УДК 378

Специфика вокальной культуры отдельных народов Китая, России и Европы: сравнительный анализ

Чэнь Юехань – аспирант кафедры Музыкального воспитания и образования Института музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.

Аннотация: Основу данной статьи составляет анализ специфики вокальных традиций, которые характерны для отдельных народов китайской, российской и европейской культур. В качестве основных объектов анализа выступили региональные вариации народно-певческих стилей татар, румын, туцзя. В рамках исследования автором была уточнена сущность музыкальных и вокальных традиций данных народов, а также были проанализированы их сходства и различия.

Ключевые слова: вокальная специфика, методы пения, Китай, Россия, Европа, татары, румыны, туцзя.

Вокальное искусство различных народов составляет богатый и своеобразный творческий мир, так как пение представляет инструмент выражения человеческих эмоций, одновременно олицетворяя особенности повседневного быта местных жителей, их взгляды на мир, устои, обычаи, мифы, в которые те верили, а также ход происходящих исторических событий. На протяжении долгих этапов развития человеческого общества певцы играли важную роль в обществе: участвовали в проведении обрядов и культурных мероприятий, показывали зрелищность происходящего, поддерживали позитивный дух местных жителей во время протяжения негативных событий.

Важная роль песен подчеркивается и в древнем обществе: старые песни-сказки передавались устной традицией из поколения в поколение, лирические песни сопровождали свадьбы, святая музыка играла на обрядах и ритуалах. Чаще всего их исполняли пожилые мужчины, которые много видели и слышали, соответственно, они могли достоверно передать воспоминания о прошлом. Например, история под названием «Дайюй Чжишуй», где отважный герой выкопал каналы для стока воды и смог спасти своих товарищей от наводнения, передается из уст в уста в сельских регионах Китайской Народной Республики.

Традиционная музыка татар, проживающих в российских регионах, представляет собой смесь тюркских, монгольских или финно-угорских элементов. Наиболее отличительной чертой данной культуры являются пентатонические гаммы (как правило, принимается идея о том, что существует пять звуков), которые схожи с музыкальными традициями Китая и Вьетнама.

В татарской традиции радостные события, праздники, отмечаются очень торжественно – начинаются молитвой в мечети, посещением могил близких на мизарах (кладбищах), затем гости встречаются в кругу семьи, в приходских домах, на танцевальных мероприятиях, что объясняет жанровое разнообразие национальных музыкальных композиций. В процесс исполнения песен может быть включена игра на музыкальных инструментах, таких, например, как кобыз, балалайка.

Современные музыковеды предлагают следующую типологию татарских народных музыкальных произведений: такмаки (как правило, они связаны с изображением сюжетов народных сказаний или описывают игровые ситуации), мелодичные деревенские песни (авил коэ) и городские песни (шекхер коэ). В качестве примера можно привести труды А.Х. Садековой, которая изучала положение такмаков в татарском обществе [2; 3]. Не менее популярными были двухчастные лирические песни, сочетающие медленные и бодрые мелодии.

М.И. Халитова отмечает, что в рамках певческой деятельности солистами «осуществляется повторение или специфическое варьирование, приводящее к расширению масштаба и звуковысотного контура попевки» [5]. Данный автор приводит в качестве примера творчество местных композиторов, относящихся к крымским татарам. Вокальная техника татар основана на внедрении традиционных техник в исполнение, таких как голосовая модуляция. Большой акцент уделяется развитию вибрато в голосе солиста, так как перед ним стоит важная задача – донести выразительный смысл музыкального произведения до слушателя, даже если он поверхностно знаком с татарской культурой. У татар встречается и техника горлового пения.

Стоит упомянуть известных татарских композиторов, таких как Саликс Сяйдаш, Мансур Ахметович Музафаров, Назиб Жиганов. София Асгатовна Губайдулина является одной из самых известных женщин-композиторов XX века. Характерными чертами ее творчества является наличие экспериментов, вариативность используемых музыкальных инструментов, активное присутствие религиозных сюжетов, основанных не только на татарской традиции, но и на важности христианских истоков в русской культуре.

Румыны – представители романоязычной народности, проживающие в странах Юго-Восточной Европы (например, Сербия, Болгария, Румыния), в своем творчестве несут специфику музыкальной культуры Балканского полуострова. Одним из важнейших элементов вокальной традиции рассматриваемого этноса является полифония, которая проявляется в преобладании двухголосных форм пения, что связано с распространением влияния образцов древней инструментальной музыки Юго-Западной Азии на северных территориях Европы в связи с увеличением числа миграций [1, с. 190].

Во время исполнения композиций певец должен играть на традиционных инструментах, таких как зурна, дудук, кава. В хоровом ансамбле преобладает иерархический порядок солистов. Как правило, женское пение звучит более приглушенно, уравновешенно и ритмично, а мужской голос, в свою очередь, является лидирующим, а также способен передавать глубокие образы.

Иногда применяется антифонное пение, в рамках которого звучит диалог двух хоровых ансамблей. В таких случаях для мелодии характерно возникновение резких диссонансных созвучий (секунд, септим) и звучание квинт. В ходе мелодической линии музыкальных произведений румын преобладают повторяющиеся мотивы, которые создают начальные фразы, а также плавные скачки терцовых тонов, реализуемые в свободной ритмике. Но, к сожалению, в настоящее время все чаще можно встретить гомофонические выступления, лишенные многоголосия. Они возникают из-за отсутствия достаточного количества подготовленных певцов, что вызвано распадом народных общин в виду вымирания пожилого населения и эмиграции молодого поколения в крупные европейские города.

Еще одним выражением многоголосия румын является гетерофония, основанная на формировании отдельных мелодических линий, которые являются результатом созвучия различных одновременно исполняемых мелодических вариантов. Истоки ее формирования лежат во времена древнего общества, когда музыка играла важную роль в проведении священных обрядов и использовалась пастухами. Данные мелодии характеризовались неметричностью, исполнительской свободой и импровизационным характером, что влияло на исполнительскую стилистику и формальное построение песен. Другой характерной чертой, присущей вокальному искусству румын, является свобода музыкально-ритмического движения. В построении вокальной композиции преобладают александрийские стихи с обязательными ударениями на шестом и двенадцатом слоге.

Для китайского народа туцзя присуще использование широких дыхательных фраз и коротких вдохов, цезур, прерывающих музыкальные фразы, что приводит к заметным смещениям ударений с первого на последний слог. Это реализуется с помощью техники горлового пения, которая основана на сознательном усилении аликвотных тонов посредством тонкой работы с резонансным пространством в полости рта и особым положением языка. Во время пения имитируются звуки природной среды, такие как ветер, пение птиц, журчание воды. В прошлом эта практика являлась частью ежедневной медитации буддистских монахов в виду важности религиозных учений в китайском обществе [6, с. 42]. Соответственно, китайцы делают большой акцент на дыхании и артикуляции гласных.

При этом певцы должны уметь играть на традиционных инструментах, куда входят всевозможные литофоны (например, «цин», «пянь цзин», «цзюй-ти», «суань», которые изготавливаются из жадеита), глиняные барабаны (например, «ку») и бронзовые колокольчики («чунг»). Зачастую музыкальные выступления сопровождаются танцами, которые включают в себя акробатические элементы, акцент на эмоциональности танцоров и выразительность [4, с. 25]. Также присутствует разделение на женские и мужские голоса. Основными темами музыкальных произведений являются любовная тоска возлюбленных, счастье трудящихся людей, любовь к родным и близким, а также воспевание красоты природы.

Ярким примером народной песни туцзя является «Река Янцзы течет на восток», написанная в минорной тональности, её отличает красивое, кантиленное пение певцов и романтическая стилистика. В первой части композиции повествование строится на описании красоты пейзажа в глазах смотрящего, хрупкости окружающего мира, однако уже чувствуется атмосфера мощи и величия, затем основная тема меняется и концентрируется вокруг восхваления достижений исторической личности – Чжоу Юй. В следующей части произведения происходит модуляция в мажорную тональность, в результате чего мелодия приобретает безмятежный и спокойный характер, её ритм становится неторопливым. Отмечается вокальная техника, близкая к речитативу, например, первые три слога фразы «Янцзы течет на восток» составлены с использованием мелодики декламационного характера. При этом другая фраза «На протяжении тысячелетий ее пенистые волны были свидетелями героических действий» создает резкий динамический контраст, который подчеркивается мелодической линией.

Исходя из вышесказанного, рассматриваемые музыкальные культуры имеют вокальные традиции, которые отличают их от других народов. Их объединяет близость местных жителей с народным фольклором, а также уважение традиций со стороны многих людей. В таблице 1 представлены основные результаты сравнительного анализа вокальных тенденций румын, татаров и туцзя.

Таблица 1. Специфика вокального искусства румын, татаров и туцзя.

Критерий сравнения

Румыны

Татары

Туцзя

Географическая принадлежность

Юго-Восточная Европа

Российская Федерация

Китайская Народная Республика

Язык исполнения известных песен

Румынский

Татарский/русский

Китайский

Влияние иностранных музыкальных культур

Культуры близлежащих стран-соседей, находящихся на Балканском полуострове, например, Сербии

Тюркская, монгольская и финно-угорская культуры

Монгольская культура

Необходимость исполнения танца во время пения

Есть

Есть

Есть

Особенности вокального творчества

Характерна свобода музыкально-ритмического движения, многоголосие. Возникновение резких диссонансных созвучий, использование техники глубокого горлового пения

Представлено жанровое разнообразие песен, для исполнения которых придуманы правила исполнения. Основана на традиционных техниках, таких как голосовая модуляция.

Делается большой акцент на правильной постановке дыхания и артикуляции гласных. Заметны смещения ударений, использование широких дыхательных фраз.

Музыкальные инструменты

Зурна, дудук, кава

Кобыз, балалайка

Литофоны, глиняные барабаны, колокольчики.

Исходя из данных, представленных в таблице 1, становится ясно, что региональные вариации певческих стилей имеют больше схожих черт, нежели различий, например, во многих случаях способ передачи голоса соответствует технике бельканто, постановка правильного дыхания должна быть упорядоченной, а артикуляция четкой. Такое внимание к деталям связано с тем, что история вокальной музыки уходит корнями в древние времена, где пение сыграло важную роль в формировании общего становления музыкальной жизни. Если изначально пение было важной космологической частью торжественных ритуалов (например, во время праздников урожая, жертвоприношений предков или при мольбе о дожде от высших сил), то в соответствии с различными институциональными условиями каждой правящей династии данное явление постепенно стало развиваться и становиться неотъемлемой частью общественной жизни.

Подводя итоги, отметим, что региональные традиции певческих стилей являются выражением этнического самосознания разных народов. Истоки музыкальных и вокальных традиций румын лежат в пастырском служении и социальном обозначении единства горцев, что выражается в преобладании многоголосия и свободном музыкальном-ритмическом движении. Китайский народ туцзя акцентирует внимание на правильной постановке дыхания, освоении горлового пения, синтезе танцевальных, музыкальных и сценических элементов. Татары, проживающие на территории Российской Федерации, имеют богатую музыкальную культуру, которая связана с тюркским и монгольским влиянием на вокальные традиции певцов. Сохранение различных мелодических вариаций певческого искусства народов могло порождать локализованные даже в пределах одной деревни музыкальные коллективы, связи которых обусловлены, возможно, особенностями географического пространства (обширные деревни, деревни, горные хребты, разделяющие деревни). Такие изолированные в некотором роде группы создавали и увековечивали собственные творческие образцы.

Список литературы

  1. Жордания И.М. К проблеме происхождения гетерофонии в Восточной Европе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. – 2009. – №4. – С. 189-194.
  2. Садекова А.Х. Игровые песни - такмаки и хороводные песни татарского народа // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2017. – №7. – С. 169-173.
  3. Салитова Ф.Ш. Роль музыки в системе духовных ценностей и культуры предков татар в эпоху средневековья // Золотоордынское обозрение. – 2021. – №3. – С. 460-477.
  4. Сунь И. Некоторые выраженные особенности и специфические характеристики исполнения танцев в Китае: от традиций к современности // Национальная ассоциация ученых. – 2022. – №75. – С. 24-27.
  5. Халитова М.И. Музыкальная характеристика вокальных произведений основоположников крымско-татарского музыкального искусства // Культурная жизнь Юга России. – 2020. – №2. – С. 40-47.
  6. Юй Синь Мяо. Основные характеристики вокальной музыки в различных провинциях Китая // Северо-Восточный педагогический университет. – 2022. – №1. – С. 39-49.

Интересная статья? Поделись ей с другими: