УДК 796

Интерес и формирование потребности студентов к занятиям физической культурой в процессе обучения в вузе

Сбитнева Оксана Анатольевна – старший преподаватель кафедры Физической культуры Пермского государственного аграрно-технологического университета.

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы формирования интереса и потребности к занятиям физической культурой. Раскрывается значимость физической культуры и спорта. Выявлены основные мотивы к занятиям физической культуры. Определены популярные виды двигательной активности студентов. Выявлено отношение студентов к теоретическим занятиям физической культуры, практическим занятиям по ЭДФКиС. Установлены факторы, повышающие интерес студентов к занятиям. Сделаны выводы. Даны рекомендации.

Ключевые слова: интерес, потребность, мотивация, физическая культура и спорт, двигательная активность, физическая подготовленность.

В настоящее время при организации учебного процесса особое значение имеет научно и методически обоснованное применение основ физической культуры и спорта. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении неотъемлемая часть формирования общей профессиональной культуры современного специалиста [1]. С особенностями обучения студентов в высших учебных заведениях становится все более актуальным оздоровление студентов, развитие и совершенствование основных физических качеств, повышение уровня физической подготовленности, работоспособности. Сохранение здоровья будущих специалистов во время обучения в вузе во многом определяет эффективность их будущей профессиональной деятельности. Специалистами отмечается тесная взаимосвязь показателей здоровья с уровнем двигательной активности [2]. Формирование мотивации у студентов к спортивной деятельности, заинтересованности к занятиям физической культурой, потребности в регулярных занятиях и совершенствовании физической формы с целью повышения общей работоспособности является важным аспектом для будущей профессиональной деятельности. Многогранный процесс организации интенсивной физкультурно-оздоровительной деятельности студентов должен быть направлен на осознание потребности в занятиях физической культуры и спорта, осмысление их психологических основ, развитие физических сил, укрепление здоровья, развитие волевых, нравственных качеств и умственных способностей, а также на соблюдение санитарно-гигиенических норм и привычек здорового образа жизни [3]. Для выявления интереса и потребности студентов к занятиям физической культуры был поставлен ряд задач: выявить посещаемость теоретических и практических занятий физической культуры; выявить популярные виды двигательной активности среди студентов; выявить факторы, повышающие интерес студентов к занятиям физической культуры; выявить мотивы к занятиям физической культуры; сделать вывод. В ходе исследования исследовании использовался метод опроса, анкетирования. В исследовании участвовало 38 человек в возрасте 18-20 лет, студенты Пермского государственного аграрно-технологического университета имени Д.Н. Прянишникова. В ходе исследования было выявлено, что посещаемость теоретических занятий в первом семестре выше – 84,2%, чем во втором семестре – 55,2%. Прослеживается снижение интереса к теоретическим основам физической культуры (Табл. 1). 

Таблица 1. Посещаемость студентов теоретических занятий физической культуры.

№ Лекции

Посещаемость

 (1 семестр)

№ Лекции

Посещаемость

 (2 семестр)

№ 1

84,2%

№ 6

52,6%

№ 2

78,9%

№ 7

47,3%

№ 3

81,5%

№ 8

36,8%

№ 4

76,3%

№ 9

55,2%

№ 5

57,8%

№ 10

44,7%

В первом семестре посещаемость практических занятий по ЭДФКиС высокая – 89,4%, во втором семестре происходит спад физической активности. При анализе полученных данных было выявлено, что большинство студентов проявляют повышенный интерес к: фитнесу – 73,6%; силовым видам – 65,7%; спортивным играм – 52,6%. Наименьший интерес был проявлен к оздоровительному бегу – 42,1%, плаванию – 36,8%, катанию на коньках – 31,5%, катанию на лыжах – 26,3%, гимнастике – 21,0%, скандинавской ходьбе – 15,7% и единоборствам – 10,5%. Проведенный опрос показал, что 63,1% учащихся занимаются физической культурой вне учебных занятий в вузе. Кроме того, под руководством тренера интересно заниматься 68,4% респондентов, самостоятельно – 31,6%. Физической культурой в вузе нравится заниматься 60,5% студентов, 23,7% учащихся не проявляют интерес к занятиям, посещают занятия физической культуры из-за зачёта – 15,8% респондентов. На занятиях физической культуры в вузе студентов привлекает доступность спортивного инвентаря – 65,7%, продолжительность занятий – 63,1%, интерес содержания занятий – 52,6%, умеренная нагрузка – 47,3%, работа в команде – 44,7%, развитие физических качеств – 36,8%, общение с преподавателями – 34,2% (Табл. 2).

Таблица 2. Факторы, повышающие интерес к занятиям физической культуры.

Доступность спортивного инвентаря

65,7%

Продолжительность занятий

63,1%

Интерес содержания занятий

52,6%

Умеренная нагрузка

47,3%

Работа в команде

44,7%

Развитие физических качеств

36,8%

Общение с преподавателями

34,2%

В рамках эксперимента были выявлены мотивы к занятиям физической культуры. Желание иметь хорошую спортивную форму – 36,8%, желание улучшить своё здоровье – 34,2%, потребность в самосовершенствовании – 31,5%, желание добиться спортивных успехов – 28,9%, потребность в общении – 26,3%, желание заниматься любимым делом – 23,6%, потребность сдать контрольные нормативы – 21,0%, потребность в физической подготовке для профессиональной деятельности – 18,4%, познания своих способностей – 15,7% (Табл. 3).

Таблица 3. Мотивы к занятиям физической культуры.

Желание иметь хорошую спортивную форму

36,8%

Желание улучшить своё здоровье

34,2%

Потребность в самосовершенствовании

31,5%

Желание добиться спортивных успехов

28,9%

Потребность в общении

26,3%

Желание заниматься любимым делом

23,6%

Потребность сдать контрольные нормативы

21,0%

Потребность в физической подготовке для профессиональной деятельности

18,4%

Познания своих способностей

15,7%

Кроме того, в ходе исследования выявлено, что студенты проявляют интерес к различным видам деятельности при посещении спортивных мероприятий в качестве болельщиков, судей, тренеров-инструкторов, волонтёров и участников соревнований. Многие студенты уделяют время просмотру спортивных передач, фильмов, интересуются спортивными новостями, просматривая интернет-сайты и другие средства массовой информации. В досуге студентов физическая культура и спорт занимает ведущее место.

В результате проведённого исследования было установлено, что большинство студентов, посещают теоретические занятия в первом семестре, во втором семестре отмечено снижение интереса к лекционным занятиям. Студенты недооценивают значимость теоретических основ физической культуры. Зафиксирована высокая посещаемость практических занятий по ЭДФКиС в первом семестре, выявлен спад физической активности во втором семестре. Результаты анкетирования позволяют проследить отрицательную динамику. Для положительной динамики студентам необходимо повысить интерес к занятиям физической культуры посредством приобретения и осмысления знаний в области физической культуры. Мотивационно-ценностная ориентированность студентов на положительное отношение к физической культуре в различных сферах жизнедеятельности отображает сформированную потребность в ней, систему знаний и убеждений, направленных на познавательную и практическую деятельность [4]. Формирование интереса, потребности, мотивационно-ценностного отношения к занятиям физической культуры способствует достижению готовности студентов к успешной профессиональной деятельности.

Список литературы

  1. Колокольцев М.М. Сравнительная характеристика физического развития и физической подготовленности студенток технического вуза Прибайкалья в условиях поликультурной образовательной среды/ М.М. Колокольцев, Р.А. Амбарцумян// Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. №10 (81). С. 399-404.
  2. Лопатина А.Б. Состояние здоровья студентов// Международный научно – исследовательский журнал.- 2017.- №01 (55) часть 3. С. 41-42.
  3. Клетнева А.А., Давыдова С.А., Чуенко О.А. Влияние занятий физической культуры на мотивационную сферу личности студентов// Современное образование, физическая культура, спорт и туризм: Мат. 3-й региональной межвуз. науч.-практ. конф. Г.Сочи, 27-30 ноября 2012 г./ Под общ.ред. д.п.н., проф. В.Ю. Карпова.- Сочи: РИЦ СГУ, 2012.- 43-44.
  4. Дворкин Л.С. Физическое воспитание студентов [Текст]: учебное пособие/ Л.С. Дворкин, К.Д. Чермит, О.Ю. Давыдов.- М.: Феникс, 2008.- 700с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: