УДК 005

Понятие и сущность управления сферой дополнительного образования на муниципальном уровне

Лысенкова Ксения Игоревна – магистрант направления подготовки “Государственное и муниципальное управление” Смоленского государственного университета.

Научный руководитель Беляева Екатерина Алексеевна – кандидат исторических наук, доцент Смоленского государственного университета.

Аннотация: В статье рассмотрены основные аспекты функционирования системы дополнительного образования детей на муниципальном уровне. Представлены различные подходы к определению понятия «дополнительное образование»: рассмотрены авторские трактовки вышеназванного понятия, отражена характеристика понятия, представленная в законодательстве. Описаны полномочия и задачи органов местного самоуправления в вопросах управления сферой дополнительного образования на муниципальном уровне.

Ключевые слова: управление сферой дополнительного образования, органы местного самоуправления, система дополнительного образования, образовательные услуги, муниципальные учреждения образования.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «дополнительное образование» определяется как составная часть общего образования, реализация которого осуществляется посредством внедрения дополнительных образовательных программ. Реализация вышеназванных программ способствует развитию и совершенствованию творческих способностей детей, формированию навыка самостоятельного принятия решений, умению анализировать, расширять представления об окружающем мире и приобретению новых знаний в различных областях [5].

В понятийном аппарате международной стандартной классификации Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) «дополнительное образование» раскрывается как неформальное образование, нацеленное на предоставление образовательных услуг конкретным лицом или организацией. Особенностью предоставления услуг в сфере дополнительного образования относится то, что данная форма образования является дополнительной или альтернативной формой получения образовательных услуг, позволяющей ребенку подбирать индивидуальную образовательную траекторию, позволяющую выбрать: программу, учебный план, пособие и ресурсы, исходя из собственных предпочтений и желаний, а также позволяет интегрировать различные инновационные методы и средства в образовательный процесс [2].

Ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гласит, что «дополнительное образование» – это «вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования» [5]. Несмотря на то, что термин «дополнительное образование», отраженный в вышепредставленном законе используется уже на протяжении более десяти лет, существует множество различных вариаций трактовки данного термина.

Так, например, А.К. Бруднова считает, что «дополнительное образование» – это создание условий, способствующих развитию каждого ребенка, успешной социализации и адаптации детей к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды, формирование и освоение культурных ценностей [7].

Дополнительное образование детей, по мнению В.П. Голованова, определяется как «организованный коммуникативный процесс, направленный на личностное становление и развитие ребенка, а также выявление его творческих способностей, повышение творческой активности и стремления к осуществлению креативной деятельности» [3].

Специфические особенности дополнительного образования, по мнению В.П. Голованова, представлены следующим образом:

  • каждый ребенок вправе получать дополнительное образование на добровольной основе, его получение не носит обязательного характера;
  • каждый ребенок при посещении и выборе программ дополнительного образования может ориентироваться на собственные предпочтения и желания, тем самым максимально раскрывая свои природные возможности, потенциал и реализуя желаемые потребности;
  • каждый ребенок может самостоятельно подбирать программу дополнительного образования в соответствии с тем объемом свободного времени, которое у него имеется [3].

Количество и качество, динамика и порядок организации предоставления образовательных услуг в сфере дополнительного образования определяется муниципальным образованием самостоятельно, в зависимости от совокупности его возможностей: материально-технических, кадровых, финансовых, организационных и иных ресурсов. Реализацией дополнительных общеразвивающих программ различного профиля на территории муниципального образования занимаются органы муниципального управления и муниципальные учреждения дополнительного образования [3].

В зависимости от форм собственности образовательные учреждения дополнительного образования на территории конкретного муниципалитета подразделяются на: государственные, негосударственные, федеральные и муниципальные. На территории каждого муниципального образования может размещаться большое количество образовательных учреждений различного типа, в частности: дворец, центр, клуб, студия, школа и другие [4].

Задачи органов местного самоуправления по поддержке организаций дополнительного образования на территории муниципального образования заключается в том, чтобы:

  • координировать деятельность организаций и ведомств, составляющих муниципальную образовательную сеть;
  • создавать условия, способствующие свободному развитию личности в соответствии с желаниями и потребностями детей, ориентироваться на индивидуальные особенности каждого ребенка в соответствии с их психофизиологическими возможностями;
  • заниматься организацией деятельности сети учреждений дополнительного образования, отвечающих потребностям жителей, проживающих на территории определенного муниципального образования [1].

В связи с тем, что получение детьми дополнительного образования осуществляется на добровольной основе, следовательно, каждому участнику образовательного процесса предоставляется выбор учреждения, программы дополнительного образования и режима обучения [4].

При осуществлении управленческой деятельности в сфере дополнительного образования органам местного самоуправления необходимо создавать условия, обеспечивающие научно-методическое и информационное сопровождение деятельности учреждений дополнительного образования, расположенных на территории муниципалитета. Обеспечение государственного контроля и надзора за деятельностью учреждений дополнительного образования, соблюдение данными организациями законодательства, нормативов и регламентов в сфере образования, определение условий, предоставляющих возможность учреждениям дополнительного образования распоряжаться зданием, помещениями, имуществом, также обеспечивается органами местного самоуправления [1].

В завершении стоит отметить, что каждый ребенок имеет право выбора учреждения дополнительного образования, режима и формы обучения в пределах его индивидуальных способностей, желаний и психофизиологических возможностей. Поэтому органам местного самоуправления, осуществляющим управленческую деятельность в сфере дополнительного образования, необходимо заниматься не только координацией деятельности учреждений, составляющих муниципальную образовательную сеть, но и организовать деятельность учреждений дополнительного образования таким образом, чтобы способствовать свободному развитию личности и удовлетворять потребности жителей, проживающих на территории муниципального образования.

Список литературы

  1. Аратюнова А.Е., Гейко А.С. Полномочия органов местного самоуправления в сфере дополнительного образования и их реализация // Современные технологии управления. 2019. № 1. С. 1 – 10.
  2. Институт статистики ЮНЕСКО Международная стандартная классификация образования 2011. Канада, 2013. 89 с. URL: https://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/isced-2011-ru.pdf (дата обращения: 23.09.2023).
  3. Коркишко И.В. Теоретические аспекты управления муниципальной системой образования: понятие муниципальной системы образования и ее структура // Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента: сборник статьи по материалам XIII–XIV международной научно-практической конференции. № 8–9 (10). Новосибирск: СибАК, 2018. С. 42 – 54.
  4. Румянцева Е.И. Муниципальное управление учреждениями дополнительного образования // Молодой ученый. 2019. № 38 (276). С. 121 – 123.
  5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Консультант плюс. URL: https://www.consultant.ru/
  6. Царев Ю.Н. Муниципальная система образования в России: правовые основы организации и деятельности. М.: РИОР, 2013. 224 с.
  7. Щербатова Э.В. Использование термина «дополнительное образование» // Педагогика и психология. URL: https://apni.ru/article/2037-ispolzovanie-termina-dopolnitelnoe-obrazovan (дата обращения: 22.09.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: