УДК 177.61+177.62

Служебный роман: философский дискурс

Ковыршина Светлана Викторовна – кандидат философских наук, доцент кафедры Гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин Кузбасского института Федеральной службы исполнения наказания

Аннотация: В статье анализируется феномен служебного романа сквозь призму философского дискурса. Отмечается, что до сегодняшнего дня данное явление не получило всестороннего исследования, а является предметом внимания преимущественно социологов либо журналистов. При этом существует огромное количество вопросов, которые требуют осмысления не только психологического характера, но и философского. Автор, в рамках аксиологической составляющей, предпринимает попытку обозначить уровень сущего и должного в отношениях сослуживцев. Резюмируется, что в современном мире появляется возможность анализировать новую онтологическую структуру: служебный роман.

Ключевые слова: служебный роман, причины, цели, ценность, границы дозволенного.

Гендерный дисбаланс – явление далеко не новое. Его причины лежат не только в проблеме социального неравенства, но и в разных онтологических (женских и мужских) картинах мира.

Анализируя процесс личностного становления, мы употребляем такие характеристики как «жизненная история», «личность как проект», «скриптизация бытия» и др. И практически каждая жизненная история представляет собой определенный инвариант - образец биографии, связанный с формированием ближайшего окружения, с расстановкой акцентов в процессе социального взаимодействия.

Так как большую часть своего времени мы проводим на работе, то траектории выстраивания взаимоотношений с коллегами становятся важными и значимыми. Формирование этики служебных отношений – процесс динамичный, двойственный, постоянно обновляющийся. Тот факт, что человек, в процессе карьерного роста использует служебные связи, говорит о возможности появления служебного романа.

Актуальность исследования вопроса о том, когда и как рождается феномен служебного романа, связана с тем, что до сегодняшнего дня не существует какого-нибудь всестороннего и объективного исследования по данной проблеме. Проблеме служебных отношений уделяли внимание отечественные исследователи Ю.Ю. Петрунин [5], Т.О. Плакасов [4], Д.Д. Когель [3], А.М. Рикель и др. Из зарубежных - необходимо отметить Дэвида Г. Джавича,  Шанталь Готье, Джеффри Мозеса и др. При этом большинство исследований носят прикладной, журналистский или социологический характер. Необходимо отметить то обстоятельство, что представления о данном феномене в отечественной традиции отличаются от зарубежной. Во - вторых, сложно обозначить временные рамки появления данного феномена. Нам из истории известен институт фаворитизма. Но можно ли его считать предтечей служебного романа – вопрос для дальнейших исследований. В - третьих, закрытость и интимность сферы личных отношений не позволяют выявить степень искренности (в данном случае истинности) исследуемого материала. В – четвертых, собственно приемлемость как норму (либо отклонение) самого явления в этике. И так далее, вопросов больше, чем ответов.

Цель нашего исследования – рассмотреть служебный роман сквозь призму философского дискурса.

В обыденном представлении служебный роман - это любые любовно-романтические отношения между сотрудниками на работе. Если говорить об причинах или условиях, приведших к служебному роману, то здесь возможно обозначить следующее: возраст, общие интересы как личностные, так и профессиональные, совместная работа над одним делом, одиночество, неурядицы в быту либо недопонимание в семье, командировка (может и не одна), желание новых ощущений. 

Цели, преследуемые сторонами в служебном романе, могут быть различны: меркантильные (желание карьерного роста, личного благоустройства, служебный подлог), личностные (для поднятия самооценки, «насолить» коллегам, отомстить коллегам, самоутвердиться, развлечься).

Еще Сократ указывал на то обстоятельство, что счастье человека связано с внешними благами [2, с. 198]. Но всегда ли это так, способны ли духовные качества людей гарантировать достижение блаженства? И если – да, то закономерно возникает вопрос о содержании качеств и способе их достижения. Для современных гедонистов – это оправдание их нравственной позиции, а для большинства современных людей – жизненный ориентир. В обыденном представлении, достижение материального блага служит средством избавления от страдания и трагизма человеческой жизни.

Служебный роман - явление многогранное, и нам представляется возможным проанализировать его и в аксиологической плоскости.

Опираясь на субъективистские представления о ценностной парадигме, мы акцентируем внимание на том, в каком начале душевной деятельности ценностное отношение преимущественно локализуется – в желаниях и потребностях субъекта или в особых переживаниях его внутреннего чувства. Первую из этих позиций отстаивал Хр. фон Эренфельс, согласно которому ценность вещи есть ее желательность. С такой позиции ценность есть отношение между объектом и субъектом, которое выражает тот факт, что субъект желает объект, а величина ценности пропорциональна желательности. [1, с. 4] Что же касается возможности возникновения желания, она существует в том случае, если как можно более наглядное, живое, полное представление о бытии объекта обусловливает состояние удовольствия, более высоко лежащее на шкале (удовольствие – неудовольствие), чем представление о небытии объекта. М. Рейшле развил определение Эренфельса до положения, что ценность можно приписать тому объекту, о котором складывается убеждение в том, что его наличие обеспечивает удовлетворенность моему целостному «я» и предпочтительнее для меня, чем его отсутствие. [1, с. 4]

Служебный роман – это, на наш взгляд, соединение обеих позиций. Но на первоначальном этапе доминируют желания и потребности, а на втором (разрыв или брак) – переживания.

В какой степени служебный роман является необходимым? Как правило, очень часто необходимость проявляется в желании улучшить материальное положение, найти состоятельного спутника жизни, опять же за его счет улучшить материальное положение, «утереть нос» родственникам, знакомым, друзьям и опять же – улучшить свое благосостояние. Т.е. ценность романа одна – материальная. Такие цели ставят перед собой представители разных слоев, в большинстве своем не имеющих четких нравственных установок, не умеющих определять объем добра и зла, пользы и вреда и т.д. Неумение различать указывает и границы дозволенного: насколько мне, как сотруднику /подчиненному/ начальнику позволяют моральные установки воспользоваться рабочими отношениями? Однообразная и монотонная работа выступает наиболее благоприятной средой для возникновения романтических отношений: для внесения разнообразия в унылые будни и привнесения интригующих моментов, быть в радостно – эмоциональном состоянии.

Вопрос о том, обладает ли служебный роман какой либо внутренней ценностью возвращает нас снова к вопросу о необходимости. Внешнее благополучие (квартира, машина, доход) как материальный результат служебного романа – это лишь последствия внутренней, нравственной составляющей отношений. Носителями внутренней ценности являются как раз люди, которую придают определенную степень значимости внешним проявлениям: кому – то достаточно букета цветов, кому – то улучшения жилищных условий и т.п. Данный аспект указывает на соотношения мнимых и истинных ценностей. Ложны ли ценности таких служебных отношений?

Результатом отношений, сложившихся между двумя одинокими коллегами (по горизонтали), будет либо создание семьи, либо прекращение этих отношений.

Ситуация может развернуться и по-другому, когда кто-то один имеет семью, а, возможно, обе стороны имеют семьи. Вопрос отношений приобретает нравственный характер. Предательство, попытки оправдать себя тем, что я имею право, ничто человеческое мне не чуждо, вторая половина меня не понимает и т.п. достаточно психологически сложная тема.

Таким образом, мы видим формирование новой инвариантой онтологической структуры: служебный роман, внутренней сущностью которого является нравственность человека.

Список литературы

  1. Барышков В.П. Аксиология. Саратов: Издательский центр «Наука», 2009.
  2. Васильев В.А. Античные философы о проблеме блага. Вестник московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. № 7 (798). С. 197-207.
  3. Когель Д.Д., Рикель А.М. Представления о взаимосвязи успешности карьеры и романтических отношений. Национальный психологический журнал. 2015. № 1 (17). С 111-118.
  4. Петрунин Ю.Ю., Плакасов Т.О. Корпоративная социальная ответственность в современной России: проблемы институционализации. Вестник Московского университета. 2012. Сер. 21. № 1. С. 61-68.
  5. Петрунин Ю.Ю. Служебный роман в восприятии будущих управленцев. Вестник Московского университета. 2021. Сер. 21. № 3. С. 3-22.

Интересная статья? Поделись ей с другими: