УДК 376.37

Влияние скорости письма на учебную деятельность младших школьников с оптической дисграфией

Зеленская Елена Алексеевна – магистрант кафедры Специальной педагогики и психологии Смоленского государственного университета.

Научный руководитель Крылова Елена Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Специальной педагогики и психологии Смоленского государственного университета.

Аннотация: Данная статья посвящена малоизученному аспекту реализации письменной речи у младших дошкольников с оптической дисграфией – скорости письма. Представлены результаты исследования скорости написания знаков в минуту детьми, имеющими нормальное речевое развитие и детей с оптической дисграфией. Описаны группы детей по скорости выполнения заданий и показана значимость скорости письма в учебной деятельности детей младшего школьного возраста с оптической дисграфией. Так же представлены приёмы и дидактические игры для развития скорописи.

Ключевые слова: скорость письма, оптическая дисграфия, специфические ошибки на письме, дети младшего школьного возраста, логопедия.

В настоящее время логопеды, работающие в образовательных организациях, отмечают рост численности детей, у которых на письме присутствуют специфические ошибки. К специфическим ошибкам на письме принято относить ошибки, проявляющиеся не в результате применения орфографических правил, а вследствие нарушения восприятия и передачи информации как аудиальным способом, так и визуальным. При этом отличительной чертой данных ошибок является их устойчивость, и они не зависят от интеллектуального или сенсорного развития ребенка.

В зависимости от вида ошибок на письме определяется и вид дисграфии. Дисграфия – это расстройство навыка письма, которое обусловлено недостаточной сформированностью (или распадом) высших психических функций, принимающих участие в процессе реализации и контроле письменной речи. Р.И. Лалаева выделяет 5 видов дисграфии: артикуляторно-акустическую, дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза, дисграфию на почве нарушения фонемного распознавания, аграмматическую и оптическую [4].

Оптическая дисграфия – это нарушение письменной речи, которое связано с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме [3, с. 470].

В учебной деятельности, младшие школьники с оптической дисграфией испытывают трудности при выполнении заданий по русскому языку, литературному чтению, математике. Если при написании отдельных букв, слогов и слов ребенок ещё может контролировать правильность написания того или иного элемента, то переходя к моменту написания целых предложений и связного текста наблюдается увеличение количества специфических стойких ошибок.

Согласно данным М.Е. Хватцева (50-е годы ⅩⅩ века), число обучающихся с дисграфией составляло 6%. По данным О.А. Величенковой (2001 г.), дисграфия становится причиной неуспеваемости у 10-20% школьников [2]. Т.А. Аристова (2014 г.) отмечает, что дисграфия встречается у 37% обучающихся в младших классах, а на момент 2017 года данные показатели увеличились до 50%. Поэтому крайне важно своевременно выявлять у учащихся начальной школы оптические нарушения и подбирать эффективные пути их коррекции.

На базе образовательного учреждения МБОУ Лесногородская СОШ был проведен эксперимент, посвященный исследованию скорости написания письменных знаков в минуту у детей 3-4 классов. В исследовании приняли участие ученики 3-х классов (10 человек) и 4-х классов (10 человек). В экспериментальную группу вошли дети как с нарушениями письменной речи (оптическая дисграфия), так и с нормой речевого развития. Им предлагалось два вида работ: списывание и диктант. Исследование показало, что специфические ошибки при оптической дисграфии и скорость написания символов могут усугублять познавательную и учебную деятельность учащихся младших классов, что в свою очередь отражается в сниженной успеваемости по определенным предметам, развитию негативизма к учебному процессу. Это связано с низким уровнем развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций, недостаточной сформированностью высших психических функций, диспропорций в их развитии. При анализе результатов было выявлено не только снижение скорости письма, но также и характерные специфические ошибки: недописывание элементов букв, зеркальное написание букв, пропуски букв, лишнее написание элементов. Скорость письма в учебной деятельности выступает не только как фактор успеваемости по определенным предметам, но и влияет на реализацию графо-моторного навыка. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительная таблица скорости написания письменных знаков учащимися 3-х и 4-х классов.

Скорость письменных знаков у детей, не имеющих нарушений письменной речи

Скорость написания письменных знаков у детей, имеющих нарушения письменной речи (оптическая дисграфия)

3 класс

I полугодие

II полугодие

3 класс

I полугодие

II полугодие

< 40 знаков

< 60 знаков

20-24 знаков

30-40 знаков

4 класс

I полугодие

II полугодие

4 класс

I полугодие

II полугодие

< 70 знаков

< 80 знаков

40-45 знаков

45-55 знаков

Для списывания использовались тексты: «Зимний сон», «Весенний первоцвет», а для диктанта: «Жаркое лето», «Новый год» [5, 6].

Опираясь на данные, представленные в таблице 1, можно заметить, что скорость написания знаков у детей, имеющих нарушения письменной речи в 1,5 – 2 раза ниже, чем у детей не имеющих нарушений.

Особые трудности возникали при выполнении таких видов работ, как изложение, сочинение и диктанты, так как на их выполнение выделяется определенное время (для начальной школы это не более 40 минут). По характеру выполнения заданий детей с оптической дисграфией можно разделить на несколько групп:

  1. выполняют работу быстро, не задумываясь и не обращая внимание на ошибки при написании букв, слов и т.д;
  2. выполняют работу в среднем темпе, иногда останавливаясь на проблемной букве, вспоминая правильность написания её элементов;
  3. выполняют работу медленно, не укладываясь вовремя (не могут вспомнить как правильно писать букву или буквы, и сидят пока не вспомнят) или не выполняют работу вообще.

Три вышеуказанные группы дают основание полагать, что в дальнейшем без коррекционной помощи успеваемость детей, а также их речевое развитие либо останется на таком же уровне, либо будет ухудшаться. Оптическая дисграфия значительно препятствует успешности обучения, школьной адаптации, часто могут проявлятся вторично психические нарушения, может страдать формирование личности ребенка [2].

В большинстве случаев, примерно 50%, дети младшего школьного возраста, замечают свои ошибки самостоятельно, или же начинают их видеть с помощью учителя-логопеда или учителя начальных классов. Однако некоторые дети не могут не только самостоятельно найти свою ошибку и исправить её, но и объяснить почему нужно её исправить. Если в случае проявления ошибок на письме, например при артикуляторно-акустической дисграфии, у детей редко встречаются проблемы в нахождении и объяснении допущения ошибки, то перед детьми с оптической формой дисграфии ситуация кардинально меняется.

Оптическая дисграфия связана с нарушением (недостаточным развитием) зрительного гнозиса, анализа и синтеза, а также пространственных представлений. То есть процесс переработки визуальной информации реализуется медленно и не всегда точно. Если у нормального развивающегося ребенка этот процесс может занимать доли секунды, то у ребенка с оптической дисграфией этот процесс может доходить в тяжелых случаях до минуты. В результате скорость написания снижается, что приводит к недописыванию элементов букв, к пропускам слов и букв, и замене их на визуально знакомые для написания. Вследствие того, что данной категории детей нужно немного больше времени для обработки информации, в классе они отстают от сверстников, систематически получают неудовлетворительные оценки и в глазах остальных учеников получают статус «отстающего», что в дальнейшем может привести к проблемам при формировании личности в подростковом периоде. При своей неуспеваемости мотивация к обучению снижается, каждое домашнее задание, урок могут вызывать у ребенка стресс. В тяжелых случаях в поведении младших школьников может закрепиться нежелание посещать школу, замкнутость в себе, агрессивность, конфликтность с педагогами и сверстниками.

У детей с оптической дисграфией присутствуют трудности при ориентировке на тетрадном листе, в нахождении начала строки и удержании её на протяжении всего процесса письма, что свидетельствует о недостаточной сформированности зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти. Так же наблюдаются ошибки при реализации траектории движения при выполнении графического элемента, что указывает на несформированность зрительно-моторной координации. К специфическим ошибкам, проявляющимся при оптической дисграфии, можно отнести: постоянные колебания наклона и высоты буквы, раздельное написание букв в слове, замены зрительно похожих и близких по написанию букв, замены рукописных букв печатными, необычные способы написания букв (особенно прописных), устойчивое зеркальное письмо.

Коррекционная работа с детьми, у которых наблюдается оптическая дисграфия, должна строиться на следующих всепоглощающих принципах: учёт патогенеза, учёт симптоматики и степени выраженности речевого нарушения, комплексности, системности и др. Логопед, в ходе реализации логопедической работы должен грамотно и лаконично объяснить ребенку, что главное не то, как быстро он напишет и выполнит задание, а правильность его выполнения. Так как на начальном этапе коррекционной работы необходимо создать основу для формирования правильных графо-моторных навыков и оптико-пространственных представлений. Первый этап работы должен быть направлен не на развитие у ребенка навыка быстрописания, а на устранение специфических ошибок.

В современной литературе посвященной коррекции оптической дисграфии используется несколько технологий работы: технология срисовывания, технология дорисовывания заданных предметов, технология направленной реконструкции буквы, технология ненаправленной (свободной) конструкции буквы, технология осознанного сравнительного вербального анализа строения буквы, идеограммная технология, семантическая (смысловая) технология, слуховая технология актуализации образа буквы [1, с. 11].

Когда ребенок усвоит правильное написание той или иной буквы, то задания будет выполнять быстрее, успеваемость улучшится, и ошибок станет меньше. Родителям будет полезно знать о приёмах и играх для преодоления нарушений письма у детей. Им можно предложить комплекс игр и упражнений, которые они смогут самостоятельно выполнять с детьми дома. Для детей будут интересны и полезны такие дидактические игры и приемы как «Дорисуй предмет до целого», «Спрятанная буква», «Учитель», «Запомни и нарисуй», «Собери букву из палочек», «Найди букву в дорожке слогов и слов», и др [8, 9].

Для развития навыка быстрописания нужно соблюдать несколько правил:

  • Правильная фиксации пишущего инструмента в руке;
  • Правильный наклон букв и их размер;
  • Количество элементов и правильность их написания;

Так же можно использовать несколько приёмов и игр, которые помогут сделать коррекционный процесс более увлекательным и интересным: «Помоги рыцарю», «Дневник», «Крестики-циферки», «Элементы скорописи», «Волк и цифра», «Вода-вода», «Гиганчисла», которые представлены на образовательном портале, под авторством специалиста детского развивающего центра Дружининой Е.Н. [7].

Письмо само по себе является одной из форм познания окружающего мира, служит для получения, сохранения и передачи информации. Для полнофункциональной реализации письменной речи в учебной деятельности младших школьников одной из главных характеристик письма является его скорость.

Таким образом, такая характеристика письма как быстрописание является одной из важных при реализации письменной речи в целом. Скорость письма влияет не только на почерк и запись (аудиальной или визуальной) информации в тетрадь, но и на грамотность написанного текста. Минимизация ошибок, быстрый темп письма и разборчивый почерк и определяет успешность всего учебного процесса младшего школьника.

Список литературы

  1. Бирюкова Т.А., Коррекция оптической дисграфии детей у детей младшего школьного возраста: автореферат. / Т.А. Бирюкова. – Балашов, 2016. – 12 с.
  2. Егорова О.Р., Меженцева Г.Н. К вопросу об особенностях проявления оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста // Научный аспект. – 2023. № 1. – С. 669-675.
  3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
  4. Мелюханова Е.Е. Коррекция дисграфии у младших школьников // Международный научный журнал «Инновационная наука». – 2017. №9.
  5. Диктанты по русскому языку онлайн: [Электронный ресурс] // Диктанты онлайн. URL: http://diktant-online.ru/3-klass. (Дата обращения: 26.06.2023).
  6. Диктанты по русскому языку онлайн: [Электронный ресурс] // Диктанты онлайн. URL: http://diktant-online.ru/4-klass. (Дата обращения: 26.06.2023).
  7. Упражнения для увеличения скорости письма в начальной школе: [Электронный ресурс] // Образовательный портал. URL: https://obrazovanie-gid.ru/dokumentaciya/uprazhneniya-dlya-uvelicheniya-skorosti-pisma-v-nachalnoj-shkole.html. (Дата обращения: 26.06.2023).
  8. Игры и упражнения по развитию и коррекции навыков чтения и письма: [Электронный ресурс] // Инфоурок. URL: https://infourok.ru/igri-i-uprazhneniya-po-razvitiyu-i-korrekcii-navikov-chteniya-i-pisma-3312305.html (Дата обращения 05.07.2023).
  9. Практический материал: «Игры, направленные на закрепление графического образа букв»: [Электронный ресурс] // Педагогическое сообщество Урок.РФ. URL: https://урок.рф/library/prakticheskij_material_igri_napravlennie_na_zakr_100744.html (Дата обращения: 05.07.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: