УДК 30.304.2

Анализ идеологической мифологизированности культуры на примере культуры юга США XIX-XX веков

Фофанова Алёна Дмитриевна – аспирант кафедры Философии и теологии Нижегородского государственного педагогического университета им.
К. Минина

Аннотация: В статье приведен анализ наличия культурных мифологизированных представлений на примере конкретной культуры общества Юга Соединенных Штатов Америки в период XIX и первой половины XX веков. Описаны исторические и другие причины культурной самоизоляции Юга США от других регионов, конфронтация и противопоставление себя северному региону страны, и, как следствие, появление в южном обществе собственной мифологизированной системы взглядов на собственную культуру, на собственное место в истории, построенной на идеализированных представлениях о сплоченном южном традиционном патриархальном обществе.

Ключевые слова: культура, миф, мифологизированный, общество, архетип, идеология.

Культуре Соединенных Штатов Америки, как и литературе прочих социально, географически и экономически разнородных стран, присуща такая характерная особенность, как регионализм. Это выражено, в частности, в наборе мифологизированных представлений в культурной парадигме Юга США, берущей свое начало с самого момента колонизации Америкой южных регионов и их дальнейшего обособленного в рамках всей страны развития.

Специфичность культуры Юга США, её насыщенность мифологизированными элементами, напрямую связаны с историческим контекстом территориального, экономического и социально-политического контекста развития США, в силу которого и развился культурный регионализм этой страны, а его основными очагами стали Центральный (или Северо-Восточный) регион, Юг, Средний Запад и Западный регионы.

Если более подробно обратиться к истории США, то можно увидеть, что самый разительный культурный, экономический и социальный контраст образуется при сравнении Северного (Yankee) и Южного (Dixie) регионов Америки. Это различие между упомянутыми регионами является одной из основных черт, характеризующих южную культуру, выраженной, в первую очередь, через противопоставление Юга Северу. По этому поводу
И. Супоницкая (один из ведущих российских американистов) отмечает, что «США стали своеобразной социальной лабораторией, продемонстрировав, как выходцы из одной страны под воздействием новой среды могут создавать два различных общества» [6].

На протяжении многих лет (и даже столетий) имел место конфликт двух культур, основанный на противопоставлении сельского Юга (где романтизировались представления о южной плантаторской «аристократии», об устойчивости и консерватизме порядков южного сельского общества) индустриальному Северу, где доминировали тенденции к постоянному промышленному развитию, экономическим и социальным реформам. Данный конфликт являлся так же весомой причиной Гражданской войны в США (1861-1865), так как «культурные различия поднимались на щит и провозглашались свидетельством превосходства одной секции над другой. Для северян Юг представлялся отсталым, полуцивилизованным, далеким от гармонии и идеалов XIX столетия. Для южан Север был очагом радикальных «измов» (феминизм, аболиционизм, социализм и др.), пуританского лицемерия, грубых выскочек» [1].

В XIX и в первой половине XX века Юг США представлял собой некий обособленный, замкнутый, автономный регион Америки, особый тип цивилизации внутри одной страны, который отличался от других регионов своеобразием культуры, консервативностью, патриархальностью, аристократизмом, рабовладением, причинами и особенностями внутренних конфликтов, твердой устойчивостью во взглядах населения этого региона на семью, общество, социальные порядки и экономическое развитие Юга. И поддерживалось всё вышеперечисленное особой идейной мифологизированностью культуры южного общества.

Так, например, одним из главных южных мифов является миф о «южной исключительности». Его суть сводилась к тому, что в сознании южан, начиная с XIX века, Юг США представлял собой самобытный, специфический регион, который имел свою собственную историю, своеобразное устройство жизни и свой путь дальнейшего развития, в корне отличный от того, какой путь развития был присущ Северному промышленному региону. В контексте мифа о «южной исключительности» Юг США показан как «плантаторская идиллия», которая содержит в себе «пасторальное начало, элемент «Аркадии», вечный и вневременной, отнесенный в неопределимое прошлое» [7]. В данном мифе образ Юга периода до Гражданской войны 1861-1865 годов крайне идеализировался и романтизировался, идеализировались все сферы его жизни, даже сама рабовладельческая система (как наиболее выгодная и благоприятная для экономики этого региона). Характеризуя роль данного мифа в сознании южан после Гражданской войны, справедливо замечание, что «если для всей остальной Америки "американская мечта" должна была очень скоро осуществиться в будущем, то для южан она уже реально существовала в недалеком и, увы, навсегда ушедшем прошлом» [7].

Это идеализированное представление о Юге как об «аркадианской утопии» являлось исходным и основообразующим по отношению к другим южным мифам. Например, его логичным продолжением являются мифы о «южном аристократизме», о «южном кавалере» и «южной даме» (или «южной девушке»). Основой вышеперечисленных мифов являлись представления о том, что патриархальное, рабовладельческое общество Юга воплощало собой некое подобие европейской аристократической модели XVIII века. Так, в мифе о «южном аристократизме» южная знать представляется как категория общества, воплощающая собой самые яркие и лучшие качества классических «рыцарей» и «леди» Европы периода XVII-XVIII веков (галантность, благородство, следование укоренившимся традициям, моральным ценностям, привязанность к земле, к родовому поместью и т.д.). Основой мифов о «южном кавалере» и «южной даме» были «стереотипные образы “южной леди” и “благородного южного джетельмена”, которые беспрекословно подчиняются кодексу чести» [5].

Необходимо отметить ещё три важных «южных мифа», зародившихся в культуре общества Юга США в первой половине XIX века. Первый из них – миф о южной семье, которая представляла собой «главную основу южного бытия, носителя определённой культуры в большей степени, чем это ей предписывалось социальной функцией» [4]. При этом следует отметить, что южная семья представляла собой не только определённых родителей их детей, но она также включала в себя весь круг близких и самых дальних родственников, так как большую роль для южан того времени играли общие культурные ценности, семейная история, общая генеалогия, традиционно для южных семей начинающаяся с известного предка.

Ещё один миф, который имеет большое значение для культуры американского Юга – это миф о южной общинности, которой отражает одинаковость взглядов всех слоев южного населения на историю Юга, на его исключительность, социальное и политическое устройство. «Аграрный дуализм» южного общества (сосуществование на Юге плантаторов и конфликтующих с ними фермеров) транслировал идею о том, что «между фермерами и плантаторами существовал негласный союз в деле защиты традиционных экономических и моральных устоев» [4].

Отдельного упоминания заслуживает также южный миф о «преданном слуге», в котором сильно приукрашивались отношения между рабами и их хозяевами. Например, в литературных произведениях американского Юга, согласно данному мифу, рабовладельцы изображались заботливыми хозяевам, а их отношение к рабам – как к неразумным существам, которых нужно постоянно направлять и контролировать в их жизни и работе. Этот миф имеет большое значение при исследовании особенностей южной североамериканской культуры, так как в течение всего времени её существования, данная мифологема подвергалась «ироничному трансформированию и пародированию, тем не менее оставалась одной из наиболее распространенных в американской литературе» [3], при этом нисколько не соответствуя реальным историческим фактам наличия проблемы жесткой расовой сегрегации, несмотря на отмену рабства после Гражданской войны.    

Значительную роль для культуры американского Юга имела Гражданская война 1861-1865 годов. Именно тогда в сознании и культуре южан происходит временное разделение Юга на «Старый» и «Новый», появляется сожаление в связи с уничтожением «Старого» Юга, а также зарождается новая мифологема – мифологема «проигранного дела» (lostcase), которая «оказала важнейшее формирующее влияние на специфическую южную самоидентификацию с сопровождающими ее идеологемами, ценностями, мифами, стереотипами» [2].

Нужно отметить, что культуре американского Юга свойственна насыщенность мифологизированными образами, взглядами о своей исторической уникальности. Эти мифологизированные элементы претерпевали трансформацию, менялись в контексте текучести времени и исторических событий. Но примере этих элементов, на их своеобразном системном построении можно увидеть то, как конкретная культура не только становится уникальной в силу наличия собственной мифологической системы представлений, но в то же время становится замкнутой на самой себе, закрытой от всего нового, сосредоточенной на поддержании своей мифологизированной смысловой архитектуры, которая зачастую начинает расходиться с историческими фактами.

Список литературы

  1. Алентьева Т.В. Причины Гражданской войны (1861-1865) в новейшей американской историографии// «Новая и новейшая история», № 5. – М., 2007. – С. 66-79.
  2. Анцыферова О.Ю. «Южный миф» и роман Донны Тартт «Маленький друг» // Филология и культура. – 2015. № 2 (40). – C. 165-169.
  3. Кадомцева С.Ю. История верного слуги в контексте американского южного мифа на материале романа А. Тейта «Отцы» // Филология и культура. – 2011. №2 (24).
  4. Переяшкин В.В. Творчество американских писателей второй половины XX века в контексте южной литературной традиции (На материале произведений К. Маккаллерс, У. Стайрона, К. Маккарти, Л. Смит): автореферат диссертации на соискание учён. степени доктора филологических наук// Переяшкин Владислав Владимирович; Пятигорский государственный лингвистический ун.-т. – М., 2010. – 44 с.
  5. Савченко А.Л. Интерпретация «южного мифа» в романе М. Митчелл «Унесенные ветром» // Журнал «Филология и культура», №2 (40). – М., 2015. – с. 236-239.
  6. Супоницкая И.М. Американский Юг в романе М. Митчелл «Унесенные ветром»» (Наблюдения историка) // Проблемы американистики. Вып. 8. Консерватизм в США: прошлое и настоящее. / Под ред. В.Ф. Язькова. – Изд-во Моск. ун-та Москва, 1990. – С. 36-45.
  7. Тлостанова М.В. Литература Старого Юга. У.Г. Симмс. Дж.П. Кеннеди // История литературы США / редкол.: Я. Н. Засурский (гл. ред. изд.), А. М. Зверева (отв. ред. 2-го т.); РАН. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – М., 1999. – Т. 2. – С. 320–347.

Интересная статья? Поделись ей с другими: