УДК 78

Эмоциональная выразительность художественных песен – на примере песни С. В. Рахманинова “Не пой, красавица, при мне”

У Чуньлинь – студент Уральского государственного педагогического университета.

Аннотация: “Не пой, красавица, при мне” - одно из ранних произведений Рахманинова, которое, с одной стороны, унаследовало великолепную технику письма эпохи романтизма, а с другой - добавило уникальный русский способ выражения эмоций, является репрезентативным произведением русской романтической песни. В статье будут рассмотрены некоторые аспекты художественного образа песни, певческого мастерства, эмоциональной выразительности и т.д., а также подведены итоги эмоциональной выразительности художественных песен.

Ключевые слова: Рахманинов, романс, техника пения, музыкальная выразительность, вокальное искусство.

Музыкальное выражение романса «Не пой, красавица, при мне» прямолинейно, и музыкальная мелодия его проста и естественна. Мелодия песни в целом нежная и печальная, в ней множество повторяющихся точек и унисонных повторений. В басовой партии тоника продолжает повторяться в виде тремоло, а органный пункт, в котором преобладают половинные и четвертные ноты, усиливает печальную эмоциональность этой песни. Партия фортепиано в основном играет блокаккорды. Во время интерлюдии партия фортепиано быстро переходит от высокого к низкому со страстным звучанием. Затем тембр песни становится ярким, ритм в целом становится быстрым. А реприза мелодии быстро и плавно приглушает ритм предыдущего тембра, как-будто пробуждение ото сна, будет большой психологический разрыв между реальностью и воображением, что приводит к чувству одиночества.

В художественном произведении трагичность воплощается в крушении и разрушении «гармонии» [1]. Как в нижней партитуре блокаккорды в фактуре фортепианных партий постепенно ломаются. В этом противоречивом конфликте легче вызвать чувства скорби и сочувствия. Хотя жанр, национальный характер, регион и личное понимание оказывают определенные влияния и ограничения на выразительность и уровень исполнения произведений, но существует общность в содержании, музыкальном стиле и внутреннем эмоциональном смысле произведений. В большинстве художественных произведений трагические элементы представлены в контрасте между вокальным выступлением и фортепианным аккомпанементом. В этом произведении Рахманинов добился мастерского сочетания вокальной и инструментальной музыки, что создает пространственный и детальный, самостоятельный и логичный художественный образ [2] .

Большинство людей считают, что способность интерпретировать эмоции, выраженные в музыке, или чувство музыкальности, является врожденным талантом. Однако, если не учитывать другие факторы, такие как личные способности, певческие привычки, жизненный опыт и т. д., провести такой эксперимент: выбрать одно музыкальный произведение, первый вариант полностью петь по партитуре, второй - петь с большим чувством. Сравнив различия между ними, можно сделать вывод, что самая большая разница между ними заключается в контрасте ритма и динамики.

Когда нам дают новое произведение, сначала нам надо изучить его строго по ритму партитуры. Но когда мы знакомы с произведением, мы должны научиться регулировать ритм, чтобы он подходил нам. Даже если это произведения эпохи барокко, также нужно контролировать скорость ритма на основе оригинала. Когда певец может сам регулировать ритм, хотя и невозможно обобщить правила этих тонких темповых изменений в целом, но это может оставить певцу достаточно времени, чтобы он мог выразить свое понимание песни и легко справиться с деталями произведения. Когда произведение дополняется личным пониманием, также будет легче вызывать отклик у слушателей [3]. Конечно, это тоже должно соответствовать требованиям произведения. Чаще всего при пении художественных произведений мы делаем постепенное замедление в конце, чтобы усилить ощущение окончания [4]. Это ощущение также основано на напряженности предыдущего ритма. Когда песня неоднократно исполняется, каждый человек каждый раз интерпретирует ее по-своему, но в ее исполнении есть определенная правила. Удлиняя и укорачивая ритм в разной степени, певец позволяет слушателям более четко определить периоды и фразы произведения, выражая при этом собственное понимание песни. Вот почему, когда вы разучиваете песню и не можете понять, как ее понимать, хорошей идеей будет послушать пение известных певцов, и добавить свою собственную интерпретацию после знакомства с произведениями.

Изменение ритма в произведении может выражать смысл произведения, и изменение динамики тоже. Если представить динамику в виде линии, наблюдая колебания мелодии, мы увидим, что линия динамики очень похожа на направление мелодии. Отсюда можно сделать вывод: динамические изменения и колебания мелодии пропорциональны. Таким образом, в самом произведении искусства есть своя закономерность.

Список литературы

  1. Ян Цзянь. Эмоциональное измерение музыкального исполнения. «Музыкальное искусство» .2005 №. 3. – 34 с.
  2. Ван Донмэй, Дэн Даньтун, Хань Юйцзя.Вокальная обработка романса Рахманинова "Не пой, красавица, при мне". «Современная музыка», 2019 №. 4. – 10 с.
  3. М. Арановский, перевод Чжан Хунмо. Русская музыка в истории искусства и культуры 20 века. «Народная музыка» 2000 №.7. – 42 с.
  4. Пэн Юньшу. Исследование художественных особенностей "скорбная песнь" Рахманинова. «Голоса Желтой реки» 2020 №. 12 – 54 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: