УДК 615.15: 174.4

Проблемы подготовки специалистов, с высшим образованием, для работы в различных областях фармаций

Мамсирова Светлана Кирмизовна – кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры Профильных дисциплин Кубанского государственного медицинского университета Минздрава России

Аннотация: В статье раскрыты причины недостатка профессионально подготовленных кадров с высшим образованием для фармацевтической отрасли. Отмечена необходимость возобновления и расширения деятельности производственных аптечных учреждений. Обосновано предложение о внесении изменений в программу обучения для фармацевтических специалистов.

Ключевые слова: специалисты, студенты, учебные заведения, образование, профессионализм.

В связи с востребованностью специалистов фармацевтического профиля во многих учебных заведениях открыты фармацевтические факультеты. На сегодняшний день существует только очное образование для фармацевтов и провизоров, но, несмотря на ежегодный выпуск специалистов средними и высшими учебными заведениями, провизоров на фармацевтическом рынке не хватает. Объясняется это увеличением открываемых аптек и расширением аптечных сетей по стране, а также возрождением фармацевтического производства, которое преодолевая возникающие трудности, достаточно успешно, начало заниматься импортозамещением. Однако эти изменения в фармацевтической отрасли требуют грамотных специалистов, знания которых соответствовали бы современным требованиям, не только аптечных организаций, но и фармацевтических заводов.

Программы обучения во всех учебных заведениях соответствуют стандартам, однако в повседневной жизни они не успевают за развитием фармацевтической отрасли. Поэтому выпускники различных заведении приходят трудоустраиваться с разным багажом знаний и разным чувством понимания какую ответственную профессию они выбрали. Приобретения опыта выпускниками учебных заведений тоже является одной из проблем в фармацевтической области, легко можно получить опыт работы в аптеке готовых лекарственных форм, а вот опыт работы по изготовлению и проверке качества ЛС, приобрести достаточно сложно, в связи с тем, что производственных аптек стало мало. В стране по данным Росздравнадзора лицензию на изготовление лекарств имеют 2017 организаций, из которых только 460 аптек примерно занимаются изготовлением лекарственных средств. Конечно есть перспектива возобновления их деятельности, но соблюдение целого ряда необходимых для этого условий отдаляют на неопределённое время планирование деятельности производственных аптек. Восстановление и расширение производственных аптек оказало бы большую помощь в импортозамещений. Пока на фармацевтическом производстве в огромных масштабах решаются вопросы с заменой оборудования и субстанций, в аптечных учреждениях территориально могли бы изготавливаться необходимые для населения препараты. Однако для работы в производственных аптеках необходимы специалисты по профилю «Провизор-технолог» или «Провизор-аналитик», а выпускники высших фармацевтических учебных заведений, не получив достаточной практики во время обучения не могут претендовать на эти должности. Следовательно, необходимо в рабочей программе увеличить часы, выделенные для производственной практики, а также чаще проводить практические занятия на оборудованных площадках фармацевтических факультетов.

Приказ от 22 мая 2023 года № 249н «Об утверждении правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность», который вступил в силу с 1 сентября 2023 года должен ускорить развитие этой важной области фармаций, так необходимой в настоящее время. Возрождение производственных аптек поможет решить проблемы с логистикой лекарственных препаратов и их доступностью. К тому же лекарства из экстемпоральной аптеки избавлены от вспомогательных веществ, которые присутствуют в продукции заводского производства, а индивидуальный подход к пациенту, лично для него изготовленный препарат с учётом необходимых для него дозировок вернёт доверие к провизору, как эксперту по лекарственным препаратам, а не продавцу.

 В условиях напряжённого ритма обучения и жизни, преподаватели должны понимать, что не только теоретические знания, но и практика имеет огромное значение у обучающихся на фарм. факультетах. К сожалению, некоторые преподаватели сами не имеют опыта работы на фармацевтических предприятиях, поэтому не могут понять серьёзности данного вопроса. Ведь требования к фарм. специалистам с исчезновением производственных аптек резко сократились, а основные критерий изменились. Теперь очень много внимания уделяется продвижению аптечного ассортимента и торговле лекарственными препаратами. Недавно в программу обучения студентов фармацевтических факультетов введена дисциплина «Профессиональные основы деятельности провизора», которая является обязательной для изучения. В основу положен Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 марта 2016 г. № 91н "Об утверждении профессионального стандарта «Провизор». Однако практические занятия по данному предмету проводятся в аудиториях, а не в фармацевтических организациях, что не даёт студентам в полной мере понять, в чем заключается профессионализм провизора.

После 5 лет обучения студенты фармацевтического факультета получив диплом Провизора принимаются на работу на уровне специалистов со средним фармацевтическим образованием, которые обучались 1год и 10месяцев и которые могут занимать должность заведующего аптеки (Приказ Минтруда России от 22.05.2017 № 428 н «Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области управления фармацевтической деятельностью”), в связи с этим положением уменьшилось количество желающих поступить в высшее учебное заведение, для получения должности провизора (например в этом году на факультет фармаций в КубГМУ было зачислено всего 10 человек за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и 34 человека по договорам об оказании платных образовательных услуг). Данная тенденция может привести к резкому сокращению фармацевтических специалистов с высшим образованием, а в последующем к кадровому дефициту в фармацевтической области. Поэтому нельзя приравнивать квалификацию провизора и фармацевта, а также необходимо повышать уровень практических знаний, необходимых для работы на фармацевтическом производстве.

В программу современного образования должны быть внесены изменения, позволяющие студентам фармацевтического факультета применять теоретические знания на практике в производстве. Усовершенствование программы с учётом необходимости увеличения объема практических занятий окажет огромную помощь при применениях передовых технологий в импортозамещений на фармацевтическом производстве.

Список литературы

  1. Алёшина Н.Ф., Опыт педагогической работы по внедрению принципов врачебной деонтологии при обучении студентов медицинского университета / Алёшина Н.Ф., Питерская Н.В., Старикова И.В., Радышевская Т.Н. // ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Волгоград. – 2019. – C. 43-45.
  2. Личностные качества, определяющие формирование профессионализма у студентов фармацевтических вузов и фармацевтических факультетов / Поцелуева Л.А // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения Санкт-Петербург 2021. – С. 143-145.
  3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 марта 2016 г. № 91н "Об утверждении профессионального стандарта «Провизор».
  4. Приказ Минтруда России от 22.05.2017 № 428 н «Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области управления фармацевтической деятельностью”.
  5. Приказ от 22 мая 2023г. № 249н «Об утверждении правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность».

Интересная статья? Поделись ей с другими: