УДК 796
Интерес и формирование потребности студентов к занятиям физической культурой в процессе обучения в вузе
Сбитнева Оксана Анатольевна – старший преподаватель кафедры Физической культуры Пермского государственного аграрно-технологического университета.
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы формирования интереса и потребности к занятиям физической культурой. Раскрывается значимость физической культуры и спорта. Выявлены основные мотивы к занятиям физической культуры. Определены популярные виды двигательной активности студентов. Выявлено отношение студентов к теоретическим занятиям физической культуры, практическим занятиям по ЭДФКиС. Установлены факторы, повышающие интерес студентов к занятиям. Сделаны выводы. Даны рекомендации.
Ключевые слова: интерес, потребность, мотивация, физическая культура и спорт, двигательная активность, физическая подготовленность.
В настоящее время при организации учебного процесса особое значение имеет научно и методически обоснованное применение основ физической культуры и спорта. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении неотъемлемая часть формирования общей профессиональной культуры современного специалиста [1]. С особенностями обучения студентов в высших учебных заведениях становится все более актуальным оздоровление студентов, развитие и совершенствование основных физических качеств, повышение уровня физической подготовленности, работоспособности. Сохранение здоровья будущих специалистов во время обучения в вузе во многом определяет эффективность их будущей профессиональной деятельности. Специалистами отмечается тесная взаимосвязь показателей здоровья с уровнем двигательной активности [2]. Формирование мотивации у студентов к спортивной деятельности, заинтересованности к занятиям физической культурой, потребности в регулярных занятиях и совершенствовании физической формы с целью повышения общей работоспособности является важным аспектом для будущей профессиональной деятельности. Многогранный процесс организации интенсивной физкультурно-оздоровительной деятельности студентов должен быть направлен на осознание потребности в занятиях физической культуры и спорта, осмысление их психологических основ, развитие физических сил, укрепление здоровья, развитие волевых, нравственных качеств и умственных способностей, а также на соблюдение санитарно-гигиенических норм и привычек здорового образа жизни [3]. Для выявления интереса и потребности студентов к занятиям физической культуры был поставлен ряд задач: выявить посещаемость теоретических и практических занятий физической культуры; выявить популярные виды двигательной активности среди студентов; выявить факторы, повышающие интерес студентов к занятиям физической культуры; выявить мотивы к занятиям физической культуры; сделать вывод. В ходе исследования исследовании использовался метод опроса, анкетирования. В исследовании участвовало 38 человек в возрасте 18-20 лет, студенты Пермского государственного аграрно-технологического университета имени Д.Н. Прянишникова. В ходе исследования было выявлено, что посещаемость теоретических занятий в первом семестре выше – 84,2%, чем во втором семестре – 55,2%. Прослеживается снижение интереса к теоретическим основам физической культуры (Табл. 1).
Таблица 1. Посещаемость студентов теоретических занятий физической культуры.
№ Лекции |
Посещаемость (1 семестр) |
№ Лекции |
Посещаемость (2 семестр) |
№ 1 |
84,2% |
№ 6 |
52,6% |
№ 2 |
78,9% |
№ 7 |
47,3% |
№ 3 |
81,5% |
№ 8 |
36,8% |
№ 4 |
76,3% |
№ 9 |
55,2% |
№ 5 |
57,8% |
№ 10 |
44,7% |
В первом семестре посещаемость практических занятий по ЭДФКиС высокая – 89,4%, во втором семестре происходит спад физической активности. При анализе полученных данных было выявлено, что большинство студентов проявляют повышенный интерес к: фитнесу – 73,6%; силовым видам – 65,7%; спортивным играм – 52,6%. Наименьший интерес был проявлен к оздоровительному бегу – 42,1%, плаванию – 36,8%, катанию на коньках – 31,5%, катанию на лыжах – 26,3%, гимнастике – 21,0%, скандинавской ходьбе – 15,7% и единоборствам – 10,5%. Проведенный опрос показал, что 63,1% учащихся занимаются физической культурой вне учебных занятий в вузе. Кроме того, под руководством тренера интересно заниматься 68,4% респондентов, самостоятельно – 31,6%. Физической культурой в вузе нравится заниматься 60,5% студентов, 23,7% учащихся не проявляют интерес к занятиям, посещают занятия физической культуры из-за зачёта – 15,8% респондентов. На занятиях физической культуры в вузе студентов привлекает доступность спортивного инвентаря – 65,7%, продолжительность занятий – 63,1%, интерес содержания занятий – 52,6%, умеренная нагрузка – 47,3%, работа в команде – 44,7%, развитие физических качеств – 36,8%, общение с преподавателями – 34,2% (Табл. 2).
Таблица 2. Факторы, повышающие интерес к занятиям физической культуры.
Доступность спортивного инвентаря |
65,7% |
Продолжительность занятий |
63,1% |
Интерес содержания занятий |
52,6% |
Умеренная нагрузка |
47,3% |
Работа в команде |
44,7% |
Развитие физических качеств |
36,8% |
Общение с преподавателями |
34,2% |
В рамках эксперимента были выявлены мотивы к занятиям физической культуры. Желание иметь хорошую спортивную форму – 36,8%, желание улучшить своё здоровье – 34,2%, потребность в самосовершенствовании – 31,5%, желание добиться спортивных успехов – 28,9%, потребность в общении – 26,3%, желание заниматься любимым делом – 23,6%, потребность сдать контрольные нормативы – 21,0%, потребность в физической подготовке для профессиональной деятельности – 18,4%, познания своих способностей – 15,7% (Табл. 3).
Таблица 3. Мотивы к занятиям физической культуры.
Желание иметь хорошую спортивную форму |
36,8% |
Желание улучшить своё здоровье |
34,2% |
Потребность в самосовершенствовании |
31,5% |
Желание добиться спортивных успехов |
28,9% |
Потребность в общении |
26,3% |
Желание заниматься любимым делом |
23,6% |
Потребность сдать контрольные нормативы |
21,0% |
Потребность в физической подготовке для профессиональной деятельности |
18,4% |
Познания своих способностей |
15,7% |
Кроме того, в ходе исследования выявлено, что студенты проявляют интерес к различным видам деятельности при посещении спортивных мероприятий в качестве болельщиков, судей, тренеров-инструкторов, волонтёров и участников соревнований. Многие студенты уделяют время просмотру спортивных передач, фильмов, интересуются спортивными новостями, просматривая интернет-сайты и другие средства массовой информации. В досуге студентов физическая культура и спорт занимает ведущее место.
В результате проведённого исследования было установлено, что большинство студентов, посещают теоретические занятия в первом семестре, во втором семестре отмечено снижение интереса к лекционным занятиям. Студенты недооценивают значимость теоретических основ физической культуры. Зафиксирована высокая посещаемость практических занятий по ЭДФКиС в первом семестре, выявлен спад физической активности во втором семестре. Результаты анкетирования позволяют проследить отрицательную динамику. Для положительной динамики студентам необходимо повысить интерес к занятиям физической культуры посредством приобретения и осмысления знаний в области физической культуры. Мотивационно-ценностная ориентированность студентов на положительное отношение к физической культуре в различных сферах жизнедеятельности отображает сформированную потребность в ней, систему знаний и убеждений, направленных на познавательную и практическую деятельность [4]. Формирование интереса, потребности, мотивационно-ценностного отношения к занятиям физической культуры способствует достижению готовности студентов к успешной профессиональной деятельности.
Список литературы
- Колокольцев М.М. Сравнительная характеристика физического развития и физической подготовленности студенток технического вуза Прибайкалья в условиях поликультурной образовательной среды/ М.М. Колокольцев, Р.А. Амбарцумян// Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. №10 (81). С. 399-404.
- Лопатина А.Б. Состояние здоровья студентов// Международный научно – исследовательский журнал.- 2017.- №01 (55) часть 3. С. 41-42.
- Клетнева А.А., Давыдова С.А., Чуенко О.А. Влияние занятий физической культуры на мотивационную сферу личности студентов// Современное образование, физическая культура, спорт и туризм: Мат. 3-й региональной межвуз. науч.-практ. конф. Г.Сочи, 27-30 ноября 2012 г./ Под общ.ред. д.п.н., проф. В.Ю. Карпова.- Сочи: РИЦ СГУ, 2012.- 43-44.
- Дворкин Л.С. Физическое воспитание студентов [Текст]: учебное пособие/ Л.С. Дворкин, К.Д. Чермит, О.Ю. Давыдов.- М.: Феникс, 2008.- 700с.