УДК 331.108.43

Обзор современных подходов к оценке персонала промышленного предприятия

Шаронов Валерий Сергеевич – студент Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Аннотация: В данной статье проводится обзор современных подходов к оценке персонала. Рассмотрены качественные и количественные методы оценки персонала, выявлены их преимущества и недостатки.

Ключевые слова: оценка персонала, метод 360 градусов, управление персоналом, рейтинговая оценка персонала.

Каждому промышленному предприятию в современных условиях ведения бизнеса необходимо использовать свой кадровый потенциал по максимуму. Для этой цели следует применять различные методики оценки качеств персонала, которые позволят выявить сильные и слабые профессиональные качества не только действующих работников организации, но и кандидатов при проведении собеседований.

Петрова Ю.А. в своей работе указывает на то, что оценка персонала проводится «с целью определения степени соответствия личных качеств работника, количественных и качественных результатов его трудовой деятельности требованиям, предъявляемым конкретной организацией» [3].

В своей монографии Дегтерева М.Р. трактует понятие оценки песонала как «систему периодической оценки результатов труда работника или продемонстрированных навыков, подходов к выполнению работы (за месяц, квартал, год) в соответствии с целями (стандартами) и задачами (результатами) деятельности, установленными для данной должности» [1].

Главное преимущество методов оценки персонала – формирование объективного мнения о возможностях каждого отдельного работника и развитии коллектива в целом. Оценка персонала необходима и для повышения эффективности производственных и бизнес-процессов предприятия.

Применение в кадровой работе методов оценки персонала позволит предприятию решить ряд важнейших задач:

  • сформировать мотивационные программы предприятия за счет разработки критериев повышения или понижения сотрудника в должности;
  • сократить время при поиске кандидатов на вакантные должности за счет формирования четких требований и вопросов к будущему сотруднику;
  • создать кадровые резервы, позволяющие осуществить быструю замену без привлечения новых кандидатов на должность;
  • улучшить условия труда и трудовую дисциплину;
  • дать толчок к личностному росту сотрудников.

Рассмотрим современные методы оценки персонала, которые могут применяться на промышленных предприятиях. Методы оценки могут быть как качественными, так и количественными. Качественные методы можно считать субъективными, поскольку они основаны на оценке не только профессиональных качеств сотрудников, но и личных, а также на применении их в работе. При использовании количественных методов выбранные критерии оценивают по заранее определенной шкале в баллах.

С целью развития кадровой политики промышленным предприятиям следует активно внедрять метод оценки «360 градусов». Метод «360 градусов» – это получение данных о действиях человека в реальных рабочих ситуациях и о проявленных им деловых качествах [2].

Данные о работе того или иного работника получают от сотрудников того же предприятия, общающихся с оцениваемым на разных уровнях: коллеги, руководитель, подчиненные. Сам оцениваемый также может выступать в качестве эксперта: он оценивает свое рабочее поведение и профессиональные качества с целью дальнейшего применения полученных данных для индивидуального развития и коррекции его знаний и умений.

Преимуществом данного метода является то, что он позволяет сотруднику получить обратную связь, при помощи которой он сможет понять, как его воспринимают со стороны, что является проблемой в работе и как её можно решить. Недостаток данного метода заключается в том, что он не позволяет принимать решений о продвижении или понижении по службе, повышения квалификации и т.п.

Для применения метода «360 градусов» следует использовать специально разработанные аттестационные бланки для коллег, для подчиненных (если оцениваемый занимает руководящую должность), для самого сотрудника. На основании итогов по аттестационным бланкам сотрудник получит возможность сравнить свой собственный средний балл, средний балл руководителя, а также средние баллы коллег и подчиненных.

Эффект от внедрения данного метода заключается в том, что сотрудника будут оценивать со всех сторон его деятельности и отношений в коллективе, ведь с работниками разного иерархического уровня каждый человек строит особые отношения. После внедрения метода «360 градусов» оценка будет более полной, а значит, более объективной.

Еще одним качественным методом является проведение групповой дискуссии. Суть данного метода заключается в том, что работа сотрудника оценивается в процессе обсуждения самим работником, его руководителем, коллегами и экспертами. В ходе данного обсуждения могут быть выявлены не только положительные, но и отрицательные качества сотрудника. Кроме того, могут быть даны рекомендации по повышению уровня знаний и квалификации оцениваемого.

Среди количественных методов оценки персонала самой распространенной является ранговая система. Суть данного метода заключается в том, что предварительно выбирается ряд критериев, которые оцениваются по шкале (как правило, от 0 до 1 с шагом в 0,25). На основании суммарного балла сотруднику присваивается тот или иной ранг. К рангу привязана и тарифная сетка по категориям сотрудников. Т.е. повышение ранга влечет за собой рост заработной платы, а понижение ранга – её уменьшение.

Переоценку персонала по ранговой системе необходимо проводить с определенной периодичностью, например, раз в 3 месяца или раз в полгода.

Недостатком рангового метода является то, что оценка сотрудника производится его непосредственным руководителем и может содержать личностные отношения, которые могут сказаться как и на повышение ранга, так и на его снижение.

Еще одним количественным методом, применяемым на современных предприятиях, является балльная система оценки персонала. Её суть заключается в том, чтобы оценить в баллах каждое достижение работника, которые в последующем необходимо просуммировать.

Например, в качестве оцениваемых критериев могут быть выделены следующие: самостоятельность, качество работы, производительность труда и т.п. Для каждой должности должны выделяться критерии, относящиеся непосредственно к её профессиональной деятельности.

На основе полученного в сумме балла делается вывод о том, насколько сотрудник соответствует занимаемой должности.

Преимущество данного метода заключается в том, что он позволяется быстро оценить и сравнить профессиональные качества разных сотрудников. Недостатком данного метода является то, что порой достаточно сложно определить грани между соответствием и несоответствием занимаемой должности.

Для построения грамотной кадровой политики необходимо применять не только один из выше обозначенных методов оценки персонала, а применять их в совокупности. Кроме того, в последнее время всё чаще стали использоваться комбинированные методы, включающие в себя проведение деловых игр, дискуссий, экзаменов. После их проведения совместно обсуждаются итоги и выносятся рекомендации. Данный метод оценки получил название Assessment center или центр оценки.

Таким образом, применение современных методов оценки персонала поможет грамотно выстроить работу с персоналом, выявить проблемы и принять ряд важнейших решений в кадровой политике предприятия.

Список литературы

  1. Дегтерева М. Р. Совершенствование системы оценки персонала промышленного предприятия: монография. – М.: Ай Пи Ар Медиа, 2020. – 78 c.
  2. Зоткина Н. С. Трудовая мотивация персонала: критерии и методы оценки: монография. – Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2017. – 178 c.
  3. Петрова Ю.А. 10 критериев оценки персонала: учебное пособие. – Саратов, Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 101 c.

Интересная статья? Поделись ей с другими: