УДК 070

Текущая ситуация с медиаграмотностью пользователей интернета в перспективе новых медиа в КНР

Янь Яогуан – магистр Казанскoго (Приволжского) федерального университета

Аннотация: С бурным развитием новых медиатехнологий расширение возможностей технологий и открытость интерактивных платформ продолжают расширяться, позволяя все большему количеству аудитории иметь микрофоны. Однако по мере того как число пользователей Интернета растет год от года, участие аудитории в процессе коммуникативной деятельности продолжает увеличиваться, а основная масса производства информационного контента переместилась от коммуникатора к самой аудитории, что ставит перед медиаграмотностью пользователей Интернета новые задачи, а также требует от нас серьезного изучения развития медиаграмотности пользователей Интернета и существующих проблем, а также найти путь к повышению медиаграмотности пользователей Интернета.

Ключевые слова: медиаграмотность, интернет-пользователи, новые медиа, текущая ситуация, КНР.

Медиаграмотность – это качество и уровень подготовки населения к знакомству со средствами массовой информации, их пониманию и использованию. В основном она включает три звена: контакт со СМИ как средство получения информации; понимание СМИ, не всестороннее усвоение, а избирательное принятие информации; использование и власть СМИ для выражения собственного мнения [1, c. 195-196]. В последние годы, наряду с бурным развитием Интернет-технологий в КНР, сетевая информация постепенно проникает во все сферы нашей жизни, и многие люди уже не могут жить без Интернета. В то же время важность медиаграмотности очевидна как в теории, так и на практике. Заметим, что в России медиаобразование и осмысление проблем медиаграмотности имеют давнюю традицию [2, c. 191], однако в Китае в связи с быстрым развитием новых медиа образование в области медиаграмотности пока не догнало их, поэтому исследование текущего состояния развития медиаграмотности в Китае представляется актуальной необходимостью.

В современную эпоху сетевой коммуникации новые медиа изменили способ эмоциональной передачи и приема аудитории в открытом и интерактивном режиме, а возможность расширения технологических возможностей в этой коммуникационной среде привела к появлению некоторых новых черт и в коммуникационной экологии медиакультуры. В условиях новой сетевой коммуникационной экологии детерминизм технологий приводит к тому, что в процессе участия в сетевой жизни нетизены будут лишены некоторой рациональности, так что традиционная медиаграмотность сталкивается с новыми вызовами.

В сложном сетевом обществе появление новых медиа нарушает традиционный способ коммуникации, благодаря чему СМИ достигают коммуникации в режиме реального времени, и в то же время в сети появляется большое количество слухов и сплетен, кибернасилия и киберпреступлений, ложных новостей и других проблем. В таких условиях важнейшими вопросами, связанными с медиаграмотностью, становятся понимание средств массовой коммуникации, правильное понимание смысла понятия "медиаграмотность", разумный отбор информации, умение различать достоверность сетевой информации и максимально эффективно использовать медиаресурсы для постоянного самосовершенствования.

Слово «грамотность» давно уже предполагает нечто большее, нежели просто традиционные навыки счета, чтения и письма. Современному человеку необходимо «понимать функции медиа и других поставщиков информации (например, библиотек, в которых медиа ресурсом являются книги), уметь искать, оценивать, использовать и создавать информацию для достижения личных, общественных, профессиональных и образовательных целей» [3, c. 9].

В 1992 г. Исследовательский центр медиаграмотности США дал следующее определение медиаграмотности: медиаграмотность - это способность выбирать, задавать вопросы, понимать, оценивать, создавать и производить информацию, а также способность проницательно реагировать, когда общество сталкивается с разнообразной информацией в различных СМИ [4, c. 9]. В целом, медиаграмотность означает способность делать разумный выбор и пользоваться богатыми ресурсами СМИ. В целом под так называемой медиаграмотностью понимается способность людей делать разумный выбор среди множества сложной информации, распространяемой СМИ, оценивать достоверность информации, пользоваться богатыми ресурсами, предоставляемыми СМИ, и в полной мере использовать медиаресурсы. Это способствует повышению качества личности, позитивному и здоровому развитию всего общества.

В международной практике медиаграмотность подразделяется на три аспекта: осведомленность о СМИ, обработка информации и участие в СМИ. Среди них медиаинформированность находится на уровне знаний, которые также являются основой медиаграмотности. На основе собственного реального опыта и практических результатов люди могут получить соответствующие знания, которые являются не только базовой способностью квалифицированного пользователя Интернета, но и способствуют повышению их собственной медиаграмотности; медиаучастие как прикладной уровень рассматривается как ключ к медиаграмотности, которая поднимается от простого познания к субъективной практике, поэтому по сравнению с медиапознанием медиаучастие позволяет людям проявлять инициативу в создании нового вещи.

В настоящее время значительно изменились и каналы медиаучастия, с развитием сетевого общества появилась более открытая общественная среда и платформа, что позволяет людям широко участвовать и свободно выражать свои мысли без ограничения времени и места; роль обработки информации как уровня понимания в медиаграмотности очевидна. Благодаря свободе и открытости сетевой среды люди могут легко получить доступ к самой разнообразной информации, однако границы между хорошей и плохой информацией постепенно размываются. Поэтому для широкой аудитории, подвергающейся воздействию информации, важнейшим содержанием медиаграмотности становится то, как рационально оценивать, хороша ли информация или плоха, как улучшить свою способность к дискриминации и как эффективно использовать информацию - эти способы обработки и обращения с ней.

Текущая ситуация с Интернетом в условиях отсутствия медиаграмотности

Согласно 51-му статистическому отчету о развитии Интернета в Китае, по состоянию на декабрь 2022 г. число китайских пользователей Интернета достигло 1,067 млрд. человек, что на 35,49 млн. больше, чем в декабре 2021 г., а уровень проникновения Интернета достиг 75,6%; число пользователей Интернета с мобильных телефонов в Китае достигло 1,065 млрд. человек, составив 99,8% от общего числа пользователей Интернета [4]. Несмотря на то что уровень проникновения Интернета растет, такие проблемы, как насилие в сети, избыточность информации и распространение ложных сведений, в последние годы встречаются все еще часто. Это говорит о том, что подверженность многих проблем Интернета является отражением недостатка средств массовой информации у пользователей Интернета. Приток в сеть большого количества информации также привел к появлению всевозможной ложной информации. Несмотря на появление новых средств коммуникации, нельзя игнорировать и новые обязанности, которые необходимо взять на себя, иначе это будет опасно для общества. Как утверждал французский философ Руссо, полная свобода человека - это ограничение и рабство по отношению к другому. Когда аудитория передает информацию и выражает мнение в сетевом обществе, она перешла из личного пространства в публичное и должна взять на себя ответственность за соответствующую медиакоммуникацию [5, с.87-88].

Недостаточное внимание к обучению медиаграмотности

В современном обществе, где постоянно развиваются новые медийные технологии, мы должны поставить качественное медиаобразование на важное место в системе образования и постоянно укреплять фундамент медиаграмотности, чтобы повысить общий уровень медиаграмотности нации. Именно из-за недостаточного внимания к обучению медиаграмотности все больше и больше людей подвергаются кибернасилию, даже если в новостях нет четкой информации о правильном и неправильном, это окажет значительное влияние на общественное мнение всей сети. Медиа - это продолжение людей и отражение их потребностей, а стремительное развитие социальных сетей меняет жизнь людей. Качество медиаконтента напрямую влияет на степень усвоения информации и формирование ценностей и мировоззрения пользователей Интернета. Позитивный медиаконтент может принести пользователям Интернета много пользы и помочь им приобрести правильные ценности и мировоззрение, а негативный медиаконтент, такой,  как клевета, оскорбления и кибернасилие, повлияет на стандарты оценки добра и зла, а также на общее качество пользователей Интернета.

Отклонение общественных социальных ценностей

В эпоху бурного развития средств массовой информации общественность является одновременно и получателем, и издателем информации, она распространяет все виды информации и одновременно получает все виды информации. Благодаря развитию и применению технологий СМИ население может распространять и получать информацию свободно, без ограничения времени и места, поэтому собственное познание населения играет важную роль в процессе распространения информации, а его отбор информации косвенно определяет ее качество. В условиях бурного развития экономики материальные желания людей в значительной степени удовлетворены, однако духовный мир демонстрирует весьма скудное состояние. В сетевых СМИ распространены такие явления, как поклонение золоту и пошлые развлечения. Все больше фильмов, рекламных текстов телесериалов и т.д. используют пошлость, чтобы привлечь внимание публики и завоевать ее. В сочетании с неравномерной структурой знаний сетевых пользователей некоторые принципиальные вопросы правильного и неправильного, добра и зла также постепенно воспринимаются обществом как само собой разумеющиеся, а ценности гармоничного общества постепенно уходят в небытие.

Неспособность аудитория рационально анализировать информацию

Изменения в медиакультуре привели к тому, что каждый человек может иметь микрофон и стать своим "пресс-секретарем". Однако в эпоху чрезмерной свободы слова из-за низкого уровня медиаграмотности пользователей Интернета они не могут распознать истинность информации и, высказывая свое мнение о внешнем мире, полагаются только на собственное восприятие и уровень знаний. Перед лицом Интернет-слухов люди должны сохранять рациональный и ясный ум и думать о последствиях своих действий, а не действовать агрессивно, опираясь на свои ограниченные знания. В новой медиа среде, помимо таких характеристик, как большое количество пользователей Интернета, свобода публичного выражения мнений и быстрая скорость распространения информации, действует механизм диффузии и усиления. В условиях накала общественного мнения некоторые люди, руководствуясь скрытыми мотивами, используют большое количество пользователей Интернета для распространения подстрекательских высказываний и негативных мнений, сокрытия и искажения истины, склонения все большего числа людей к вере в созданную "правду", что приводит к постепенному исчезновению рациональности.

СМИ как "четвертая власть" должны действовать в интересах народа, доносить до аудитории точную, полную и своевременную информацию, объективно, справедливо и ответственно сообщать каждую новость, правильно формировать общественное мнение.

Пользователи Интернета должны также глубоко понимать сущностные характеристики распространения новостей, учиться отсеивать сетевую информацию, совершенствовать умение отличать правильное от неправильного, находить полезную информацию, которая им действительно нужна, и не быть мелким сбродом. Кроме того, необходимо обладать способностью к самостоятельному мышлению, уметь собирать информацию из разных источников и всегда сохранять ясный ум. Нетизены также должны повышать уровень нравственности и правосознания при использовании сети, при осуществлении своих прав одновременно должны также выполнять соответствующие обязанности и ответственность, сознательно оберегать частную жизнь и законные права и интересы других людей, сознательно соблюдать соответствующие законы и правила общественной безопасности сети, в рамках закона осуществлять собственные права и интересы и не наносить ущерб законным правам и интересам других людей.

В перспективе новых медиа, когда нетизены являются основной частью Интернета, повышение медиаграмотности является новым требованием, выдвинутым временем, только для того, чтобы укрепить нетизенов в сети, способных просматривать и читать информацию, рационально мыслить и сознательно принимать образование медиаграмотности, улучшая при этом личное нравственное воспитание, чтобы лучше способствовать здоровому развитию новых медиа, и побудить нетизенов к лучшему самосовершенствованию, и создать зеленое и незагрязненное киберпространство.

Список литературы

  1. Луо Цзя, Ян Сяобо. Исследование текущей ситуации с медиаграмотностью студентов колледжей в Интернете и меры противодействия. // Газетная индустрия Китая, 2012; № 10: С. 195-196.
  2. Уилсон К., Гриззл А., Туазон Р. И др. Медийная и информационная грамотность. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2012. С. 191. URL: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/ files/3214706.pdf.
  3. Туоминен С., Котилайнен С., Лундвалл А. и др. Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2012. С. 9. URL: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214708.pdf.
  4. Пэн Лань. Три вида медиаграмотности и их взаимосвязь в эпоху социальных медиа. // Журнал Шанхайского педагогического университета: Сер.: Философия и социальные науки, 2013; № 42 (3): С. 9.
  5. Китайский информационный центр Интернет-сети. 51-й статистический отчет о развитии Интернета в Китае. Электронный ресурс, URL:. https://www.cnnic.net.cn/n4/2023/0303/c88-10757.html.
  6. Ли Сайкэ. Эффективность онлайн-мониторинга общественного мнения и недостаточная грамотность нетизенов. // Молодежный журналист, 2013; № 36: С. 87-88.

Интересная статья? Поделись ей с другими: