УДК 33

Оптимизация механизмов проведения торгов в рамках государственных, муниципальных и корпоративных закупок

Созаева Джамиля Алимовна – кандидат экономических наук, доцент кафедры Оценочной деятельности и корпоративных финансов Университета «Синергия», Москва, Россия

Нагаев Даниил Юрьевич – студент магистратуры Экономического факультета Университета «Синергия»

Аннотация: Данная научная статья посвящена исследованию опыта других стран в проведении торгов и разработке рекомендаций по оптимизации механизмов проведения торгов в России. Методы, использованные в этом исследовании, включают анализ литературы, статистические данные и экспертные интервью с представителями государственных и корпоративных закупок в различных странах. Результаты исследования указывают на несколько ключевых аспектов, которые должны быть учтены при оптимизации механизмов проведения торгов в России. На основе полученных результатов, статья предлагает рекомендации по улучшению процесса проведения торгов и повышению его эффективности в России.

Ключевые слова: международный опыт, закупочная деятельность, планирование закупок, распределенная и централизованная модель закупок, публичные закупки.

Введение

В современном мире проведение торгов является ключевым аспектом государственных, муниципальных и корпоративных закупок. Однако на протяжении последних лет в России было выявлено несколько проблем, связанных с проведением торгов, включая отсутствие прозрачности, недостаточную конкуренцию и неполные или неэффективные механизмы контроля. В связи с этим, изучение опыта других стран и разработка рекомендаций по оптимизации механизмов проведения торгов в России становится актуальной задачей.

Методология: для проведения исследования был использован комбинированный подход, основанный на анализе литературы, статистических данных и проведении экспертных интервью. Литературный обзор был выполнен для изучения опыта других стран, включая лучшие практики и успешные политики в сфере проведения торгов. Данные статистических исследований по проведению торгов в России также были проанализированы. Кроме того, были проведены экспертные интервью с представителями государственных и корпоративных закупок в различных странах, чтобы получить практический опыт и экспертное мнение.

Результаты

Исследование показало, что оптимизация механизмов проведения торгов требует внесения изменений в несколько аспектов. Во-первых, важно улучшить прозрачность и открытость процесса проведения торгов путем внедрения электронных платформ и повышения доступности информации. Во-вторых, для обеспечения настоящей конкуренции необходимо улучшить механизмы контроля и регулирования проведения торгов. Но нельзя забывать и про стимулирование конкуренции, для чего важно прорабатывать меры по снижению барьеров для входа на рынок, созданию равных условий для всех участников и поощрению разнообразных поставщиков. В-третьих, необходимо разработать более эффективные инструменты и методы оценки к выбору поставщиков. Также были выявлены дополнительные аспекты, такие как обеспечение защиты прав потребителей, регулярный анализ отчетов и обновление законодательства. И в заключении хочется упомянуть о важности улучшения механизмов обратной связи с участниками торговли и принимать во внимание их мнения и предложения, а также уделять внимание повышению квалификации специалистов в области проведения торгов.

Шаги к усовершенствованию закона о госзакупках: стоит отметить, что регулярно проделывается работа в этом направлении. Например, в 2019 году были внесены улучшения в закупочную систему. Теперь участники могут подавать ходатайства на рассмотрение жалоб на закупки дистанционно, что позволяет им сэкономить время и деньги, так как раньше им приходилось приезжать в Москву из разных городов России для рассмотрения подобных жалоб. Еще одно усовершенствование состоит в ограничении цикличности проведения закупки и отмене обязательной внешней экспертизы. Благодаря этим изменениям появилась возможность заключать контракт со вторым участником закупки при расторжении контракта, что привело к развитию электронных магазинов по закупкам товаров в малых объемах. Другое важное изменение — это введение "Согласия" на участие в закупке в сфере строительства, что позволяет избежать заполнения большого количества заявок, которые часто отклоняются по формальным причинам.

В марте 2020 года ввели ряд упрощений планирования закупок, а также ускорения и упрощения их осуществления. Были внесены изменения для оптимизации и упрощения контрактной системы, например: вместо громоздкой системы из 11 способов закупок сохранили только 3 основных; был введен единообразный порядок с унификацией сроков, а также создание единых требований для всех заявок; включение банков в субъекты контроля и ряд других нововведений, способствующих развитию торговли в РФ.

Заключение

Оптимизация механизмов проведения торгов в России требует комплексного подхода и учета опыта других стран. Рекомендации, предложенные в данной статье, могут служить основой для разработки и внедрения эффективных механизмов проведения торгов в России, что способствует повышению эффективности государственных, муниципальных и корпоративных закупок. При этом, дальнейшие исследования и практическое тестирование и предметом будущих исследований.

Список литературы

  1. Димитри Н., Пига Г. Руководство по закупкам. М.: Издательский дом Высшая школа экономики; 2016.
  2. Кузьмина Т.В. Государственные закупки. Вестник науки и образования. 2017; 34 (10): 56-60.
  3. Самарин А.М., Мельничук В.А. Государственные закупки: внедрение федеральной контрактной системы. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2016; 20 (4): 40-46.
  4. Шацкий Д.Е. Совершенствование государственной контрактной системы: причины возникновения проблем и пути их решения. Вестник университета 2018; (2): 120-125.
  5. Шешукова Т.Г. Система государственных закупок: понятие, влияние на экономику. Международный бухгалтерский учет. 2018; 21 (5): 520-527.
  6. Овчаров А.О., Игнатьева Ю.И. Правовые механизмы формирования эффективной контрактной системы в сфере государственных закупок. Актуальные проблемы российского права. 2018;88(3):138–145.
  7. Шацкий Д.Е. Система контрактных отношений в России: анализ проблем реализации федерального законодательства. Вестник университета. 2018; (3): 109-114.
  8. Горохова Д.В. Государственные закупки в Российской Федерации: ретроспективы и развитие. Финансовый журнал. 2020; (2): 57-67. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennye-zakupki-v-rossiyskoyfederatsii-retrospektiva-i-razvitie (дата обращения: 15.11.2021).

Интересная статья? Поделись ей с другими: