УДК 37. 016:51

Роль занимательных задач в активизации познавательной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках математики

Оболдина Татьяна Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Физико-математического и информационно-технологического образования Шадринского государственного педагогического университета.

Аннотация: В статье рассматриваются  возможности использования занимательных задач для активизации познавательной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках математики. Цель исследования показать, что систематическое использование на уроках математики занимательных задач активизирует познавательную деятельность учащихся. В статье рассмотрены рекомендации по использованию занимательных задач на уроках математики в 5-6 классах.

Ключевые слова: активизации познавательной деятельности учащихся, средства обучения, занимательные задачи, рекомендации по использованию занимательных задач на уроках математики в 5-6 классах.

Активность в познавательной деятельности учащихся является одной из важных задач современного российского образования. Умение управлять познавательной деятельностью учащихся является важным навыком современного учителя в свете обновлённых ФГОС.

В процессе обучения математике, как и другого учебного предмета, активизация познавательной деятельности учащихся выполняется с помощью различных средств.

Средство обучения – это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний. Сам по себе этот объект существует независимо от учебного процесса, да и в учебном процессе может участвовать как предмет усвоения, либо в какой-нибудь другой функции [2].

На наш взгляд, средства активизации познавательной деятельности – это сочетание форм, методов, способов обучения, которые в возникших конкретных  педагогических ситуациях повышают активность и самостоятельность учащихся.

Активизация обучения может быть достигнута через использование на уроке разных форм организации учебной работы учащихся – коллективных, групповых, индивидуальных, фронтальных, парных; а также применяя дидактические методы обучения [3].

Рассмотрим более подробно использование в обучении математике занимательного материала.

Занимательность в математике – это способы подачи учебной информации, специфические свойства заданий, которые содержат в себе элементы необычного, неожиданного, удивительного, вызывают интерес к учебному предмету и оживление школьников, способствуют созданию положительной эмоциональной атмосфере обучения [3].

Занимательность математического обучения может условно проявляться как: организационная, основанная на организации учебной деятельности учащихся; информационная, содержащая информацию учебно-познавательного характера или объединяющая обе вышеперечисленные позиции. Так же занимательность математического обучения реализуется во внеурочной деятельности и на уроках математики. Во внеурочной деятельности используются в основном занимательные задания – задачи, обычно не связанные с программным материалом; учебные занимательные задания, то есть задания программного материала и способствующие усвоению и закреплению его учащимися на уроках.

Элементы занимательности присутствуют в той или иной мере в деятельности учащихся каждой возрастной группы. Но в 5-6 классе изменяется характер и целевая направленность занимательности, в отличие от начальной школы. Она приобретает более выраженные учебные и воспитательные функции.

Наиболее верной точкой зрения является разумное включение в той или иной форме элементов занимательности в обычный ход урока.

Это обстоятельство особенно важно учитывать в 5-6 классах, где ведется интенсивная подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии. Содержание разделов программы по математике 5-6 классов содержит  большое число новых математических терминов, вследствие чего, представления о логических рассуждениях значительно обогащаются по сравнению с тем багажом, который учащиеся вынесли из начальной школы.

Выделение существенного, главного, отвлечение от несущественных моментов, нестандартные приемы решений задач, обращение к графическим иллюстрациям фактов, свойств, рассуждений и т. п. могут развиваться при решении занимательных задач.

Высокие потенциальные возможности занимательных задач с математическим содержанием в повышении активизации познавательной деятельности учащихся требуют более глубокого изучения их использования на уроках математики.

На основании анализа дидактических возможностей занимательных задач определим основные требования, предъявляемые к ним с целью включения их в систему работы на уроке для активизации познавательной деятельности учащихся 5-6 классов:

  • соответствие содержания занимательной задачи учебной программы по предмету (её решение не должно требовать привлечения незнакомого учащимся материала);
  • фабула задач должна соответствовать возрастным особенностям школьников и быть интересной для них;
  • условия занимательных задач должны быть доступными всем учащимся, максимально четкими и ясными.
  • процесс решения задачи не должен занимать много времени.

Система занимательных задач с математическим содержанием представляет собой подсистему общей системы упражнений, предназначенных для учащихся 5-6 классов. При разработке этой подсистемы исходными являются следующие категории:

  • включение занимательных задач разнообразных по сюжету, постановке заданий, методам решения;
  • применение системы «цепочек» занимательных задач, решение которых дискретно во времени и направлено на формирование умений и навыков, предусмотренных программой;
  • использование избыточной системы для организации коллективной и индивидуальной работы учащихся.

Широкие возможности использования занимательных задач для активизации познавательной деятельности у учащихся на уроках математики могут привлекаться на всех этапах обучения. Но в тоже время,  это не означает, что занимательные задачи должны использоваться на каждом уроке математики. Напротив, применение занимательных задач на каждом уроке в 5-6 классах нецелесообразно, так как в этом случае у учащихся возможна потеря интереса к выполнению обычных упражнений, необходимых для формирования умений и навыков предусмотренных учебной программой. В связи с этим, занимательные задачи используются, как правило, не на каждом уроке, а в зависимости от целей, которые преследовались при введении такого рода упражнений. Определение места занимательных задач в структуре урока во многом зависит от правильного понимания учителем функций задач и их классификации. Использование занимательных задач на уроках математики оказывает огромное влияние на развитие важнейших качеств личности, резко снижает утомляемость учеников, создает наиболее благоприятные условия для формирования и развития нового стиля умственной работы, проявления творческой индивидуальности, способностей, дарований. Необходимым условием развития и формирования творческой личности школьников является отыскание важнейших путей побуждения учащихся к учению. Для этого можно использовать занимательный материал. В тоже время, следует помнить, что занимательность обучения должна быть только средством, подчиненным целям обучения и развития.

Список литературы

  1. Современные проблемы методики преподавания математики [Текст]: Сб. статей. Учеб пособие для студентов мат. и физ.-мат. спец. пед. ин-тов. / Сост. Н. С. Антонов, В. Г. Гусев. – М.: Просвещение, 1985. – 304 с. Текст: непосредственный.
  2. Хуторской А. В. Современная дидактика: [учебное пособие] / А. В. Хуторской. – Изд. 2-е, перераб. – Москва: Высш. шк., 2007. – 638 с. Текст: непосредственный.
  3. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.– М.: Просвещение, 1979. – 160с. Текст: непосредственный.

Интересная статья? Поделись ей с другими: