УДК 376.37

Особенности развития понимания и навыков употребления предлогов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Шибаева Ольга Валерьевна  – студентка направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» профиля «Логопедическое образование» Смоленского государственного университета.

Меженцева Галина иколаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Специальная педагогика и психология» Смоленского государственного университета.

Аннотация: В статье обсуждаются вопросы развития речевой функции у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.  Сделан вывод о том, что наибольшие затруднения для указанной категории детей представляет употребление предлогов. Рассмотрена норма употребления предлогов в речи детей дошкольного возраста с нормальным темпом психического развития. Особое внимание уделено проблемам развития навыков понимания и употребления предлогов детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития. Описана четырехэтапная методика развития речевой функции ребенка дошкольного возраста с ЗПР.

Ключевые слова: задержка психического развития, речевая функция, дети дошкольного возраста, логопедия, употребление предлогов.

Одной из наиболее важных и фундаментальных позиций в структуре психического развития ребенка является речевая функция, которая в свою очередь отвечает за развитие таких важных ментальных навыков как сравнение, обобщение, анализ и синтез. Поэтому представляется крайне важным уделить внимание различным аспектам формирования и развития речевой функции у детей, фундамент которой закладывается в дошкольном возрасте [4, c. 287]. Данная проблема остается дискуссионной и важной для современной логопедии и по сей день.

В различное время вопросом развития речевой функции детей дошкольного возраста занималось достаточно большое количество отечественных специалистов. Среди авторов наиболее свежих исследований по рассматриваемой проблематике можно выделить таких ученых, как Е.В. Мальцева, Л.А. Бабаянц, К.В. Глотова, Ю.О. Маргасова, А.А. Непреенко, Э.Ч. Рзяева, Р.И. Лалаева, Н.Б. Борякова, Р.Д. Тригер и других. Однако при глубинной проработке научно-теоретической базы по проблеме формирования и развития речевой функции у детей дошкольного возраста автором данного исследования был выявлен существенный пробел в современных русскоязычных научных изысканиях в области изучения отдельного немаловажного аспекта поднимаемой проблемы – развития речевой функции у детей с задержкой психического развития. Принимая во внимание высокую степень важности данной проблемы и низкую степень ее научной проработанности, проведение данного исследования является актуальным и теоретически значимым.

Если рассматривать речевую функцию детей с задержкой психического развития, стоит прежде всего получить наиболее четкое представление о данной категории детей. По мнению Э.Ч. Рзаевой, задержкой психического развития можно считать «любое нарушение темпа нормального психического развития» [5, c. 245]. Иными словами, в случае, когда отдельные психические функции ребенка (память, речь, мышление, эмоции) уступают в темпе своего развития показателям развития детей этой же возрастной категории, можно говорить о наличии у ребенка задержки его психического развития.

Э.Ч. Рзаева выделяет такие отличительные особенности психического развития детей дошкольного возраста с задержкой, как низкий уровень объема представлений ребенка об окружающем мире ввиду его низкой познавательной активности и низкого уровня регуляции познавательной деятельности. Как следствие, у ребенка в недостаточной мере формируется словарный запас и развиваются различные речевые нарушения [5, c. 249].

По мнению большого числа современных отечественных логопедов и педагогов, наиболее значительные трудности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития вызывает употребление предлогов с пространственным значением [1, c. 24].

Под предлогом принято понимать служебную часть речи, которая употребляется для обозначения отношений между объектом и субъектом, выражения синтаксической (смысловой) зависимости одних слов от других в рамках словосочетаний и предложений [6, c. 164].

Предлог является важной составляющей устной и письменной речи как для ребенка, так и для взрослого человека [7, c. 427].  Прежде чем рассматривать особенности развития навыков использования в речи предлогов детьми с задержкой психического развития следует определить, так называемую, точку нормы, то есть возрастной эталон развития данной ментальной функции, к которому специалисты должны подвести ребенка с задержкой психического развития в процессе коррекции.

Предлоги становятся частью речи ребенка в возрасте с 2 лет 3 месяцев до 3 лет 4 месяцев. Современными логопедами определена последовательность усвоения ребенком предлогов, которая подробно описана А.Н. Гвоздевым (рисунок 1) [8, c. 284]. Также при нормальном психическом и речевом развитии ребенка, к 6 годам он должен усвоить 21 предлог [2, c. 93].

image001

Рисунок 1. Последовательность освоения ребенком дошкольного возраста при нормальном темпе развитии основных предлогов (по А.Н. Гвоздеву).

Синтезировав все существующие материалы по рассматриваемой проблематике и проведенные исследования речевого развития детей, Н.С. Жукова описала два основных этапа появления предлогов в речи ребенка, которые представлены на рисунке 2 [9, c. 218].

image002

Рисунок 2. Основные этапы появления предлогов в речи ребенка с нормальным темпом психического развития.

Если говорить о современных практических инструментах развития речевой функции детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, то можно особо выделить описанную Ю.О. Маргасовой методику формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития через использование в речи предлогов, на которые и делает акцент специалист [3].

Так, по мнению специалиста, именно формирование пространственных представлений является одной из базовых задач развития детей дошкольного возраста, так как именно данный аспект речевой функции ребенка является определяющим фактором успешности освоения им письма, чтения и счета.

Развитие речевой функции у ребенка дошкольного возраста с задержкой психического развития по методике Ю.О. Маргасовой происходит в четыре последовательных этапа. Первый этап посвящен развитию умения ребенка ориентироваться в схеме собственного тела, для чего могут применяться такие упражнения, как показ ребенком рукой определенных частей своего тела. На втором этапе происходит формирование навыка ориентации по основным направлениям в пространстве – слева, справа, снизу, сверху. Третий этап направлен на развитие у ребенка способности ориентироваться в помещении и в площади определенного предмета (стол, бумага и т.д.).

Наконец, ребенок подходит к четвертому этапу – формированию понимания (уточнение значения) и правильному использованию в речи предлогов. Для данного процесса специалист рекомендует использовать как простые упражнения через указания (положи это на стол, поставь это перед столом, приклей это под стул и т.д.), так и дидактические игры (например, игру «Вокруг да около» (рисунок 3), суть которой заключается в использовании картинок с изображением предметов и задавании вопросов ребенку об их месторасположении относительно других предметов.

 image003image004

Рисунок 3. Материалы дидактической игры «Вокруг да около».

Таким образом, развитие речевой функции у детей дошкольного возраста является крайне важным логопедическим и педагогическим процессом. Один из ключевых факторов, определяющих темп психического развития ребенка, - это способность ребенка понимать и правильно использовать предлоги в своей речи. В связи с этим представляется важным уделение особого внимания употреблению предлогов в процессе работы с развитием речевой функции детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Несмотря на наличие исследований по поднимаемой в статье проблеме, последняя по-прежнему остается малоизученной и обладает высокой степенью актуальности и социальной важности.

Список литературы

  1. Бабаянц Л.А. Особенности понимания и навыков употребления предлогов детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2022. № 5 (47). С. 23-25.
  2. Глотова К.В. Формирование навыков употребления предлогов у детей среднего дошкольного возраста // Педагогика XXI века: традиции и инновации: Сборник научных трудов Всероссийской научной конференции с международным участием, Липецк, 06 декабря 2018 года / Под редакцией Н.В. Фединой. Липецк: ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. С. 91-95.
  3. Маргасова Ю.О. Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через использование в речи предлогов // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей, Екатеринбург, 26–27 апреля 2018 года. Екатеринбург: Без издательства, 2018. С. 469-471.
  4. Напреенко А.А. Развитие навыков понимания и правильного употребления предлогов детьми с ОНР старшего дошкольного возраста // Современная педагогика: теория, методология, практика: сборник статей II Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 18 декабря 2019 года. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2019. С. 286-294.
  5. Рзаева Э.Ч. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 2022. Т. 2, № 14-3. С. 245-250.
  6. Трапезникова Е.С. Изучение понимания и точного употребления предлогов пространственного значения дошкольниками с общим недоразвитием речи и подходы к коррекции // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XII Международной научно-практической конференции: в 2 ч., Пенза, 15 мая 2018 года. Часть 1. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. С. 163-165.
  7. Фабрициус А.Е. Изучение особенностей речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Вектор развития современной науки: XXX Международная научно-практическая конференция, Москва, 25 января 2018 года. М.: Научный центр «Олимп», 2018. С. 426-428.
  8. Шепелина Г.В. Особенности речевого развития детей с РАС // Вопросы педагогики. 2022. № 3-2. С. 283-286.
  9. Якубасова Л.А. Формирование умения употреблять предлоги у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Мир специальной педагогики и психологии: Научно-практический альманах. Выпуск 1. М.: ООО «Логомаг», 2020. С. 217-227.

[social}