УДК 376.37

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Румянцева Елена Игоревна – студентка Смоленского государственного университета.

Научный руководитель Иванова Наталья Викторовна – преподаватель Смоленского государственного университета.

Аннотация: В статье обозначена актуальная в настоящее время проблема профилактики нарушений письменной речи у детей старшего школьного возраста. В старших группах детских садов выявляются дети, уже обладающие предпосылками различных форм дисграфии. В основном это дети с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Описаны основные этапы диагностики и методики коррекционной работы с детьми дошкольного возраста по профилактике дисграфии.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, письмо, нарушения письма, дисграфия, профилактика, предупреждение, коррекционная работа.

Дошкольный период – один из ключевых этапов детского развития, в первую очереди, из-за развития речи. Приближаясь к старшему дошкольному возрасту, ребенок все чаще использует речевые средства как способ познания, общения, освоения разных видов деятельности. В начальной школе дети обязательно учатся письму, что необходимо для всех дальнейших этапов обучения.

Если ребенок при нормальном интеллектуальном развитии не способен овладеть навыками письма или испытывается с этим процессом сложности, говорят о наличии у него дисграфии. Под письменной речью понимают специальную форму общения с использованием системы письменных символов. Она возникла уже после того, как человек освоил устную речь, стала надстройкой над ней. В письме используются готовые механизмы сложившейся устной речи, но в усовершенствованном и усложненном виде, с новыми конструкциями и схемами, специфичными для письменной языковой формы [5].

При дисграфии частично нарушаются процессы письма. Это расстройство можно определить по наличию на письме типичных повторяющихся ошибок, которые не связываются его сознанием с правилами грамматики. Ключевая особенность этих проблем заключается в том, что они допускаются в тех словах, где обычно у детей не возникает никаких сложностей.

В современных литературных источниках можно встретить разные определения для термина «дисграфия». Эту проблему сложно рассматривать из-за того, что в ее патогенезе участвует огромное количество разных факторов и механизмов, вызывающих нарушения письменной речи. Именно поэтому существует немало подходов к объяснению природы дисграфии и классификации ее видов. Общей классификации до сих пор не существует. Чаще всего логопедами используется классификация, созданная на кафедре логопедии РГПУ им. А.И. Герцена. В ней выделяют следующие виды рассматриваемого нами нарушения [4]:

  • артикуляторно-акустическую, которая базируется на неспособности отделять фонемы друг от друга;
  • вызванную нарушениями языкового синтеза и анализа;
  • оптическую;
  • аграмматическую.

Нарушения письменной речи могут быть вызваны разными причинами. При изучении истории развития ребенка с дисграфией можно найти целый ряд патологических факторов, которые оказывали на него воздействие как до рождения, так и после него. Определенная роль в возникновении дисграфии отводится генетическим факторам, создающим неблагоприятный фон, который ведет к развитию нарушений письма. Дисграфия может возникать также из-за других факторов, о которых поговорим далее. 

Причиной дисграфии нередко становятся органические повреждения, затрагивающие корковые центры головного мозга, отвечающие за письмо, а также их запоздалое созревание и нарушенная работа. Нередко проблемы с освоением письма возникают у детей, которые в ранний период развития долго страдали от соматических болезней. Еще одна причина дисграфии – негативные внешние факторы, например, неправильная речь у окружающих людей, двуязычное окружение, дефицит внимания в семье к речевому развитию ребенка, дефицит речевых контактов, неблагоприятная обстановка в семье.

Если анализировать клиническую картину детей с нарушениями письменной речи, то можно увидеть, что она очень разнообразна. Чаще всего дисграфия входит в комплекс сложных речевых и нервно-психических нарушений развития.

Если у ребенка подозревают дисграфию, его направляют на обследование к окулисту, неврологу и ЛОРу. Чтобы установить степень сформированности речевых функций, требуется логопед. Необходимо выяснить, почему ребенок неправильно пишет – потому что у него дисграфия или он просто не знает правила.

В процессе обследования детей на наличие дисграфии проводят комплексную проверку по следующим параметрам:

  • Как ребенок разговаривает. Необходимо уделить внимание анализу произношения и различения звуков, синтезу и анализу фонем, грамматическим особенностям
  • построения речи, обширности словарного запаса.
  • Как ребенок пишет. Когда полностью изучена устная речь, можно начинать исследование письменной. Выполняется анализ письменных работ ребенка. Он должен сделать задание, состоящее из описания по картинкам, переписывания рукописного и печатного текста, написания текста под диктовку, чтения слов по слогам и буквам.
  • Как ребенок видит, слышит, как развита его ЦНС. Для выяснения причин дисграфии проверяют слух, зрение и состояние центральной нервной системы ребенка.
  • В каком состоянии находится речевая и ручная моторика, какие у ребенка особенности строения органов артикуляции [8].

Чтобы выявить дисграфию у младших школьников, часто применяют метод определения навыков анализа фонем в речи. Для этого ребенку дают несколько заданий, позволяющих понять, насколько он способен устно определять, какие звуки входят в состав слова.

В тестирование входят задания, при выполнении которых ребенок показывают свою способность производить следующие действия:

  • придумывать слова;
  • определять и выделять заданный звук в слове;
  • выбирать карточки, названия которых начинаются с заданного звука;
  • распределять карточки, названия которых начинаются с чаще всего смешиваемых ребенком звуков;
  • делить предложения на отдельные слова, слоги и фонетические единицы;
  • сравнивать звуковой состав слов;
  • самостоятельно определять искажения звуков в словах, произносимых им самим или другим человеком;
  • повторять последовательности слогов за взрослым (например: та-да-та, та-то-ту);
  • определять заданные виды слогов или звуков в звуковых и слоговых цепочках.

Проверка дошкольника на предрасположенность к дисграфии обычно включает анализ отношения ребенка к рисованию и качества его рисунков. Нелюбовь и неумение малыша рисовать в 3-4 года может указывать на склонность к дисграфии из-за плохого развития моторики, мускулатуры пальцев. Ребенку трудно выполнять согласованные сложные движения руками.

В рисунках детей с дисграфией можно увидеть дрожащие, рваные, прерывистые линии, они нажимают на карандаш слишком слабо или слишком сильно.

Разработано несколько эффективных методов для исправления дисгафии у младших дошкольников[25].

Методика работы со схемой слова

Ребенку выдают карточку с изображением предмета и схемы слова. Необходимо назвать предмет, а затем по порядку все входящие в это слово звуки. Затем каждый звук соотносится с буквой, школьник пишет слово.

Методика распознавания звуков и букв

Эта методика имеет нескольких разновидностей:

  • Ребенок пишет в тетрадь множество букв.
  • Школьник подчеркивает слова с заданным звуком и записывает их в тетрадь.
  • Ребенок выделяется в тексте, предложении, слове определенную букву и зачеркивает ее.
  • Ребенок отбирает карточки, в названии которых есть заданный логопедом звук.

Методика Эббигауза

Ребенок получает уже знакомые ему слова с пропущенными буквами. Их нужно вставить, а затем прочесть и записать слово.

Методика соотношения слова (карточки) с начальной буквой

Ребенок самостоятельно выбирает словом/слова и карточку/карточки на заданный звук. Он должен обозначить этот звук буквой.

Методика анализа звуков и букв

Ребенок получает карточку с картинкой. Ему нужно назвать изображенный предмет, записать слово, проставить в нем ударение, посчитать слоги и назвать их. Слоги отделяются черточками. Затем ребенок по порядку называет все звуки, входящие в слово, и выделяет их разными цветами. Звонкие согласные подчеркиваются одной чертой, глухие – двумя. Ребенок сравнивает количество звуков и букв в слове.

Структурный метод

Школьнику дается слово, в котором он должен строго последовательно определить количество согласных и гласных звуков. Затем ребенок разрабатывает схему слова: гласные буквы обозначает контурными кружками, а согласные – заштрихованными. В первое время даются односложные слова без скоплений согласных. С каждым занятием задание усложняется.

Метод коррекции ошибок

Ребенку дается несколько слов, написанных с ошибками, соотносящимися со звуковой моделью слова. Школьник должен найти и исправить ошибки, переписать слова правильно.

Также есть ряд упражнений для домашних занятий с ребенком в перерывах между посещениями логопеда, например:

Корректируем текст

Берется объемный текст, из которого ребенок должен вычеркнуть определенную букву. Можно усложнить задание – попросить ребенка одну букву вычеркнуть, а другую подчеркнуть. Это упражнение направленно на развитие внимания и зрительного распознавания букв.

Вставляем пропущенные буквы

В объемном тексте ребенок должен вставить пропущенные буквы. Упражнение позволяет повысить внимание и уверенность в навыке письма.

Рисуем линию

Ребенка просят провести длинную линию без отрыва, своевременно меняя руку. Упражнение направленно на тренировку крупной моторики рук.

Кроме всего вышеперечисленного необходимо объяснять ребенку правила расстановки знаков препинания в тексте, проговаривать текст вслух в соответствии с правилами правописания. Высокой эффективностью отличаются логопедические занятия в игровой форме. Можно применять для составления слов магнитные буквы, писать диктанты для улучшения фонематического восприятия.

Список литературы

  1. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика / Т.В. Ахутина. // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции. – Москва – Воронеж, 2001.
  2. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: Учебно-методическое пособие / Т.Г. Визель. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига. – 2005 – С. 95-103.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. – Т. 2, 3, 5. – М., 1983.
  4. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. пособие для учителя-логопеда / Р.И. Лалаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
  5. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018 – 64 с.
  6. Ляпидевский С.С. Дисграфии у детей и их патофизиологический анализ. // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. Вып. № 3. Учпедгиз, 1953. – С.57-62.
  7. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. / Л.Г. Парамонова. – СПб.: Издательство «Союз», 2004.
  8. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников [Текст] / И.Н. Садовникова. – М., 2003.
  9. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков/ Под ред. С.С.Ляпидевского. – М., 1999 – 159 с.
  10. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление/ Любовь Семѐновна Цветкова. – М.: Юристъ, 2005.
  11. Ястребова А.В. Дисграфия и пути ее коррекции/ А.В. Ястребова. – СПб.: Март, 2019 – 260 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: