УДК 349.6

Направления совершенствования подготовки сотрудников полиции к применению огнестрельного оружия

Голубка Артем Васильевич – слушатель  Академии управления Министерства внутренних дел  России

Аннотация: Статья посвящена анализу подготовки сотрудников полиции к применению табельного огнестрельного оружия. В статье рассматриваются основные направления совершенствования огневой подготовки, с помощью которых будущие полицейские осваивают полную программу подготовки к служебно-боевой деятельности.

Ключевые слова: применение огнестрельного оружия, работа правоохранительных органов, подготовка сотрудников полиции, огневая подготовка, этапы огневой подготовки, военная подготовка, оперативно-служебная и служебно-боевая деятельности.

Проблематика применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия давно находила свое отражение в научных исследованиях. Так, в специальной литературе многократно обращалось внимание на слабую защищённость сотрудников полиции: их недостаточную профессиональную и психологическую подготовку, нерешительность в применении упреждающих мер, безоружность, что в конечном счёте приводит к значительным потерям среди личного состава.

Официальной статистики применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия нет, в месте с тем, из источников близких к МВД России следует, что в 2022 году количество данных случаев в сравнении с 2021 годом уменьшилось на 5,3%,  при этом увеличилось на 5,5% число лиц, пострадавших в результате его использования. Неправомерное применение огнестрельного оружия уменьшилось на 16,4%.

Вышеприведенные числовые показатели говорят, что правоохранители в своей служебной деятельности нередко задействуют табельное, и это влечет за собой определенные последствия, как  для сотрудников, так для правонарушителя.  Поэтому, данное направление является одной из задач системы МВД России.

Статистика СМИ по применению оружия в разрезе общего количества совершенных противозаконных деяний в регионах России в 2022 году указывает, что  полицейские чаще используют боевые приемы борьбы и специальные средства, нежели табельное. Это объясняется: у сотрудников  возникают сложности  при определении обстановки, в которой может потребоваться оружие.  Отсутствие опыта применения табельного. Наличие правовых проблем, которые могут возникнуть при применении полицейским табельного, что видится вполне оправданным, ведь это может повлечь за собой трагичные последствия для пострадавших и для стражей правопорядка.  Представители публичной власти,  ответственны за безопасность народа. В случае нарушения законодательства, охраняемого граждан, сотрудники полиции понесут ответственность в рамках действующего закона. За бездействие со стороны полицейских наказание последует по статье 125 Уголовного кодекса РФ. То есть, мы можем проследить, что из-за страха быть привлеченными к уголовной ответственности, боязни причинить увечье посторонним людям, совершить какой-либо противоправный поступок стражи правопорядка пытаются избежать применение огнестрельного оружия.

Подготовка блюстителей порядка к использованию табельного содержит теорию, учитывает профессиональные, психологически свойства и нравственные установки сотрудников.

Важные задачи:

  • определение оснований противоправности действий нарушителей и допустимость применения оружия;
  • достаточное оснащение;
  • создание необходимых условий.

Обучаясь полицейский должен владеть следующими психологическими навыками:

  • уверенность в личных действиях и своих напарников;
  • стрессоустойчивость при влиянии стресс-факторов;
  • наличие устойчивости к высокому перенапряжению, интенсивным препятствиям, временным неудачам и предстоящим трудностям;
  • присутствие целеустремленности и настойчивости;
  • способность воспользоваться приобретенными навыками;
  • прогнозирование вероятных версий экстремальных ситуаций.

Статистика СМИ говорит, что сотрудниками, прослужившими в органах внутренних дел менее 1 года, огнестрельное оружие применялось в 0,8% случаев, от 1 до 5 лет – 26,6%, от 5 до 10 лет – 35%, свыше 10 лет – 37,6%. прошедшими профессиональную (первоначальную) подготовку в МВД России – 711 случаев;

закончившими очное отделение образовательных организаций МВД России по программам среднего профессионального или высшего образования – 105 случаев.

Из 117 фактов применения оружия, не регламентированного Законом
о полиции, 94 обусловлены небрежным (неумелым) обращением
с огнестрельным оружием, 12 – совершением (попыткой совершения) суицида, 11 – другими причинами.

При этом число фактов неосторожного (неумелого) обращения с оружием уменьшилось на 10,2% и составило 80% от общего числа фактов неправомерного применения огнестрельного оружия, допущенных в 2022 году.

Да, безусловно при применении табельного, сотрудники полиции руководствуются действующим законодательством. Полицейский не должен совершать деяния, влекущие совершение преступления. Но, к сожалению, вышеприведенный анализ указывает, что  на практике не редки случаи превышения правоохранителями своих полномочий, что ведет к серьезным последствиям, связанных с отсутствием достаточной подготовки.

Проведенный анализ СМИ показал, что в 2022 году в сравнении с 2021 годом на 36%  уменьшилось количество лиц, погибших в результате неправомерного применения огнестрельного оружия, в том числе: 14 сотрудников (2021–23) и 2 гражданина (2021 – 2).

Основной целью огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел является их готовность эффективно использовать табельное при решении оперативно-служебных задач и тем самым не допустить погибших и раненных граждан и самих борцов с преступностью. Огневая подготовка содержит практические знания: стойка, правильный хват  пистолета, выполнять прицеливание, производить выстрел, так далее.

Тем не менее, если сотрудник полиции овладел лишь практическим использованием табельного огнестрельного оружия, это не гарантирует ему успех на  службе. Он должен уметь спрогнозировать поведение преступника, сориентироваться в любой обстановке, с модулировать у себя в голове любую возможную ситуацию и выстроить грамотные пути ее решения.

Можно выделить базовые стадии огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел:

  • ознакомление с разными примерами вооружения;
  • изучение материальной части огнестрельного оружия;
  • закрепление знаний в сфере правового регулирования деятельности сотрудников органов внутренних дел;
  • укрепление дисциплины.

Полицейский в период прохождения тренировки должен контролировать собственный страх применения оружия, научиться справляться со своим беспокойством и неуверенностью.

Большая вероятность погибнуть, получить ранение в ходе возникновения огневого конфликта происходит на дистанции от полутора до двух с половиной метров от лица, совершающего правонарушение. Чаще всего данные обстоятельства связаны с отсутствием бдительности полицейского, из-за чего случается задержка использования огнестрельного оружия.

Обычно, вооруженное столкновение сотрудника полиции и лица, совершившего правонарушение происходит на расстоянии от десяти до пятнадцати метров. Однако, на указанном расстоянии возможность ошибки у профессионально подготовленного полицейского очень низка, «победителем» в рассматриваемой обстановке будет тот, кто произведет выстрел первым.

Точных сведений не имеется, вместе с тем известно, что в двадцати-тридцати процентов случаев полицейские гибнут от выстрела своего табельного оружия, которое выхватывает лицо, совершившее правонарушение во время первой стадии вероятного задержания (таких как, выяснение обстоятельств, проверка документов).

В других же случаях сотрудники полиции гибнут из-за недостаточной видимости   (кроме   случаев   применения   классической   прицельной стрельбы).

К обстоятельствам, при которых сотрудники наиболее часто применяли огнестрельное оружие, относятся: производство выстрела на автодороге (шоссе) –  (48,2%) и производство выстрела на улице –  37,2%.

При этом оружие применялось: в темное время суток – 63,1%, в светлое время суток –  36,9%.

Расстояние до цели при огневом контакте с правонарушителем составило: до 1 метра – в 2,9%; от 1 до 5 метров – в 22,1%; от 5 до 10 метров – в 28,9%; от 10 до 25 метров – в  29,2% и свыше 25 метров – 10,8%.

Классическая стойка при стрельбе делает из полицейского легкую цель для поражения. Нужна обычная поза тела, так как она будет снижать площадь вероятного поражения. Сотрудники полиции учатся вести стрельбу в бронежилетах и иных видах форменной защищающей одежды.  Кроме то, необходимо применение специальных тактик. Должны применить пистолет в при погоне на автотранспорте, в местах скопления людей.

Во время тренировочного этапа по огневой стрельбе, имеется хорошее освещение, ничего не отвлекает от процесса. Обучающиеся находятся в наушниках или специальных берушах. Во время оперативно-служебных операций, сотрудников полиции ожидают другие условия:

  • чрезмерно яркий свет в помещении, не позволяющий хорошо прицелиться;
  • недостаточное освещение;
  • стрельба сотрудников или лиц, совершивших правонарушения, мешающие сконцентрироваться.

Обычно лицо, совершившее правонарушение, во время вооруженного преследования старается уклониться от приближающихся пуль, что существенно мешает эффективно применить пистолет.

Подготовка не всегда проводится в близких к реальности условиях.

К  специальным условиям следует отнести:

  • очень близкую дистанцию
  • высокую скорость проведения огневого контакта между нарушителем и полицейским
  • плохие погодные условия;
  • надетые бронещиты;
  • моральная нагрузка;
  • необходимость мгновенного использования табельного оружия.

Однако методика подготовки крайне мало описана и требует более скрупулезного изучения.

 Настоящее обучение не сосредотачивает внимание на использование оружия в нестандартных ситуациях, что уменьшает уровень борьбы с преступностью в нашей стране.

Подготовка подразумевает тренировки в современных тирах, на специальных учебных площадках (полигонах). Употребление указанных объектов дает возможность имитировать внезапные звуки,  возникающие в сложных ситуациях, в которых максимально важно своевременно ответить на огонь преступника и прочее. Они могут также снабжаться специальными техническими устройствами имитации экстремальной ситуации, мониторами, способными воспроизводить пожар, звуки взрывающихся гранат и так далее. Современные технологии стали активно применяться для демонстрации и воспроизведения на экране событий, способствующих возникновению правонарушения в заданных условиях. Полицейский обязан научится максимально быстро сориентироваться и продумать свои дальнейшие действия.

 На данный момент, в нашей стране наибольшую известность набирают подготовительные виды стрельбы:

  • вармитинг, бенчрест;
  • оборонная практическая стрельба.

Применение вышеназванных видов стрельбы вызывает большое число споров об эффективности данного обучения.

В этой связи становятся видны две главные проблемы:

  • существенные отличия приемов спортивной стрельбы от боевой.
  • исключительно механическое выполнение упражнений во время проведения тренировочной стрельбы без обстоятельного методичного обеспечения.

 Огневая стрельба учит  пониманию особенности выстрела, баллистики. Что представляет собой процесс работы над навыками прицеливания, наведения огнестрельного оружия на цель, непосредственный контроль психоэмоционального состояния полицейского, скрупулёзная проверка спускового крючка со стороны боевого взвода.

Время, предназначенное для подготовки к использованию огнестрельного табельного оружия и производства непосредственно выстрела обычно играет второстепенную роль и в упражнениях, так как оно максимально ограничено. Не в полном объеме отвечают действительным расстояниям применения пистолета полицейским в случае огневого противостояния с правонарушителем, установленные постоянные дистанции для подготовительной стрельбы. В длинноствольном боевом оружии в определенной степени установленные дистанции (АК — сто метров, СВД двести метров триста метров) применимы, в то время как для пистолета, рабочей является дистанция, ограниченная около двадцати метров.  Данный фактов означает, что в период стрельбы при гарантированном поражении жизненно важных участков целей будет решающим.

В последние пару лет практические методы обучения использования пистолета стали очень популярными в нашей стране. Указанные методы на сегодняшний день рекомендованы не только для проведения огневой подготовки сотрудников полиции, но и для работников частных охранных организаций.

Упражнения по практической стрельбе входят не только в ведомственные стрелковые курсы, но и в спортивные соревновательные игры, проводимые между различными ведомствами. В них имеются следующие преимущества: баланс точности, скорости и мощности и профессионализма, строгие требования безопасности, стрельба в движении, быстрая перезарядка оружия, устранение задержки в стрельбе, возможность производства несколько точных выстрелов с передачей огня.

Хорошо известны и крайне очевидны принципы учебных подходов, направленные на совершенствование навыков использования огнестрельного оружия сотрудников органов внутренних дел и успешное применение ими оружия в сложных ситуациях. В месте с тем, довольно часто происходят случаи употребления устаревших методов приближения обучающего к реальным условиям. Преподаватель по огневой подготовке довольствуются высокими показателями стрельбы в простых условиях, оказывая тем самым «медвежью услугу» будущих хранителям порядка.

К сожалению, большинство руководителей правоохранительных органов направляют все свои интересы на подготовку будущих спортсменов, а никак не профессионалов в борьбе с преступностью.

Психологическая подготовка по системе является не простой. Уверенность и твердость в действиях может помочь формированию профессиональных умений.

Основные задачи:

  • вырабатывание личностных черт характера, позволяющих контролировать ситуацию;
  • использование психологических приемов для предотвращения вооруженного столкновения правонарушителя с полицейскими;
  • развитие наблюдательности, бдительности.

Данные установки помогут сотрудникам  в любых обстоятельствах эффективно достигать поставленные перед ним задачи.

Помимо ранее рассмотренных проблем стоит отметить, что на данный момент не существует ни одного документа, в котором был бы детально прописан порядок использования пистолета для обороны. В существующих инструкциях, содержание носит общий, размытый, универсальный характер.

Задача  разработать и подготовить протокол (инструкцию) пошаговых действий полицейского комплексно с привлечением не только специалистов в области уголовного права и уголовного процесса, а также криминологов, психологов и, конечно, инструкторов по боевой и физической подготовке. Все вышеуказанные специалисты должны внести свою лепту в формирование данного документа. При этом на законодательном уровне необходимо закрепить положение, что если сотрудник полиции будет неукоснительно выполнять и соблюдать предписания данного протокола, то он не понесет наказание в рамках УК РФ.

Создание единого документа придаст уверенности в использовании оружия полицейскими.

Почти 80% респондентов сотрудников полиции отметили целесообразность и эффективность создания инструкции.

Итак, рассмотренные трудности в использовании пистолета, обусловлены основным образом несовершенством действующего законодательства, отсутствием конкретики. В частности, предлагается исключить из исследуемого нами закона, из его ч.3. ст.18 положения, устанавливающие ограничения на применение в процессе необходимой обороны подручные средства. На наш взгляд, сложность, вызванная его очень тонким разграничением с институтом превышения необходимой самообороны и халатности, в силу невозможности в экстремальной ситуации оперативно оценить общественную опасность противоправных деяний, вполне возможно заменить применением уполномоченным лицом иных средств, что возможно достичь посредством поправок в ч. 3 ст. 18 этого Закона и изложить ее следующим образом:  В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции на ряду со специальными средствами и огнестрельным оружием вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.

Полагаем, что на законодательном уровне требуется конкретизировать категорию «нападение», расширить перечень исключений, предусмотренных в ч. 5 ст. 23 ФЗ «О полиции», связанных с запретом на применение полицейскими оружия против женщин, несовершеннолетних и инвалидов, аргументировано подтвердив и сопоставив их необходимость со степенью общественной опасности и тяжестью совершаемого указанными категориями граждан преступного посягательства.

Исследовав правоприменительную практику, как основу совершенствования профессиональной подготовки сотрудников полиции к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия (на примере Вологодской области), следует заключить, что готовность к применению пистолета следует рассматривать с позиции наличия двух факторов, которые всегда идут совместно и неотделимы друг от друга. Первый из них- психологический, а второй - психофизиологический. Как показывает анализ правоприменительной практики, участились случаи нападений на полицейских, что свидетельствует как об их слабой подготовке, так и о законодательных проблемах.  На сегодняшний день очень мало внимания уделяется боевой подготовки сотрудников. Не во всех регионах представлены Центры специальной боевой подготовки, более того, даже созданный в Центральном регионе он не способен охватить всех сотрудников столичных гарнизонов полиции. А при обычной подготовке стрельбы проходят не чаще одного раза в две недели, что уже не предполагает должной подготовки сотрудников полиции.  В некоторых регионах при полиции предусмотрены оборудованные для стрельбы помещения, однако, здесь имеет место быть иная проблема, связанная с ограничениями в патронах, ввиду чего провести должным образом тренировку и оттачивать мастерство стрельбы также не представляется возможным. На этой почве, редкие стрельбы становятся скорее способом закрепить ошибки, а не получить навыки техники, пусть даже и в обычных условиях.

Проводимые в проверки полицейских на профпригодность не могут свидетельствовать о таковом, в частности, это видится в том, что проверочные задания, заключаемые в сборке и разборке оружия, теория о знании пистолета, при практически полном отсутствии навыков стрельбы  не могут свидетельствовать о соответствии сотрудника требованиям его пригодности к использованию оружия, и тем более к выполнению заданий связанных с применением его в условиях ограниченной видимости и т.д.

Проблема – страх перед законом, где ввиду нечеткой законодательной позиции, данное действие очень тесно граничит с институтом превышения должностных полномочий.

Основными элементами роста  мастерства в использовании пистолета является овладение актуальными и инновационными технологиями по его применению. В частности, видится необходимым уделить должное внимание обучению навыкам стрельбы сотрудников ППС и ДПС, как непосредственно контактирующих с правонарушителями.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993: с учетом поправок, внесенных законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ: ред. от 19.02.2018. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) "О полиции" // Собрание законодательства Российской Федерации, N 7, 14.02.2011, ст. 900.
  4. Давыдова Т.А. Уголовно-правовая характеристика нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ставрополь, 2005. 22 с.
  5. Колесников А.С. Методика обучения огневой подготовке сотрудников правоохранительных органов на современном этапе / А. С. Колесников. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 15 (253). – С. 266-270. – URL: https://moluch.ru/archive/253/57954/ (дата обращения: 20.09.2022).
  6. Курс российского уголовного права. Особенная часть / под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова. М., 2002. 1040 с.
  7. Лавыгина И.В. Экологические преступления: уголовно-правовая характеристика и проблемы ответственности: дис. … канд. юрид. наук. Иркутск, 2003. 188 с.
  8. Сериков С.Н. Современные методики обучения огневой подготовке сотрудников силовых структур, необходимые для качественного выполнения оперативно-служебных задач // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. – 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/sovremennye-metodiki-obucheniya-ognevoy-podgotovke-sotrudnikov-silovyh-struktur-neobhodimye-dlya-kachestvennogo-vypolneniya.

Интересная статья? Поделись ей с другими: