УДК 616.89

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Прудникова Анастасия Андреевна – студентка Смоленского государственного университета.

Научный руководитель Иванова Наталья Викторовна – преподаватель Смоленского государственного университета.

Аннотация: В статье затронута одна из важных и актуальных тем на данный момент времени, а именно, как использование сюжетно-ролевых игр влияет на развитие связной диалогической речи у детей с ОНР.

Самым «игровым» периодом детства психологи со всего мира считают дошкольный возраст. Это время, когда психика и речь ребенка развиваются самыми интенсивными темпами.

Игра не только является важнейшим видом деятельности ребенка, но и играет огромную роль в его воспитании и развитии. Ключевое место здесь занимают сюжетно-ролевые игры, которые создают сами дети. Большое влияние на личностное формирование ребенка делает этот тип игр важным воспитательным средством.

Педагог является незримым руководителем сюжетно-ролевых игр у детей из старших групп детского сада. Хотя малыши сами выбирают игру и организовывают ее, за всем этим стоит напряженная и ответственная работа их наставника.

Особое значение для развития ребенка в дошкольном возрасте имеет диалог, с помощью которого формируются межличностные отношения, происходит овладение родным языком, определяется течение процесса социализации. Участие в диалоге осуществляется посредством диалогической речи, овладение которой является условием полноценного развития ребенка и его активности в общении с окружающими людьми.

Поэтому только специальное речевое воспитание способствует овладению связной речью.

Ключевые слова: диалогическая речь, связная речь, речь, диалог, общее недоразвитие речи, коммуникативные способности, дети старшего дошкольного возраста, взаимодействие, сюжетно- ролевые игры.

От рождения и весь дошкольный период детства у ребенка активно формируются и развиваются речевые навыки. Но дети с особенностями нарушения развития речи (недостатком речи, нарушениями в грамматике, произнесении звуков, скудностью словарного запаса) нередко сталкиваются со сложностями в усвоении языка и его использовании.

Под ОНР понимают комплекс многосоставных расстройств речевой функции, когда у ребенка нарушается формирование всех элементов речевой системы (фонетических и лексических), но при этом нет нарушений интеллекта и слуха. Данным понятием сейчас активно пользуются в детских садах, ведь на основе заключения, выдаваемого ребенку при прохождении комиссии, создаются не только логопедические группы и пункты, но и выстраивается вся воспитательная и образовательная работа с ребенком.

Хотя по своей природе дефекты речи и различны, у детей с ОНР отмечается ряд стандартных проявлений, указывающих на системные речевые нарушения. Вот лишь некоторые из таких проявлений:

  • позднее формирование первых навыков речи;
  • недостаточная фонетическая оформленность речи;
  • аграмматичность речи;
  • преобладание импрессивной речи;
  • малопонятность речи.

Детей с ОНР разделяют по 4 группам:

  • 1 уровень – «безречевой». Речь в этом случае отсутствует вовсе. Для коммуникации с окружающими, выражения своих эмоций и желаний дети используют звукоподражание, лепет, жестово-мимические средства.
  • 2 уровень – ко всем средствам общения с прошлого уровня добавляются искаженные, но постоянные слова из общеупотребительного словаря. Наблюдаются серьезные нарушения слоговой структуры (сокращение слогов, их перестановка), произносительные возможности сильно отстают от возрастных норм.
  • 3 уровень – неумение говорить развернутыми фразами не дает ребенку свободно общаться. Чтобы вступить в контакт с окружающими, ребенку требуется «переводчик» – родитель, воспитатель, который может объяснить его малопонятную из-за фонетико-фонематических и лексико-грамматических дефектов речь.
  • 4 уровень – ребенок может произносить звуки, но недостаточно четко. В речевом потоке согласные при их стечении сокращаются, звуки и слоги переставляются местами, близкие по значению слова пропускаются. Ошибки на уровне грамматике возникают при употреблении существительных в мн.ч. Р.п. и В.п., в согласовании прилагательных с относящимися к ним существительными. Ошибки не слишком частые, но постоянные.

Неоднородность клинического состава детей с ОНР послужила причиной разделения дефекта на 3 группы:

  • несложные формы – мозговая дисфункция минимальна;
  • осложненные формы – присутствуют психопатические и неврологические синдромы;
  • грубые формы – наблюдаются органические нарушения в отделах головного мозга, которые отвечают за речь.

Детям с ОНР трудно формировать адекватную и связную диалогическую речь. ОНР возникает из-за различных причин, в том числе органических повреждений отделов мозга, отвечающих за речь, а также других медицинских состояний: травм в родах, асфиксии, частых инфекционных поражений, резус-конфликта. Еще больше тормозят развитие речи неблагоприятная для формирования речи среда, недостаток внимания и общения.

У детей с ОНР могут отмечаться затруднения в понимании контекста, выражении мыслей, взаимодействии с окружающими людьми. Но при этом они креативны их потенциал можно результативно развивать в ходе игры. В работе с такими детьми педагог должен не только формировать у них базовые навыки, но и помогать им в преодолении коммуникативных проблем, в том числе используя сюжетно-ролевые игры (сокращенно СРИ).

Игры с сюжетом и разделением ролей дают детям возможность испытывать на себе различные жизненные модели, придумывать сюжеты, взаимодействовать с ровесниками и взрослыми. Благодаря этому развивается не только речь, но и способность общаться с окружающими людьми в целом. При организации игр в ДОУ педагог учитывает особенности формирования речевых навыков и общие закономерности в детском развитии. Перейти к игре может лишь ребенок, который умеет общаться со взрослыми, активно познает самые значимые особенности предметов и явлений. Но не стоит думать, что переход от предметной деятельности к игре происходит механически. Игровая деятельность формируется постепенно с помощью взрослых и развивается вместе с жизненным опытом ребенка.

Ограниченные речевые возможности – одна из самых частых проблем у детей, достигших старшего дошкольного возраста. Из-за дефектов развития связной диалогической речи серьезно снижаются коммуникативные возможности ребенка, затрудняется социализация. Поэтому крайне важно развивать у старших дошкольников с ОНР связную диалогическую речь, в том числе и через СРИ. Это является одной из основных задачи специалистов, которые работают с данной категорией детей.

Сегодня развитие навыков коммуникации у детей с ограниченными коммуникативными возможностями, включая ОНР, стакивается со сложными задачами. Достаточное развитие связного диалога считается одним из ключевых показателей речевого развития у старших дошкольников. При этом дети с ОНР нередко испытывают сложности в развитии данного навыка. Вести коррекционно-развивающую работу для борьбы с ОНР очень непросто и долго, поэтому ее нужно начинать как можно раньше.

Наличие связной диалогической речи обязательно для полноценного детского развития. С ее помощью ребенок взаимодействует с окружающими, социализируется, учится слышать других и аргументировать свою позицию, отвечать на вопросы. В диалоге каждая сторона активно участвует в общении – и слушает, и говорит. Основой диалогового общения становятся взаимодействие между собеседниками и обмен сообщениями. Для связной диалогической речи необходимо установить с другим участником коммуникации взаимопонимание, передавать друг другу информацию, обмениваться идеями. Эта форма общения учит детей слушать друг друга, точно и последовательно выражать свои мысли, обсуждать разные темы, выстраивать между высказываниями логические связи.

Диалог становится для детей не только школой общения, но и основой познания родной речи. Дошкольники первоначально овладевают именно диалогической речью. Для этого крайне важна творческая СРИ, которая позволяет детям совместно формировать предметно-игровую среду, предлагать разные темы и сюжеты, распределять роли. В постоянном контакте в ходе игры дети непрерывно общаются. Так что для развития диалоговой речи обязательно нужно создать подходящую обстановку, где каждому ребенку будет комфортно, где он сможет активно коммуницировать со сверстниками и со взрослыми. Это могут быть такие формы деятельности как семейные беседы, игровые диалоги, чтение книг и т. д.

Учитывая сказанное выше, можно сказать, что связный диалог – это форма общения предусматривающее активное взаимодействие двух и более людей с обменом информацией и идеями, выражением эмоций и мыслей каждого из участников.

Работать над диалогом у старших дошкольников с ОНР важно не только с точки зрения формирования коммуникативных способностей, но и с точки зрения развития коммуникативных навыков. Ключевым методом выработки способностей к использованию диалога в повседневной жизни является неподготовленный разговор взрослых с ребенком. Это форма повседневного общения с детьми является самой распространенной, она доступна абсолютно всем и универсальна.

Диалог относят к ситуативной речи, ведь именно от ситуации зависит его предметно-смысловое содержание.

Увы, все больше детей не способны пользоваться доступными невербальными и вербальными средствами общения, не знают, как строить диалог. Они не понимают, как правильно с логической точки зрения формировать цепи реакций с помощью речи. Часто можно наблюдать, как дети не могут слушать и слышать собеседника, проявлять инициативу в диалоге.

В данном контексте СРИ стоит рассматривать как мощный инструмент развития связного диалога у детей. У игр, которые дети создают сами, используя в сюжете близкие и интересные им темы, особый характер – их контекст не задается взрослыми, а базируется на детском жизненном опыте. Правила здесь содержатся в самих отображаемых игрой событиях. Например, водитель водит машину, продавец отпускает товары, врач лечит и т. д. Это и есть СРИ, которые также называют творческими.

Итак, что же скрывается под термином «сюжетно-ролевая игра»? Исходя из всего сказанного выше, можно сказать, что это игровая форма обучения и развлечения, где дети имитируют различную деятельность, играют роли различных персонажей, вступают в диалоги и создают разные сюжетные ситуации.

СРИ развивает связную речь ребенка, в том числе, из-за своей наглядности. В ходе игры дети используют реальные предметы и создают обстановку, которая максимально напоминает реальную жизнь. Так, играя в больницу, они пользуются игрушечными медицинскими инструментами, играя в магазин – игрушечные весы, деньги, продукты. То есть, дети во время игры не только видят, но и ощущают предметы, понимают их предназначение.

Помимо этого, СРИ развивает навыки коммуникации. Для согласования и обыгрывания игровых сюжетов и действий детям нужно постоянно общаться между собой. Они выражают свои идеи и мысли, понимают и интерпретируют речь других участников игры, отвечают на нее речевыми способами. Это невозможно без умения слушать и слышать окружающих, понятно выражать собственные мысли. Все эти навыки крайне положительно сказываются на формировании и развитии связной речи.

Еще одной важной ролью СРИ в развитии детской речи является возможность проводить эксперименты с разными речевыми ролями. Играя, дети могут представить себя в самых разных ипостасях: доктор, продавец, учитель, воспитатель, водитель и т. д. Это отличный способ познакомиться с разными стилями речи, попробовать разные выражения и речевые конструкции. Дети развивают свои речевые навыки, учатся более креативно и гибко выражать свои мысли.

СРИ улучшает детское внимание и память. В игре дошкольники должны запоминать различные ситуации и роли, внимательно следить за действиями других участников игровой деятельности. Это развивает память, концентрацию внимания, что будет важно для дальнейшего обучения в школе.

Использование СРИ способствует комплексному речевому развитию речи у детей с ОНР. Играя, они преодолевают свои речевые сложности, расширяют знания и отрабатывают на практике речевые навыки. Это помогает им быть более уверенными в ведении связных диалогов в повседневной жизни.

Также СРИ помогают развивать социализации детей и повышению уровня эмоционального благополучия. Играя, они учатся взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками, интересоваться окружающими, адаптироваться к разным условиям, выражать собственные эмоции. Умение играть повышает взаимопонимание между детьми и педагогом, между самими детьми. Благодаря этому в группе формируется стабильный эмоциональный климат.

В ходе игры дети получают возможность выражать свои мысли, эмоции и чувства, взаимодействовать друг с другом, развивать творческое мышление, фантазировать. Они могут выдумывать разные действия и ситуации, включать в игру различные предметы, воплощать в жизнь самые разные идеи. Так развивается их креативность, они учатся нестандартно подходить к решению проблем. Во время СРИ дети пробуют себя в разных ролях, отыгрывают разные реальные ситуации из жизни. Они могут играть в семью, больницу, школу, магазин и т. д. Они включают в игру разнообразные предметы и объекты, помогающие им создавать нужную для игрового сюжета атмосферу, погружаться в вымышленный мир.

Есть ряд способов повысить эффективность СРИ в развитии способности старших дошкольников к связному диалогу:

  1. Социальная коммуникация: во время игры дети вынуждены активно взаимодействовать друг с другом и учиться общаться. Они должны высказывать свои мысли, задавать вопросы и реагировать на высказывания партнеров, чтобы продвигать вперед сюжет игры. Они учатся слушать и понимать других, добиваться взаимопонимания и создавать диалогическую связь. Это способствует развитию лексического богатства и умению конструировать предложения.
  2. Увеличение словарного запаса: в процессе СРИ дети используют разные предметы и реализуют различные сценарии. Это требует использования новых слов и фраз, что способствует расширению и улучшению словарного запаса ребенка.
  3. Выражение эмоций и чувств. В ходе игры дети имеют возможность выражать свои чувства и эмоции через диалог. Они могут обсуждать, как им чувствовать себя в разных ситуациях, что помогает им развивать эмоциональную интеллектуальность и умение адекватно выражать свои чувства словами. СРИ позволяют детям вживаться в роли других персонажей и видеть мир их глазами. Это развивает понимание чужой перспективы и способствует развитию социальных навыков, таких как эмпатия и сотрудничество.
  4. Развитие фантазии и креативности. СРИ стимулирует фантазию и творческое мышление у детей. Они придумывают сюжеты, роли и сценарии, что помогает им развивать способность мыслить нестандартно и находить новые, интересные подходы к различным ситуациям. В играх дети часто ведут диалоги с другими персонажами. Это способствует развитию навыков ведения беседы, чередования реплик, обмена информацией и поддержания темы. В процессе игры дети вынуждены адаптировать собственную речь к текущей ситуации и контексту. Они учатся выбирать подходящие слова и выражения, что помогает развивать навыки адекватной коммуникации.

Для эффективного использования СРИ в развитии способностей к ведению связных диалогов у детей с ОНР следует учитывать несколько аспектов :

  • Индивидуальный подход: каждый ребенок уникален, поэтому важно адаптировать сюжеты и задания в играх под его интересы и уровень развития.
  • Поддержка взрослых: взрослые могут играть роль партнеров в играх, поддерживая диалог и помогая детям расширять свой словарь и речевые навыки.
  • Комфортная игровая среда: ее создание способствует более активному участию детей в СРИ. Это может быть специально оборудованная игровая комната или выделенное время для игр.

Каким образом специалисты могут использовать СРИ для развития связной диалогической речи у детей с ОНР?

Специалисты, работающие с детьми с ОНР, могут использовать СРИ для формирования навыков связного диалога следующим образом:

  • Создание структурированных игровых сценариев: подготовьте заранее структурированные сценарии для игр, которые включают в себя различные роли и ситуации, которые способствуют диалогу. Например, игра, где дети могут играть врачей и пациентов, учителей и учеников, покупателей и продавцов и т.д.
  • Использование визуальных вспомогательных материалов: используйте картинки, фотографии, рисунки или плакаты, чтобы визуализировать сценарий и помочь детям лучше понимать сюжет и взаимодействовать в ролевой игре.
  • Ролевые костюмы и реквизит: ролевые костюмы и реквизит могут сделать игру более интересной и реалистичной. Дети могут лучше вживаться в роли персонажей и создавать диалоги, чтобы решать сюжетные задачи.
  • Структурированные вопросы и подсказки: предоставляйте детям структурированные вопросы и подсказки, которые могут помочь им начать и развивать диалоги. Например, задавайте вопросы о чувствах персонажей, их потребностях и желаниях.
  • Моделирование и поддержка: специалисты могут сами участвовать в игре, моделировать примеры диалогов и давать обратную связь. Это помогает детям видеть, как правильно взаимодействовать в роли и развивать связную речь.
  • Создание среды для общения: обеспечьте детей комфортной и безопасной средой для общения. Убедитесь, что они могут свободно выражать свои мысли и чувства в игровой ситуации.
  • Индивидуальный подход: учитывайте особенности каждого ребенка и адаптируйте игры под их уровень навыков и потребности. Некоторые дети могут требовать большей поддержки и медленного темпа, чем другие.
  • Запись и анализ диалогов: записывайте диалоги детей во время игры и вместе с ними анализируйте их. Обсуждайте, как можно улучшить связность и качество речи.
  • Постепенное усложнение сценариев: постепенно усложняйте сценарии и задачи, чтобы дети могли развивать свои навыки общения и речи постепенно.

Грамотное составление перспективного плана с учетом системы педагогических воздействий для поэтапного формирования игры крайне важно для эффективной работы педагога. Перспективные планы желательно разрабатывать в ходе подготовки к новому учебному году, чтобы было время на подбор необходимых материалов (книг, иллюстраций, игрушек, предметов-заместителей), изготовление ролевых атрибутов.

СРИ могут стать мощным инструментом для развития способности к связному диалогу у детей с ОНР. Они создают подходящий контекст для отработки навыков общения в мотивирующей и структурированной форме. Нужно помнить, что подход к использованию СРИ должен быть индивидуализированным, с учетом потребностей каждого ребенка, и тогда игра станет увлекательным и эффективным методом развития детской речи, когнитивных навыков, коммуникативных способностей.

Список литературы

  1. Л.А.Абрамян, Т.В. Антонова « Игра дошкольника»,- М.:Просвещение,1989.-12-13 с.
  2. Е.В.Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей», Москва «Просвещение»,1988.-18-19с.
  3. В.Я.Воронова «Творческие игры старших дошкольников»,- Москва «Просвещение»,1981.- 66с.
  4. Е.И. Щербакова «Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре», Москва «Просвещение»,1984.-22с.
  5. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик «Воспитание детей в игре»,Москва «Просвешение»,1983.-3с.,7с.
  6. Т.П. Авдулова «Психология игры»,-Москва ; Издательский центр «Академия»,2009.-8-9с.
  7. Л.А.Антонова «Значение способов общения в игре для регуляции детских отношений//Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под редакциейТ.А.Репиной»,М.;1987.- 37с.
  8. Д.Б. Эльконин «Развитие речи в дошкольном возрасте», Москва «Педагогика», 2008,-234с.
  9. В.Ф. Берков «Культура диалога»- Мн.: «Новое знание»,2012.-152с.
  10. А.Г. Арушанова «Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками//Дошкольное воспитание »,2010 № 5- 21-54 с.
  11. Е.И. Тихеева «Развитие речи детей: Пособие для воспитателейдетскихсадов.»,М.: Просвещение ,2012.-280с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: