература.

В последнее время подтверждается информация, свидетельствующая о том, что увеличивается количество детей, которые имеют различные речевые и психические нарушения. Вследствие чего, данная группа детей испытывает трудности при осуществлении образовательного процесса. Около 60% детей, поступающих в первый класс, имеют нарушения устной речи, к которым также прибавляются трудности письма и чтения. Количество детей с недостаточным уровнем речевого развития, которые нуждаются в логопедической помощи, неуклонно возрастает [5].

Речевые особенности, выявленные на этапе поступления в дошкольное образовательное учреждение, в дальнейшем, ограничивает возможности ребенка справляться с программными требованиями не только детского образовательного учреждения. К моменту поступления в школу, дети с общим недоразвитием речи не достигают требуемого уровня готовности к обучению и, зачастую, примыкают к группе школьников, подготовка которых не соответствует выдвигаемым школьным требованиям к освоению новых знаний и приобретению навыков.

Сложность работы с детьми с общим недоразвитием речи заключается в том, что даже при наличии рабочей коррекционно-развивающей программы, учитель-логопед постоянно находится в ситуации отбора программного содержания, форм и методов, которые бы наиболее оптимально подходили по уровню индивидуальных возможностей каждого ребенка или группы [8].

Ключевым фактором, влияющим на успешность обучения и, в значительной степени, предопределяющим возможные трудности в постижении школьных дисциплин, является недостаточный уровень сформированности связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи. Поэтому, преодоление неуспеваемости возможно только при условии ранней диагностики детей, имеющих речевые нарушения, и оказания им квалифицированной психолого-педагогической помощи. Ведь, необходимо осознавать, что своевременно оказанная логопедическая работа является необходимой мерой, повышающей степень освоения навыка повествовательной связной речи, постижение которого, в свою очередь, является первостепенным условием успешного обучения, конструктивного взаимодействия с окружающими, умения последовательно, грамматически верно выражать свои мысли [1].

Поскольку одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является достаточный уровень связной монологической речи, то детям с общим недоразвитием речи необходимо оказывать специфическую помощь по овладению речевыми навыками. В современной логопедии вопросы, касающиеся речевого развития детей с общим недоразвитием речи рассмотрены в работах В.К. Воробьевой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской и других [2].

Содержание трудов О.Е. Грибовой, Н,С. Жуковой, Л.В. Лопатиной, С.А. Мироновой, Л.Б. Халиловой свидетельствуют о том, что недоразвитие основных компонентов языковой системы, а также лексико-семантической стороны речи устанавливают значительные трудности при формировании и овладении навыками связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Вторичные отклонения, связанные с нарушением развития ведущих психических процессов: памяти, воображения, внимания, так же оказывают негативное воздействие на процесс овладения связной речью, тем самым создавая дополнительные затруднения и трудности детям с общим недоразвитием речи в процессе обучения.

Содержание ФГОС ДО производит акцент на педагогическом потенциале искусства, в том числе и произведений детской художественной литературы, включает в себя воспитательно-образовательный и социальный аспекты и обуславливает внедрение в практическую деятельность дошкольного образования методики и технологии литературного творчества в качества определяющего и значимого средства развития речевой деятельности и ее основных структурных компонентов, в том числе, и для ребенка с речевыми нарушениями.

Произведения художественной литературы представляют собой одно из эффективных средств развития связной речи детей с общим недоразвитием речи, о чем свидетельствует множество исследований, содержание которых подтверждает то, что возможности художественной литературы, а также ее использование в практической деятельности при работе с дошкольниками вышеназванной нозологической группы выступает средством познавательного и эстетического воспитания, позволяя сформировать у детей нравственные и моральные качества взрослого человека, развивая чувства сострадания, уважения, доброжелательности и отзывчивости. Знакомясь с произведениями детской художественной литературы ребенок расширяет свой словарный запас, совершенствуя навыки речи, демонстрирует ребенку то, каким может быть окружающий мир за рамками личных представлений и наблюдений, влияют на становление и формирование связной монологической речи, а также помогает развивать психические функции, коммуникативные навыки и навыки построения диалога. Также произведения художественной литературы выступают интересным образовательным приемом, позволяющим мотивировать детей к изучению родного языка, развивая зрительную память, наблюдательность и внимание, а также позволяя развить способность к целостному восприятию различных художественных жанров.

Детскую художественную литературу можно различать:

  • произведения, прямо адресованные детям, например, сказки Корнея Чуковского;
  • произведения, созданные для взрослых, но нашедшие отклик у детей, например, сказки А.С. Пушкина, басни И.А. Крылова, произведения фольклора и т.д. Детское чтение – это круг произведений, которые читаются детьми. Детское чтение обычно выходит за пределы привычного круга детской литературы, в него входят: произведения устного творчества. дореволюционная классическая литература. современная литература.
  • произведения, сочиненные самими детьми, т.е. детское литературное творчество [2].

Наиболее соответствующие специфике восприятия детской аудитории произведения детской художественной литературы: былины; загадки; народные песни; сказки и сказания (были, легенды, предания); пословицы и поговорки.

На коррекционных занятиях, направленных на формирование навыков связной монологической речи, можно использовать приемы по сочинению собственных рассказов и сказок, который является отличным способом развития словесного творчества дошкольников. Такие приемы помогают детям направить воображение на сочинение авторского произведения, позволяет проявить творческие способности и развить навыки художественного замысла и идеи, тем самым раскрывая внутренние процессы обработки поступающей информации, которые начинают приобретать эстетическую окраску. Также в процессе применения вышеназванных художественных приемов ребенок может сформировать и выразить мнение по отношению к главным героям, действующим персонажам и элементам сюжета [9].

Детская художественная литература как способ развития навыков связной монологической речи призвана решить следующие задачи:

  • обогащение словарного запаса; совершенствование навыков речи и ее структурных элементов, выразительности;
  • совершенствование сенсорной системы и ее компонентов: зрительного, слухового и моторного анализаторов;
  • повышение мотивации к изучению родного языка;
  • развитие зрительной памяти, наблюдательности и внимания;
  • совершенствование способности к целостному восприятию различных художественных жанров.

Т.А. Ткаченко полагает, что, например, сказка служит инструментом для разнообразных развивающих упражнений [7].

В процессе сочинения сказки, помимо совершенствования речевых навыков, у ребенка формируются нравственные качества, такие как: гуманность, любовь к природе, скоромность, доброта, ответственность. В процессе выполнения коррекционных упражнений с включением элементов художественной литературы, логопед может помочь ребенку снизить страх отвержения, стеснительности и робости, упрямства и замкнутости. Ведь помимо того, что в процессе демонстрации и воспроизведения художественных произведений ребенок испытывает положительные эмоции и эмоциональный подъем, так у них еще начинает активно функционировать мыслительные операции, процессы и формы мыслительной деятельности, восприятие, усиливается концентрация внимания и сосредоточенность.

Для того чтобы начать обучать детей пересказу на материале сказок на логопедических занятиях, необходимо начать активизировать работу, связанную с формированием и построением грамматических высказываний. Коррекционная работа может осуществляться на основании использования логосказок Г.А. Быстровой, Э.А. Сизовой и Т.А. Шуйской [4]. Пересказу как форме совершенствования связной монологической речи уделяется значительное внимание на коррекционных занятиях, подчеркивается его особая роль в трудах отечественных педагогов, потому что пересказ художественного произведения требует от ребенка владения навыками развернутых фразовых высказываний и содержания пересказываемого текстового фрагмента [4].

Стоит отметить, что пересказ оказывает благоприятное воздействие на построение, формирование и воспроизведения фразовых высказываний, отдельных предложных конструкций и текстового фрагмента, а также воздействует на психические процессы: восприятие, память и внимание. При пересказе дети используют при построении собственного текста языковые средства и нормативы родного языка, которые содержатся в художественных произведениях, тем самым усваивая правильное их употребление по аналогии.

Использование детской художественной литературы позволяет целенаправленно проводить работу по воспитанию у детей «чувства языка» – внимания к лексической, грамматической, синтаксической сторонам речи. Это имеет особое значение в коррекционной работе с детьми общим недоразвитием речи [6].

Таким образом, поиск новых форм и методов работы по развитию связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи продемонстрировал то, что применение детской художественной литературы является одной из эффективных форм для решения данной проблемы. Художественная литература не только повышает познавательный интерес и мотивацию ребенка, но и побуждает его анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные связи, делать выводы. Именно поэтому необходимо их использовать в практической деятельности учителям-логопедам, обеспечивая комплексный подход в речевом развитии ребенка.

Список литературы

  1. Авдеева Н.М. Теоретико-методологический анализ формирования связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего школьного возраста». 2016. № 1. С. 1 – 12.
  2. Архипова Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // Современное дошкольное образование. 2018. № 3. С. 38 – 44.
  3. Барабанова Л.Б. К вопросу коррекции средствами сказки недостатков связной речи у детей с общим недоразвитием речи // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24919 (дата обращения: 12.07.2022).
  4. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки. URL: https://azbyka.ru/deti/logoskazki-bystrova-sizova-shujskaya (дата обращения: 23.07.2022)
  5. Ефремова О.Г. Насущные вопросы логопедической помощи // Филология и культура. 2014. № 3 (37). С. 283 – 286.
  6. Корицкая Е.Г. Формирование развернутой описательно-повествовательно речи у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи. М.: Просвещение, 2012. 86 с.
  7. Ткаченко Т.А. Логопедические сказки. М.: Проспект, 2023. 58 с.
  8. Траутман Е.Р., Медведева Е.Ю. Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 14. 269 – 271.
  9. Фесюкова Л.Б. Воспитываем сказкой: комплект наглядных пособий. Москва: Сфера, 2016. 48 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: