УДК 37.03

Формирование ценностного отношения к иностранному языку у студентов неязыкового профессионального колледжа

Исакжанова Ирина Петровна – преподаватель Подольского колледжа имени А. В. Никулина.

Аннотация: В статье описаны виды учебной деятельности, организация которых позволит сформировать ценностное отношение к иностранному языку у студентов неязыкового профессионального колледжа. Автором выделена структура рассматриваемого ценностного отношения, которая включает когнитивный компонент − система знаний о языке как о средстве передачи культурной «картины мира»; аксиологический компонент − удовлетворённость познавательной деятельностью; аффективный компонент – эмоционально-ценностное отношение к процессу познания; коммуникативный компонент – способность осуществлять межкультурное сотрудничество.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, иностранный язык, культура, межкультурная коммуникация, культурный код.

Одной из основных тенденций в развитии среднего профессионального образования является его аксиологизация, когда процесс приобретения обучающимся системы необходимых для будущего специалиста знаний и представлений дополнен формированием ценностного отношения к ним. Восприятие личностью процесса познания в ценностном контексте позволяет поддерживать его непрерывность на протяжении всей жизни.

Изучение иностранных языков – обязательная составляющая основных образовательных программ СПО. Иностранные языки, как содержание среднего профессионального обучения, обладают значимостью как для общества в целом (ввиду обретения культурных и экономических связей с зарубежными странами), так и для отдельной личности (для получения необходимой профессиональной информации посредством чтения и перевода специальной литературы, а также для развития памяти, внимания и коммуникативной компетенции). Ценностное отношение характеризуется осознанием важности результатов научного труда, накопленного отечественными и зарубежными учёными-педагогами, а также исследователями-практиками в той или иной области. Комплекс знаний может обрести ценность только в том случае, если для конкретного субъекта обладание определённой информацией целесообразно, т.е. необходимо для его профессиональной деятельности. В связи с чем вопрос формирования ценностного отношения к иностранному языку у студентов именно неязыкового профессионального колледжа является актуальным. А.А. Леонтьев отмечал, что ценностное отношение к языку возникает у обучающегося только в том случае, когда он воспринимает его «как отражение социокультурной реальности», т.е. как феномен культуры национальной и общечеловеческой [3, с. 128]. Освоение иностранного языка позволит студентам не только получить специальные профессиональные знания, но и обрести значимое отношение к культурным явлениям в стране изучаемого языка [1, с. 7].

В контексте педагогической науки структура ценностного отношения к изучению иностранного языка студентов неязыкового профессионального колледжа включает следующие компоненты:

  1. Когнитивный (от англ. «cognize» − «познавать») компонент − система знаний и представлений об иностранном языке как о средстве передачи определённой культурной «картины мира»; восприятие языковой системы с формально-учебных позиций (понимание фразеологизмов, паремий; перевод соответствующей уровню освоения языка художественной литературы).
  2. Аксиологический (от англ. «axiological» − «ценностный») компонент − удовлетворённость познавательной деятельностью, связанной с изучением иностранного языка; наличие чувства удовлетворённости результатом своей учебной деятельности (оформление доклада, перевод художественного отрывка, участие в диалоге); ощущение устойчивого интереса и потребности в ознакомлении с иноязычной культурой.
  3. Аффективный (от англ. «affect» − «воздействовать / влиять / волновать) компонент – эмоционально-ценностное осознание личностного смысла изучения иностранного языка и культуры стран, где он является государственным; эстетические субъективные реакции на культурно-историческое наследие стран изучаемого иностранного языка.
  4. Коммуникативный (от англ. «affect» − «сообщение (мыслей, сведений) / общение / связь / средство связи») компонент – способность использовать иностранный язык для межкультурного сотрудничества, а также для получения сведений культурологической направленности. С помощью диалога можно достичь базового консенсуса с носителями иностранного языка [2, с. 86].

Обретение студентом ценностного отношения, т.е. придания личностного смысла познавательной деятельности, − процесс педагогически управляемый. Формирование ценностного отношения к иностранному языку у студентов неязыкового профессионального колледжа предполагает, во-первых, системное воздействие на потребностно-мотивационную сферу личности с целью активизации познавательной потребности и познавательного интереса, во-вторых, организацию коммуникативной активности, имеющей для студента аксиологические смыслы. Данная задача может быть реализована с помощью организации разных видов учебной деятельности, отличительными чертами которой являются: полифункциональность, адекватность, вариативность. Полифункциональность предполагает, что результат познавательной деятельности значим как для профессиональной, так и для личностной сферы. Адекватность выражается в соответствии уровня знания иностранного языка учебным заданиям, которые ему необходимо выполнить. Вариативность заключается в разработке дифференцированных вариантов учебных заданий (например, для студентов с ОВЗ и ЗПР). В соответствии с содержанием каждого компонента ценностного отношения к изучению иностранного языка студентов неязыкового профессионального колледжа можно выделить следующие эффективные виды деятельности:

  1. Мотивирующая деятельность (когнитивный компонент) осуществляется в процессе выполнения нестандартных учебных заданий (участие в деловых, ролевых, дидактических играх, командных викторинах).
  2. Ценностно-ориентационная деятельность (аксиологический компонент) – изучение культурных особенностей страны изучаемого иностранного языка. В качестве заданий студенты может быть предложено следующее: проанализировать ценностное восприятие мира героями художественных произведений, сформулировать на иностранном языке отношение к объекту материальной или духовной культуры.
  3. Саморегуляционная деятельность (аффективный компонент) − самостоятельная (индивидуальная или групповая) научная работа студентов, связанная с поиском информации о «культурном коде» страны изучаемого иностранного языка.
  4. Коммуникативная деятельность (коммуникативный компонент) − оперирование культурно-маркированным языковым материалом [4, с. 58]. Данная активность может быть организована в рамках внеурочных мероприятий культурологической направленности (просмотр виртуальных туров на иностранном языке в крупнейших музеях мира, обсуждение художественной иностранной литературы, театрализованная постановка праздника или культурного обычая из страны изучаемого языка); а также во время взаимодействия с представлениями иноязычной культуры (например, в рамках студенческих международных конференций в онлай-режиме).

Таким образом, организация охарактеризованных видов деятельности на занятиях иностранным языком позволит сформировать ценностное отношение к данной познавательной деятельности у студентов неязыкового профессионального колледжа.

Список литературы

  1. Алеевская А.О. Иностранный язык как средство формирования культурных и нравственных ценностей современных студентов // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сборник статей Международной научно-практической конференции. Том Часть 5. – М.:: ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет дизайна и технологии», 2016. – С. 6-10.
  2. Ковалева О.В. О ценностной и инструментальной природе иностранного языка // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. – 2019. – № 1(27). – С. 86-89.
  3. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Ленанд, 2014. – 211 с.
  4. Самчик Н.Н. Развитие социокультурной компетенции при обучении русскому языку как иностранному // Карельский научный журнал. – 2019. – Т. 8, № 3(28). – С. 57-59.

Интересная статья? Поделись ей с другими: