УДК 7

Визуализация художественных образов в изучении курса «Мировая художественная культура»

Ладыкина Татьяна Александровна – кандидат философских наук, доцент кафедры Общеобразовательных дисциплин Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия

Галкин Вадим Николаевич – студент Факультета непрерывного образования Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия

Кулагина Екатерина Олеговна – студентка Факультета непрерывного образования Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия

Аннотация: Исследуются возможности визуализации художественных образов в изучении курса «Мировая художественная культура». Цель курса – сформировать разносторонне развитую личность, способную адаптироваться к социальным условиям и постоянно повышать уровень своих знаний и компетентности. Познание различных эпох развития художественной культуры вовлекает учащихся в мир художественных образов и смыслов. Восприятие и понимание произведений искусства невозможно без их визуализации или наглядного представления. Авторы рассматривают некоторые интерактивные методы, позволяющие визуализировать художественные образы в процессе их изучения. Лекция-визуализация активизирует зрительное восприятие, вербальная информация сопровождается наглядными образами, либо визуальные образы сами становятся главными источниками информации. Использование виртуальных музеев способно оказать помощь участникам учебного процесса визуально представить художественные образы. В виртуальном музее можно познакомиться с самыми различными экспонатами: посмотреть картины, скульптурные группы, послушать аудиозаписи, почитать редкие книги. Виртуальные экскурсии по всемирно известным городам дают возможность увидеть уникальные архитектурные шедевры. Скрайбинг-технология позволяет визуализировать литературные или кинематографические образы. Суть скрайбинга сводится к использованию различных зарисовок, эскизов, схем в процессе передачи информации во время проведения занятия. Видеоскрайбинг – это создание роликов или видеоконтента, экранизирующих отдельные художественные литературные произведения. Визуализация художественных образов также возможна средствами театра. Наглядно представить и воплотить в жизнь образы мира искусства можно как при помощи постановки спектакля силами студентов, так и используя элементы театральной педагогики во время практических учебных занятий.

Ключевые слова: визуализация, художественный образ, интерактивные методы обучения, мировая художественная культура, лекция-визуализация, виртуальный музей, скрайбинг, театральная работа с подростками.

В последние несколько десятилетий российская сфера образования претерпевает существенные трансформации. Реформы в системе образования вызваны рядом причин, отметим только некоторые из них: переход к новым федеральным образовательным стандартам, стремление повысить качество знаний на разных ступенях подготовки учащихся, реализация компетентностного подхода в обучении и др. Процесс модернизации направлен на формирование не только грамотного профессионала, владеющего знаниями только в определенной узкоспециальной области, но разностороннее развитой, гармоничной личности, способной быстро адаптироваться к изменяющимся социальным условиям, повышать уровень своей квалификации на протяжении всего трудоспособного возраста. Достичь этого можно только используя разнообразные интерактивные и активные методы в образовательном процессе. Практически все представители современной отечественной педагогической науки подчеркивают, что обучение на данном этапе уже не является простой трансляцией знаний от преподавателя к ученику, пассивно воспринимающему новые знания. Эффективная подготовка учащихся возможна при условии деятельного взаимодействия участников учебного процесса. Таким образом, качество знаний выпускников напрямую зависит от конкретных методов, приемов, используемых в преподавании изучаемых дисциплин. Следовательно, каждый преподаватель-предметник, исходя и специфики своей дисциплины, ее особенностей, должен овладеть таким арсеналом интерактивных методик и технологий, который позволит ему добиться наилучших результатов: интеллектуального и культурного развития обучающегося, становление его как личности.

Учебная дисциплина «Мировая художественная культура» занимает особое место в ряду других гуманитарных дисциплин. Цели курса МХК – ввести учащихся в мир художественной культуры, познакомить с достижениями в различных видах искусства, сформировать эстетический вкус, развить воображение и творческие способности. В настоящее время наиболее распространена концепция преподавания МХК, основанная на системно-деятельностном подходе, предполагающем творческое развитие личности обучаемого, формирование компетенций, которые позволят организовать личное досуговое временя, определить формы художественного творчества, выбрать путь собственного культурного развития [1].  Особенности изучения мировой художественной культуры обусловлены специфичностью предмета познания, категориально-понятийным аппаратом, наличием особых методов. Художественная культура включает в себя различные достижения человечества в разных видах искусства в определенный исторический период (картины, архитектурные ансамбли, оперы, спектакли, фильмы, фотографии и т.д.). Богатейший практический материал художественной культуры должен быть осмыслен студентами на занятиях. Познание мировой художественной культуры вовлекает учащихся в мир художественных образов и смыслов, развивает творческие способности, навыки научно-исследовательской деятельности в сфере искусства, формирует личность. Традиционные методы преподавания (лекции, практические, семинарские занятия, выполнение упражнений и пр.), ориентированные на слушание и запоминание и уместные в преподавании других гуманитарных дисциплин не являются достаточно эффективными в преподавание МХК. Мир искусства наполнен художественными образами, наглядно выражающими идеи авторов. Восприятие и понимание произведений искусства невозможно без их визуализации или наглядного представления. Визуализация учебного материала при изучении дисциплины МХК способствует активизации познавательной деятельности, обеспечивает интенсификацию обучения (больший объем информации можно передать, не увеличивая продолжительность обучения), развивает критическое мышление. «Насмотренность» произведениями искусства формирует эстетический вкус. В связи с этим исследование некоторых интерактивных педагогических технологий, визуализирующих учебный материал, конкретных способов их применения и результатов представляется актуальным и нуждающемся в разработке.  Целью данной работы является выявление и исследование сущности, содержания новаторских методов обучения и форм организации учебного процесса, применяемых в преподавании МХК в вузе. Объект исследования – учебный процесс в вузе, включающий в себя теоретические и практические занятия, а предмет – влияние интерактивных методов на эффективность учебно-познавательной и исследовательской деятельности студентов по учебной дисциплине «Мировая художественная культура».

Остановимся подробнее на некоторых интерактивных методах, позволяющих визуализировать художественные образы. Среди различных видов учебной деятельности значительное количество времени по-прежнему отводится на лекционные занятия. Лекция закладывает фундаментальные знания по предмету. Но классическая лекция, с преобладанием монологической формы изложения материала постепенно отходит на второй план. Проведение лекционного занятия требует от преподавателя свободного владения своим предметом, навыка последовательного, логически непротиворечивого изложения материала, а, главное, умения удерживать длительное время внимание студентов и вовлекать их в тему предмета. Наиболее востребованы в настоящее время активные лекции: проблемные лекции, лекции с запланированными ошибками, лекция-конференция, лекция-дискуссия, лекция- беседа и др. Для преподавания МХК актуальна такая форма активной лекции как лекция-визуализация. Главный принцип лекции-визуализации – наглядность, помимо воспринимаемой на слух студентом информации одновременно работает зрительное восприятие, вербальная информация сопровождается рядом визуальных образов. Причем наглядные образы могут как сопровождать словесную информацию, так и сами могут являться главными источниками информации. Информация передается учащемуся сразу на двух различных уровнях: образном и логическом, вербальном и визуальном, задействованы возможности и зрительных и слуховых анализаторов нового знания. Это значительно активизирует умственную деятельность, способствует лучшему запоминанию учебного материала, позволяет быстрее и глубже понимать изучаемый материала. Разработка лекции-визуализации требует от преподавателя тщательной предварительной подготовки. Лекционный материал необходимо перевести в визуальную форму (картины, фотографии схемы, чертежи, таблицы), задействуя специальные технические средства обучения, например, интерактивную доску или мультимедийный проектор. Использование мультимедийных презентаций уже прочно вошло в образовательный процесс. Преподавателю МХК презентация предоставляет широкие возможности познакомить студента с художественными образами статических видов искусства: скульптурой, архитектурой, фотоискусством, произведениями изобразительного искусства. Художественные образы, представленные таким наглядным способом, будут оказывать на студента эмоциональное воздействие. Вербальный анализ произведений может сопровождать видеоряд художественных образов в лекции-визуализации, но не замещать его как в традиционной лекции без мультимедийной презентации. Только в этом случае знакомство с произведением искусства действительно состоится, впечатление от встречи с шедевром будет ярким, а представление о художественном образе - целостным.   Интерактивная доска на занятиях по «мировой художественной культуре» позволит работать с мультимедийными презентациями в интерактивном режиме, выделяя главные идеи, структурируя лекционный материал. Визуальный ряд должен быть ярким, привлекающим внимание, стилистически выдержанным, повышающим мотивацию на изучение дисциплины. При этом важно соблюдать определенный ритм в подаче материала, не перегружать сознание обучающихся. Визуальные материалы должны быть подобраны с учетом возрастных и психологических особенностей студентов [3].

Использование виртуальных музеев в учебном процессе, наряду с лекцией-визуализацией также может быть использовано для наглядного, визуального представления художественных образов, будет создавать условия для интерактивного обучения студентов. Социокультурное пространство, окружающее каждого человека непосредственно совсем не так значительно по своим масштабам по сравнению с общемировым художественным наследием, оцифрованным и представленным в виртуальной реальности. Если возможности для прямого знакомства с произведениями искусства как материальными артефактами не велики, то знакомство с виртуальной средой музеев расширяет их почти до бесконечности для каждого обучающегося. Отсюда большая популярность виртуальных музеев, осуществляющих бесплатный массовый доступ посетителей к мировым художественным ценностям среди различных социальных групп, не только среди студентов. Под понятием «виртуальный музей», часто понимают, веб-сайт для экспозиции музейных материалов [2]. Хотя существуют другие модели виртуального музея, например, такой, где в реальном помещении размещены электронные изображения музейных предметов [7]. Виртуальный музей представленный как сайт может напоминать каталог разных предметов или экспонатов, может воспроизводить обстановку реального музея, где посетители имеют возможность как бы «вживую» пройтись по залам и посмотреть на экспонаты (картины, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства и т.д.) с разных сторон, тем самым создается эффект посещения реального музея. В виртуальном музее могут быть представлены экспонаты, находящиеся в запасниках музея, на реставрации. Здесь можно познакомиться с редкими аудиозаписями, посмотреть фильмы, почитать букинистические книги и т.д. В настоящее время существует более десятка миллионов электронных ресурсов, музеев онлайн в русскоязычном Интернете. Веб-музей может быть, как дублером обычного музея, так и может присутствовать только в сети. Виртуальные музеи представляют всемирно известные экспозиции Эрмитажа, Московского Кремля, ГМИИ имени А.С. Пушкина, но также могут представлять и уникальные, небольшие, прежде известные лишь узкому кругу лиц коллекции предметов, будучи созданными частными лицами.

Виртуальные или цифровые музеи обладают большим педагогическим потенциалом. Экспонаты виртуального музея вполне способны заменить обычный учебник студенту, их можно использовать при подготовке к практическому семинарскому занятию во внеаудиторное время. Студент может самостоятельно составить маршрут экскурсии и, выполняя роль экскурсовода или ведущего провести по такому маршруту других участников-студентов; составить электронный фотоальбом с подборкой интересных изображений по изучаемой теме; создать и представить мультимедийную презентацию. Такая составленная самими учащимися интерактивная экскурсия по виртуальному пространству музея будет развивать их творческие способности, расширять кругозор, формировать чувство прекрасного. Виртуальная экскурсия для знакомства с различными памятниками архитектуры в другой город или страну превратиться в уникальное путешествие, которое можно совершить, не выходя из учебной аудитории. Панорамный обзор создает полную иллюзию включения в настоящую архитектурную среду. Виртуальное путешествие обогащает знаниями по истории искусства, рождает желание у студента проверить свои впечатления в реальном путешествии, то есть побуждает к познавательной активности уже за пределами учебного процесса, в повседневной жизни. Визуализация художественных образов посредством посещения виртуального музея возможна на разных этапах учебного процесса: она позволит преподавателю познакомить студентов с новым материалом, либо годится для использования на стадии закрепления уже изученного материала. Творческие задания с использованием средств виртуальных музеев, визуализирующих художественные образы, способствуют у студентов различных учебных навыков: отбор и группирование материала в соответствии темой и целью задания, способность к сравнительному анализу произведений мировой художественной культуры, навык публичной презентации свое учебной или исследовательской работы.

Значительные возможности для более полного усвоения художественных образов динамических видов искусства (литературы, хореографического искусства, кино, анимации и др.) предоставляют скрайбинг-технологии. Скрайбинг (от английского слова «scribe» набрасывать картинки или рисунки)– это относительно новый педагогический метод, суть которого сводится к использованию различных зарисовок, эскизов, схем, диаграмм, набросков в процессе передачи информации во время проведения занятия [4]. Причем процесс создания рисунков, схем может происходить одновременно с речью выступающего, прямо во время выступления. В отдельных случаях могут использоваться заранее подготовленные скрайб-презентации. Таким образом, устная речь сопровождается визуальным графическим рядом, призванным зафиксировать ключевые моменты выступления преподавателя, лектора, обучающего. Иногда при применении скрайбинг-технологии картинки могут заменять рисованными видеороликами, напоминающими мультипликационные фильмы. Такие ролики легко воспринимаются студентами, они очень эффектны. Скрайбинг-технологии иногда используются совместно с применением майндмэппинга (от англ. mind map – «интеллект-карта») – это способ, который позволяет представить информацию наглядно в виде логических или ассоциативных схем. Интеллект-карта показывает, например, как идеи автора произведения или факты, изложенные в художественном тексте связаны между собой.  Процесс визуализации посредством применения скрайбинга позволяет передать сложное содержание простым и доступным способом. Благодаря тому, что информация передается сразу посредством двух каналов: не только вербально, но и различными визуальными средствами, она легче воспринимается и запоминается, происходит более качественное усвоение учебного материала. Другие преимущества скрайбинг-технологии проявляются в том, что новый материал может быть подан в игровой форме, выразительность при изложении темы создает комфортную обстановку в аудитории, позволяет наладить контакт со студентами, визуализация позволяется учащимся лучше понять последовательность изложения материала, вникнуть в связи между различными смысловыми блоками занятия. Скрайбинг уже некоторое время применяется при преподавании различных дисциплин с целью быстро и качественно донести до обучающегося новый материал. В рамках изучения студентами учебной дисциплины «Мировая художественная культура» скрайбинг-технология позволит, например, визуализировать литературные или кинематографические образы. А затем от иллюстрирования образа перейти к анализу образа или эпизода. В качестве самостоятельной работы студентам можно предложить не просто прочитать художественный текст или посмотреть кино, а визуально его воплотить различными способами. Скрайбинг позволят составить наглядную схему, воплощающую систему образов произведения, можно выстроить биографию писателя (кинематографиста)  в хронологическую линию, снабдив самые значительные ее эпизоды рисунками, создать (нарисовать) план характеристики героя или составить визуальную характеристику героя, записав разными цветами черты героя – положительные и отрицательные или использовав разные рамки-контейнеры, в которых записывается информация о герое, например, в форме сердца, что наглядно свидетельствует об отношении к персонажу произведения. Студенты начинают внимательнее изучать художественное произведение, выполняя задачу его визуального воплощения. Видеоскрайбинг – создание роликов или видеоконтента, экранизирующих отдельные литературные произведения, способно объединить учащихся в творческие группы из сценаристов, режиссеров, актеров, видеомонтажеров. Еще один вариант творческого задания для студенческого коллектива, визуализирующего художественные образы: подготовить фотовыставку с портретами героев произведений искусства. При подготовке к выставке студенты могут воплощаться в образ героя, используя грим и костюмы.

Визуализация художественных образов возможна средствами театра. Проблемам воспитания и образования посредством театральной работы с детьми и подростками посвящено большое количество научных работ в области педагогики и психологии[5]. Театральное представление, организованное и поставленное педагогом в рамках изучения предмета «Мировая художественная культура» способно визуализировать, например, литературные художественные образы или художественные образы, создаваемые в хореографическом искусстве. Педагог-режиссер, используя различные выразительные средства языка театра и вовлекая учащихся, выступающих в роли исполнителей и соорганизаторов представления, может создавать такие художественные образы, которые будут значительное идейно-эмоциональное воздействие на студентов. Участие театральной постановке, сплачивает студенческий коллектив, запускает механизмы созидания и понимания смыслов, выраженных языком искусства, побуждают воображение. Создается атмосфера активного и свободного творчества для обучающих и обучающихся. Преподаватель при помощи различных театрально-педагогических технологий развивает образное мышление, воздействует психологические качества личности учеников (память, внимание, эмоции), формирует сценические импровизационные умения и пр. Формы театральной деятельности в учебном процессе, исходя из синтетического характера театрального жанра, могут быть различными: от традиционной постановки спектакля, включающей этапы репетиций и финального представления, до использования элементов театральной педагогики во время практического учебного занятия. Новым направлением в театральном искусстве XX века стал иммерсивный театр, когда зрители буквально участвуют в постановке и контактируют с профессиональными артистами [6]. Приемы, используемые режиссерами в таком погружающем в действие театре, могут использоваться педагогом на занятиях со студентами по дисциплине «МХК». Во время занятия все учащиеся становятся участниками спонтанного, импровизированного представления. Например, преподаватель может предложить студенту то или иное задание, позволяющее воплотить или наглядно представить художественный образ, используя минимальный театральный реквизит (маски, игрушки, бутафорские вещи): разыграть сценку, прочитать стихотворение, средствами пантомимы изобразить какого-либо героя или предмет, рассказать одну и ту же историю как комедию или трагедию, представить танец и т.п. «Примерка» студентом на себя различных художественных образов будет не только способствовать успешной познавательной деятельности, поможет лучше понять и почувствовать произведения искусства, но будет также способствовать выстраиванию системы ценностей и ориентиров, осмыслению жизненных проблем, формированию мотивации, необходимой для благополучного развития личности. Таким образом, театр станет еще и эффективным методом воспитания студента-подростка.

В заключении отметим, что использование лекции-визуализации, возможностей виртуальных музеев, скрайбинг-технологии, театральной работы с детьми и подростками открывает значительные возможности для повышения качества обучения по дисциплине «Мировая художественная культура». Интерес к произведениям искусства, представленным в виде визуальных образов и эффективность восприятия, предлагаемой в таком виде учебной информации намного превосходят возможности традиционных методов преподавания. Работа с визуальными образами искусства формирует у студента сложный и объемный комплекс представлений о мире, обществе и человеке. Визуализация художественных образов открывает в каждом студенте художника, развивает фантазию, воображение, творческие способности. В основном учебная деятельность ориентирована на развитие рациональности, логики, анализа, она активизирует левое полушарие головного мозга. А визуальный образ побуждает эмоции, активизирует правое полушарие головного мозга. Таким образом, использование визуализации художественных образов в учебном процессе способствует активной работе всего головного мозга, разных структур сознания. Познавательные процессы, одинаково воздействующие как на мышление, так и на воображение, в конечном счете, формируют гармоничную личность учащегося.

Список литературы

  1. Жданко Т.А. Системно деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации / Т.А. Жданко//Magister Dixit. Научно-педагогический журнал. – 2012. – № 4. – С. 183-189.
  2. Максимова Т.Е. Виртуальные музеи: анализ понятия / Т.Е. Максимова// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – № 2 (46). – С. 196-200.
  3. Ощепкова О.В. Лекция-визуализация как активная форма обучения студентов\ О.В. Ощепкова // Вестник Самарского юридического института. – 2014. – № 1 (12) – С. 94-97.
  4. Сакулина Ю.В. Возможности использования скрайбинг-технологии для повышения уровня усвоения теоретического материала / Ю.В. Сакулина// Проблемы современного образования. – 2020. – № 4. – С. 172-180.
  5. Стаина О.А. Возможности современных форм театрального искусства как эффективных методов обучения и воспитания / О.А. Стаина Е.М. Петрова // Инновационное развитие профессионального образования. – 2020. – № 1 (5). – С.107-113.
  6. Сухов А.О. Методологические аспекты становления театральной педагогики\ А.О. Сухов // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2020. – Вып. 2 (220) – С. 19-30.
  7. Щербакова Е.В. Возможности использования виртуальных музеев при преподавании курса «Мировая художественная культура» в общеобразовательной школе // Актуальные проблемы педагогики. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-ispolzovaniya-virtualnyh-muzeev-pri-prepodavanii-kursa-mirovaya-hudozhestvennaya-kultura-v-obscheobrazovatelnoy-shkole/viewer.

Интересная статья? Поделись ей с другими: