УДК 82.091

Образ художника в новелле Э. Т. А. Гофмана «Кавалер глюк» и рассказе В. Ф. Одоевского «Русские ночи Opere del cavaliere Giambattista Piranesi»

Савельева Анастасия Борисовна – студентка Балашовского института (филиала) Саратовского государственного университета.

Аннотация: В данной статье подвергается анализу особенности изображения образа художника в рассказе В. Ф. Одоевского «Opere del cavaliere Giambattista Piranesi» и новелле Э.Т.А.Гофмана «Кавалер Глюк». В сопоставительном аспекте рассматриваются художественные образы композитора Кристофа Глюка у Э. Т. А. Гофмана и архитектора Баттиста Пиранези у В. Ф. Одоевского. Проанализированы особенности отношения героев-художников к искусству, специфика их таланта и взаимодействие с окружающим миром.

Ключевые слова: Э.Т.А.Гофман, В. Ф. Одоевский, Кавалер Глюк, Opere del cavaliere Giambattista Piranesi, образ художника.

Э.Т.А.Гофман является одним из наиболее значимых немецких писателей XIX века, чье творчество оказало сильное влияние на В. Ф. Одоевского. Очевидное влияние немецкого романтика в литературной судьбе Одоевского видели ещё современники русского писателя, а тема «Гофман и Одоевский» не раз осмыслялась отечественными литературоведами: «Одоевскому сопутствовала и сопутствует слава "русского Гофмана", и … в ряду русских "гофманистов" XIX века Одоевский наиболее близок немецкому писателю» [6]. Так, среди произведений В. Ф. Одоевского особое сближение можно отметить между рассказом «Opere del cavaliere Giambattista Piranesi» из романа «Русские ночи» и новеллой Э.Т.А.Гофмана «Кавалер Глюк».

В творчестве Гофмана тема искусства и личности художника занимает особое место, более того, она является одной из ключевых. Э.Т.А.Гофман не раз пытался её осмыслить, провести психологический анализ внутреннего мира художника, понять природу человеческого гения. Эти же темы находили отражение и в творчестве В. Ф. Одоевского. Но вдохновляясь творчеством Гофмана, В. Ф. Одоевский переосмыслил и переработал наследие немецкого писателя, создав самобытные образы, которые отражают специфику его творчества, что можно заметить при сравнительном анализе.

При анализе новеллы Э. Т. А. Гофмана «Кавалер Глюк» и рассказа В. Ф. Одоевского «Opere del cavaliere Giambattista Piranesi» наблюдается очевидное сходство фабулы этих произведений. В обоих произведениях рассказчик встречает некого чудака, который явно очень хорошо разбирается в своей сфере искусства, причем этот чудак чрезвычайно талантлив, в обоих произведениях этот чудак посвящает рассказчика в процесс рождения гения, говорит о муках создания своего творения. И в новелле Э. Т. А. Гофмана и в рассказе В. Ф. Одоевского чудак представляется гениальным творцом пошлого – композитором Кристофом Глюком у Э. Т. А. Гофмана и архитектором Джованни Баттиста Пиранези у В. Ф. Одоевского.

Новелла «Кавалер Глюк» является дебютной работой Э. Т. А. Гофмана. И уже здесь Гофман начинает поднимать одну из важнейших тем своего творчества – тему художника и искусства.

Рассуждая о природе музыкального таланта, Глюк говорит, что из всего множества музыкантов только единицы являются настоящими гениями: «Разве можно даже перечислить те пути, какими приходишь к сочинению музыки? Это широкая проезжая дорога, и все, кому не лень суетятся на ней … А между тем в царство грез проникают через врата из слоновой кости» [2]. Но как трудно композитору попасть в волшебный мир грез и вдохновения, также сложно композитору и вырваться из этого царства, и достигнув истины, вернуться в реальный мир вместе со своей музыкой. Истинный гений, по мнению Гофмана, имеет не просто иной взгляд на вещи, он понимает саму суть мира, ощущает гармонию и дисгармонию вселенной, видит взаимосвязи всего сущего: «Взгляните на солнце – оно трезвучие, из него, подобно звездам, сыплются аккорды и опутывают вас огненными нитями» [2]. Художник Гофмана через свое творчество соприкасается с «предвечным, неизреченным». Творение художника это отражение вселенской истины, порядка, продолжение божественного начала и отблеск ирреального мира в реальном. Так, искусство в творчестве Гофмана наделяется огромным значением.

Именно поэтому таинственного и чудаковатого незнакомца особенно сильно возмущает, когда обыватели-музыканты так небрежно играют творения Моцарта или вовсе переставляют местами партии в опере Глюка, нарушая не только задумку автора, но и саму гармонию мира: «я не вытерпел даже увертюры, которую отмахали престиссимо, без всякого толка и смысла» или «композитор всунул увертюру наобум, … точно пустую пьеску, как и где заблагорассудится?» [2]. Так, непонимание окружающими людьми значения искусства поднимает в новелле одну из главных проблем всего творчества Гофмана – проблему неразрешимости конфликта между художником и обществом. Раскрытие образа художника у Гофмана тесно переплетено с мистической составляющей в произведении. В конце новеллы читатель остается озадачен, кем же является этот чудаковатый ценитель музыки: сумасшедшим гением, возомнившим себя великим композитором Кристофом Глюком, или же самим призраком Глюка, который вынужден скитаться в нашем мире за то, что «открыл священное непосвященным». Данная двойственность не случайна – Глюк «как истинный художник не может найти места в реальном мире», его удел – «душевные скитания, острое ощущение иллюзорности мира, подчеркнутое одиночество», и поэтому «истинный художник в реальном мире существовать не может» [7]. По итогу в новелле развитие темы служения искусству «оказывается тесно связанным с мотивом частичного безумия» [4].

Тему художника и искусства поднимает в рассказе «Opere del cavaliere Giambattista Piranesi» и Одоевский, но, несмотря на общность фабулы с новеллой Гофмана, русский писатель расставляет иные акценты в своем произведении. Если Гофман делает акцент на гармонизирующем и созидающем начале искусства, видя и в искусстве, и в творце след божественного, то Одоевский выражает мысль о дисгармоничности бытия и показывает разрушающую силу искусства, причем разрушает искусство в первую очередь личность самого творца.

Архитектор Баттиста Пиранези проектирует величественные и колоссальные здания, которые невозможно построить в реальной жизни: «Вся трагедия Пиранези – это трагедия непонятой и бесполезной красоты. Сам Пиранези является символом этой красоты» [3]. Получается, что, если у Гофмана герой смог выбраться из мира грез, то герой Одоевского так и остался его пленником. Русский писатель, затрагивая те же темы и проблемы, что и Гофман, выбирает иной подход для их решения, заостряя внимание на теме безумия поэтической жизни в мечте. Так, Глюк страдает от небрежного отношения обывателей к искусству и непонимания окружающими всей важности искусства, в то время как на Пиранези давят его нереализованные проекты: «балансируя на границе мечты и реальности, он не показал миру свои настоящие архитектурные шедевры, предав свой талант ради бессмысленных и бесплотных фантазий» [1].

Причем, по сравнению с Гофманом, Одоевский уделяет особое внимание тем страданиям, которые испытывает художник при создании своего творения: «в каждом произведении, выходящем из головы художника, зарождается дух-мучитель; … Эти духи свойства злого: они любят жить, любят множиться и терзать своего творца за тесное жилище» [5]. Говоря о природе творчества, Глюк также описывает чудовищ, которые его пугали в царстве грёз. Однако Гофман не заостряет на них большое внимание, в то время как Одоевский делает это основной составляющей в образе Пиранези. Метафорой страданий архитектора становится его книга с эскизами тюрьмы и пыток, что подтверждает дисгармоничный характер творчества Пиранези: «Книга моих темниц содержит в себе изображение сотой доли того, что происходило в душе моей» [5]. Для Пиранези творчество – мука и страдание, и по итогу «гиперболизм беспредельного страдания творца приводит к гиперболизму жестокости, порождаемой отчаяньем» [8]. Фактически, уже не Пиранези хозяин своих творений, а его творения управляют им.

И Баттиста Пиранези,и Кристоф Глюк являются гениями в своем деле, однако природа их таланта качественно отличается. В основе таланта у героя Гофмана стоит соприкосновение с чем-то высшим, дарующим гармонию, в то время как в основе гения Пиранези беспочвенная мечта и тщеславие: «тщетно высматриваю, не подломилось ли где великолепное здание, на смех мне построенное моими соперниками» [5]. Кристоф Глюк морально выше, чем Пиранези. У Глюка нет зависти к другим, для него нет соперников. В то время как в образ своего героя В. Ф. Одоевский помимо мотива служения искусству примешивает ещё мотив зависти и нереализованных амбиций, что говорит о тщеславии чудака-архитектора: «я решился напечатать свои проекты, на стыд моим современникам и чтобы показать потомству, какого человека они не умели ценить» [5]. Это влияет и на причину их скитания. Глюк понимает свое скитание как плату за то, что открыл своей музыкой священное для непосвященных: «я же был обречен скитаться среди непосвященных, как дух, отторгнутый от тела» [2]. Баттиста Пиранези же блуждает в мире и принимает судьбу Агасфера. Для него бессмертие – это «возмездие за зло, в которое архитектор хотел ввергнуть мир» [8].

Таким образом, в ходе сравнительного анализа рассказа В. Ф. Одоевского и новеллы Э. Т. А. Гофмана можно увидеть не только сходство идей двух писателей, но и специфические черты их творческих манер. Так искусство у Гофмана носит в себе созидательное начало, в то время как у Одоевского оно более разрушительное.

Список литературы

  1. Беседина К. А. Мотив двоемирия в новеллах В. Ф. Одоевского («Opere del cavaliere Giambattista Piranesi», «Сильфида», «Косморама») // Филоlogos. 2022. № 1(52). С. 20-25.
  2. Гофман, Эрнст. Кавалер Глюк [Электронный ресурс] // Библиотека онлайн : литературный портал. URL: https://biblioteka-online.info/book/kavaler-glyuk/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F (дата обращения: 29.04.2023).
  3. Коптелева Г. Образ художника-творца в книге В. Ф. Одоевского «Русские ночи» // Актуальная классика : Материалы Вторых студенческих научных чтений, Москва, 26 апреля 2018 года. – Москва. Общество с ограниченной ответственностью Агентство «Литера». 2018. С. 151–156.
  4. Мельникова Л. А. Тема служения искусству в новеллах Э.Т.А. Гофмана "Советник Креспель" и В.Ф. Одоевского "Последний квартет Бетховена"// Дневник науки. 2021. № 7(55).
  5. Одоевский В. Ф. Русские ночи [Электронный ресурс] // Лань : электронно-библиотечная система. URL: https://e.lanbook.com/book/17389 (дата обращения: 06.10.2023).
  6. Федоров Ф. П. Гофман и Одоевский // Вестник МГПУ. 2007. №С. 124–135.
  7. Харитонова Л. М., Биданова А. А. «Записки покойника» М. Булгакова и «Кавалер Глюк» Э. Т. А. Гофмана: к вопросу о романтичской традиции изображения художника // Евразийский союз ученых. 2018. № 3-5(48). С. 67–69.
  8. Шумкова Т. Л. Проблема искусства в свете романтической иронии в романе В. Ф. Одоевского «Русские ночи» // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. 2008. № 4. С. 71–79.

Интересная статья? Поделись ей с другими: