УДК 159.9

Влияние эстетического воспитания на общественную эстетику и их взаимодействие

Ван Чживэй – аспирант Философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с эстетическим воспитаем и его влиянием на общественную эстетику. Рассмотрено понятие «эстетическое воспитание» и «общественная эстетика». Изучены условия и средства эстетического воспитания. Рассмотрены основные проблемы в области эстетического воспитанная в обществе. Разработан алгоритм по совершенствованию развития эстетического воспитания в обществе. Автор статьи делает вывод о важности эстетического воспитания в обществе и о его прямом влиянии на общественную эстетику.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, красота, общественность, влияние, взаимодействие, личность.

Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время вопросы воспитания в обществе играют важную роль в формировании эстетического отношения к миру. Отмечается тесная взаимодействие между эстетическим воспитанием и общественной эстетикой, находящая свое отражение в познании красоты мира, ценностей искусства, природы, общения между людьми. Через эстетическое воспитание происходит развитие личности, перевод собственных убеждений человека и ориентаций на общественные установки, развитие способностей к творчеству и созданию эстетических ценностей. Под эстетическим воспитанием понимается целенаправленный процесс воздействия на личность или общество в целом с целью развития и познания у него возможности видения красоты мира, духовных ценностей, искусства, творчества, природы и умения приумножать данные ценности. Общественная эстетика – это наука о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства.

В основе эстетического воспитания также лежит формирование эстетического вкуса, под которым понимается представление о прекрасном, красивом (создании определенного образа или идеала) [4, с.229].

Целью исследования является изучение вопросов влияния эстетического воспитания на общественную эстетику, рассмотрение их взаимодействия, а также разработка алгоритма по совершенствованию развития эстетического воспитания в обществе.

Основная часть

В последние годы увеличилось внимание к проблеме эстетического воспитания в обществе и его влиянии на общественную эстетику. Следует отметить, что человек и общество в целом постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями и процессами. Красота доставляет особое удовольствие человеку, вызывает положительные чувства и эмоции, снижает напряжение, повышает производительность труда и жизненную активность и т.д. В свою очередь это отражается на общественном поведении людей, их поступках, общении. Таким образом, формируется благоприятный психологический климат в обществе, наступает гармония и спокойствие.

Процесс влияния эстетического воспитания на общественную эстетику проявляется в следующем:

  1. в создании элементарных эстетических знаний и раскрытии понятий относительно формирования общественной культуры, понимания красоты явлений и процессов в сознании людей, совершающихся процессов в обществе в области эстетики;
  2. в формировании важных духовных, нравственных и эстетических качеств личности таких, как отзывчивость, доброжелательность, сострадание, милосердие;
  3. в формировании и развитии творческих способностей личности в обществе (стимулирование к познавательной активности, желания творить и познавать красоту окружающего мира);
  4. в формировании эстетического сознания, которое отражает психологическое состояние личности в обществе (восприятие полноты красок явлений и процессов, формирование эстетических вкусов и идеалов, расширение кругозора в сфере искусства и культуры);
  5. в формировании эмоциональный чувств и эмоционального отклика (эмоциональное переживание, всплеск эмоций, восхищение).

Поскольку эстетическое воспитание представляет собой процесс управления всей системой элементов культуры, творчества, искусства, то данную систему можно считать многоуровневой. Ее основное воздействие направлено на общественную эстетику и преобразование личности по так называемым «законам красоты».

Общественная эстетика является продуктом творения человека, его культуры и искусства. Она является не только процессом усвоенных эстетических ценностей, но и результатов созидательной деятельности человека по их потребления и дальнейшему распространению в обществе.

Для того, чтобы процесс эстетического воспитания был достаточно эффективным должны быть созданы необходимые условия и использованы средства воспитания. На Рисунке 1 представлены условия и средства эстетического воспитания.

1

Рисунок 1. Условия и средства эстетического воспитания.

Следует отметить, что основная идея возникновения эстетического воспитания зародилась в глубокой древности. Она берет свое начало со времен Платона и Аристотеля и продолжает свое развитие до настоящего времени. Однако, в современных условиях меняется система основных ценностей и требований в системе эстетического воспитания, что обусловлено многими происходящими процессами в обществе, его трансформацией и развитием [3, с.212]..

Существуют определенные проблемы в области эстетического воспитания в обществе, к которым можно отнести следующие:

  1. проблема восприятия красоты окружающего мира, культуры и искусства;
  2. неумение личности выражать эмоции относительного всего прекрасного в области эстетики, культуры и искусства;
  3. отсутствие интереса к народным и духовным ценностям в обществе;
  4. низкий творческий потенциал и стремление познать окружающий мир с точки зрения его эстетического проявления;
  5. снижение активности и жизненных позиций в развитии эстетического начала личности в обществе;
  6. отсутствие комплексного подхода в формировании эстетического воспитания в общественной среде;
  7. несовершенство используемых методик и подходов в процессе обучения и т.д. [5, с.346].

Эти и другие проблемы вызывают необходимость поиска эффективных направлений совершенствования процесса эстетического воспитания общества.

В данной статье разработан алгоритм по совершенствованию развития эстетического воспитания в обществе, наглядно представленный на Рисунке 2.

2

Рисунок 2. Алгоритм по совершенствованию развития эстетического воспитания в обществе [Разработано автором].

Считаем, что разработанный алгоритм позволит не только совершенствовать процесс эстетического воспитания, но и сформировать необходимые условия для его взаимодействия с общественной эстетикой.

Основной задачей для формирования эстетической направленности в обществе является его мотивация на умение видеть красоту в окружающем мире, в поведении и поступках, образе мышления. Особенно важным является формирование эстетического начала среди школьников и молодежи. Воспитание гармонично развитой и культурной личности с раннего возраста является залогом успеха его в будущем [1, с.37].

В последнее время нарастающая потребность в трансформации всего общества с учетом специфики формирования в нем эстетических ценностей среди различных групп населения поставила решение данной задачи перед многими учебными заведениями, культурными заведениями и организациями искусства. Функции и задачи эстетического воспитания также вытекают из потребностей самого общества и его развития.

Заключение

Можно сделать вывод, что эстетическое воспитание оказывает прямое влияние на общественную эстетику. В основе современного эстетического воспитания должна лежать общегуманитарная составляющая в основе, которой заложено формирование гармонично развитой личности с набором эстетических, духовных, нравственных качеств. Кроме того, это говорит о том, что перед эстетическим воспитанием на современном этапе стоят задачи развития, прежде всего, механизмов эстетического сознания и эстетической деятельности, способностей эмоционального, образного восприятия, переживания, вкусовой реакции, чувственно-рациональной оценки объекта в соответствии с личным представлением о нем, то есть эстетической культуры личности.

Список литературы

  1. Андреева Л. В. Эстетическое воспитание молодежи // Молодежь. Образование. Общество: материалы Международной НПК. 2017. № 1. 37-40 с.
  2. Веремьев А. Р. Эстетическое воспитание в системе педагогического образования. Брянск. 2001 124 с.
  3. Галанжина Е. А. Нравственно-эстетическое воспитание. М.: LAP Lambert Academic Publishing. 2021. 348 c.
  4. Разин А. В. Воспитание красотой. Эстетическое воспитание в сельской школе. Из опыта работы. М.: Просвещение. 2008. 861c
  5. Самойленко Д. С. Выявление проблем в эстетическом воспитании молодежи // Молодой ученый. 2020. № 25 (315). С. 346-348.

Интересная статья? Поделись ей с другими: