УДК 372.881.111.1

Использование метода конкретных ситуаций как средство стимулирования познавательной активности на уроках английского языка

Филиппова Ирина Анатольевна – учитель английского языка Лицея № 18 в г. Новочебоксарск

Аннотация: В статье проанализирован метод конкретных ситуаций как один из способов повышения познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка. Статья раскрывает содержание такого понятия как «кейс» и даётся общая характеристика указанного метода, основанного на обучении, путем решения конкретных задач – ситуаций, описываются возможности и практическое значение применения данного метода в обучении. Рассматривается вопрос нового подхода к изучению языкового материала, мотивирующего к учению. Также автор определяет задачи при использовании этого метода и выделяет этапы работы с кейсом. Приводится примерный учебный кейс для классов средней школы: описываются содержание и материал заданий.

Ключевые слова: метод конкретных ситуаций, кейс, активный метод обучения, мотивация, дискуссия, аргументированность выбора.

Сегодня мы часто говорим об основополагающих понятиях новых ФГОС таких, как развитие метапредметных умений, дифференцированный подход в обучении, непрерывное образование и самообразование. Однако мы должны принимать во внимание то, что любая программа будет нерезультативна без внутренней мотивации обучаемого. Как повысить интерес учащихся к изучению иностранного языка в школе?  Здесь всё актуальней становится вопрос выбора инновационных образовательных практик. Одним из таких путей организации обучения является метод конкретных ситуаций.

Такой метод основывается на обучении путём решения настоящих жизненных ситуаций, которые, как правило, имеют несколько решений.  Ещё эти учебные ситуации ещё называют кейсами. Учащиеся получают задачу – сделать выбор и дать аргументированный ответ, или найти своё самостоятельное решение. Безусловно, важным здесь является сам процесс, так как во время поиска ответа происходит актуализация необходимых знаний.  

Метод кейсов успешно применяется на уроках иностранного языка, поскольку он развивает базовые навыки: чтение, говорение, письмо и аудирование.  Вместе с тем, положительный результат данного метода будет зависеть от основных компонентов: качественного содержания кейса, подготовки обучаемых и грамотно организованной работы.

На уроке метод можно применять следующим образом. Обучаемые делятся на группы, учитель предъявляет ситуацию или проблему, и раздаёт материал для работы. Начинается обсуждение в группах. После принятия решения в группах, обсуждение происходит среди всех учащихся класса. Далее, ученик или команда, не участвовавшие в дискуссии, выслушав всех участников, выбирают наиболее оптимальное решение проблемы или ситуации. Задача учителя регулировать обсуждение участников. Такие уроки требуют большой работы и тщательной подготовки учителя.

Ценность такого метода в том, что в ходе решения заданной ситуации, а именно, во время дискуссии, ученики применяют знания и приобретают новые. Как известно, информация полученная самостоятельно, является более ценной и дольше сохраняется в памяти.

Кроме того, это активный метод обучения, он повышает мотивацию и вырабатывает заинтересованность в изучении предмета в целом. Жизненность и новизна содержания учебного материала и возможность применения знаний стимулирует участие в дискуссии.  На уроках английского языка у обучаемых есть реальная возможность общения на иностранном языке. Работая в команде, учащийся слушает высказывания других и учится отстаивать свою точку зрения. Участники учебного процесса обмениваются информацией и приходит понимание того, для чего нужны приобретенные ранее знания. Высокие результаты работы приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю.

Наиболее логичным является использование метода конкретных ситуаций в конце учебного раздела или темы. Таким образом, подобные уроки вмещают в себя весь пройденный лексический и грамматический материал, опыт учащегося и экстралингвистические знания о мире.

Однако у любого метода есть недостатки и трудности в использовании.

Что же необходимо учитывать при подготовке конкретных ситуаций?

При разработке кейса, необходимо определить цель и обеспечить отбор материала, согласованного с общей целью и между собой. Кейс должен быть актуальным, проблема или ситуация, изложенная в нём должна быть интересна и понятна детям, очень важно учитывать возраст и уровень знаний учащихся.

Этапы работы:

  1. Организационный этап. Выдача заданий (кейсов).
  2. Ознакомление с заданием, работа в группах по решению проблемы (случаев или ситуаций).
  3. Презентация работы групп (дискуссия).
  4. Обобщение результатов. Подведение итогов.

Примерный учебный кейс для классов старшего звена

Несколько туристов собираются посетить город Санкт-Петербург. Они обращаются в туристическое агентство.  Предложите варианты экскурсий для данных туристов.

Туристы: один студент, 2 пожилые женщины, семья из 3 человек.

Условия к поездке: продолжительность поездки 2 дня, размещение наиболее подходящее для   указанных туристов, не более двух достопримечательностей  за один день.

Задания:

  1. Ознакомьтесь с информацией о туристах.
  2. Прочитайте информацию об отелях.
  3. Выберите подходящий вариант размещения.
  4. Выберите достопримечательности, наиболее интересные для данных туристов.
  5. Предложите программу путешествия для каждой группы туристов.

Материалы кейса:

  • Сведения о туристах

Vladislav

Accommodation conditions:

- cheap but comfortable

- central location

- breakfasts

Preferences:

- going out in the evening

- meeting new people

Valentina and Maria

Accommodation conditions:

-                comfortable and quiet

-                beautiful views

-                good transport connections

Preferences:

-                visiting museums and galleries

-                sightseeing

Ivan, Peter and Daniel

Accommodation conditions:

- comfortable

- TV in the room

- car parking nearby

Preferences:

-                activities for children

-                visiting main tourist attractions

- taking photos

 

  • Информация об отелях

Sokroma Nevsky Fort

This hotel offers free parking, comfortable air-conditioned rooms with TV. It has good transport connections, not far from Obvodny Canal Metro Station. In the mornings, the hotel offers breakfast. Its café serves local dishes for lunch and dinner. In the evening time the hotel also provides some activities for children.

Moscow Hotel

This 4-star hotel is located just off Nevsky Prospect and it is just a 2-minute walk from the River Neva.  It offers comfortable air-conditioned rooms, some restaurants including a panoramic restaurant. Guest may choose rooms overlook the Neva River and the Alexander Nevsky Monastery. The sights of this part of the city include the Hermitage Museum, the Palace Embankment, and the Admiralty Tower.

BookCase Hostel

The hostel is situated in the central part of Saint Petersburg.  The nearest Mayakovskaya Metro Station is 2 km away. BookCase Hostel offers continental breakfast and free WiFi. Each room includes a wardrobe, bed linen and a patio with a garden view. Church of the Savior on Spilled Blood is 2.4 km from BookCase Hostel.

При оценивании работ учащихся необходимо придерживаться следующих критериев: соответствие заданию, аргументированность выбора представленного решения, языковая грамотность.

Использование кейс – метода позволяет приобретать новые знания и навыки практической работы. Кроме того, полноправие учащегося наряду с другими учениками и учителем в ходе дискуссии существенно отличает его от традиционных методик.

Эффективность метода конкретных ситуаций для уроков иностранного языка очевидна, и он, безусловно, получит своё дальнейшее развитие в обучении.

Список литературы

  1. Барнс Л.Б., Кристенсен К.Р., Хансен Э.Дж. Преподавание и метод конкретных ситуаций. – М.: Гардарики, 2000. – C. 502.
  2. Еремин А.С. Обеспечение учебной работы с использованием кейс-метода. Cб. "Инновации в образовании". – 2010. – № 4.
  3. Золотова М.В., Демина О.А. О некоторых моментах использования методов кейсов в обучении иностранному языку // Теория и практика общественного развития. – 2005. – № 4.
  4. Сурмин Ю.П. Ситуационный анализ или анатомия кейс-метода. – К.: Центр инноваций и развития, 2002. – C. 286.
  5. Шимутина Е.В. Кейс – технологии в учебном процессе / Е. В. Шимутина // Народное образование. – 2009. – № 2 – C. 172-179.

Интересная статья? Поделись ей с другими: