УДК 33

Современное лидерство в государственном управлении: методологические аспекты формирования знаний, умений и навыков

Новруззаде Фарид Тофиг оглы – студент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в г. Москва

Аннотация: В этой статье исследуются методологические аспекты, связанные с формированием знаний, навыков и умений современных лидеров в сфере государственного управления. В нем освещаются важнейшие характеристики и качества, которыми должны обладать лидеры, чтобы эффективно ориентироваться в сложностях современного управления. Подчеркивая важность лидерских качеств, это исследование призвано предоставить всеобъемлющее руководство по развитию компетентных и дальновидных лидеров, которые могут руководить общественными организациями добросовестно и инновационно.

Ключевые слова: государственное управление, формирование знаний, современное лидерство, навыки, умения, руководители.

Проблема лидерства в государственном управлении является критической и насущной проблемой в наше время. Эффективное лидерство в государственном управлении имеет важное значение для обеспечения надлежащего управления, эффективного предоставления услуг и успешной реализации государственной политики [1, с. 136]. Важность этой проблемы усугубляется несколькими трудностями. По проведенному исследованию были выведены основные 10 аспектов, которые затрудняют решение этой проблемы (таблица 1).

Таблица 1. Трудности, влияющие на проблему лидерства в современном мире.

1. Сложность общественных проблем

Сегодняшним руководителям органов государственного управления приходится сталкиваться со все более сложными и взаимосвязанными социальными вызовами, такими как изменение климата, экономическое неравенство, доступ к здравоохранению и угрозы кибербезопасности. Решение этих проблем требует от лидеров глубокого понимания множества дисциплин и способности ориентироваться в сложных политических ландшафтах.

2. Глобализация и взаимосвязанность

Руководители государственного управления несут ответственность не только за решение внутренних проблем, но и должны заниматься глобальными проблемами. Взаимосвязанность экономик и обществ требует лидеров, способных сотрудничать на международном уровне и эффективно реагировать на глобальные вызовы.

3. Развивающиеся технологии

Стремительный технический прогресс влияет на предоставление государственных услуг и взаимодействие с гражданами. Лидеры должны быть грамотны в области цифровых технологий и способны использовать технологии для эффективного управления и вовлечения граждан.

4. Меняющаяся демография

Растущее разнообразие населения ставит перед руководством проблемы с точки зрения обеспечения инклюзивности, представленности и культурной компетентности при принятии решений.

5. Общественное доверие и подотчетность

Доверие к государственным институтам и лидерам имеет решающее значение для эффективного управления. Руководители государственного управления должны придерживаться высоких этических стандартов, поддерживать прозрачность и быть подотчетными обществу, которому они служат.

6. Политическая поляризация

Во многих странах политическая поляризация создает проблемы для руководителей органов государственного управления в поиске точек соприкосновения и достижении консенсуса по вопросам политики.

7. Преемственность руководства

Обеспечение преемственности компетентных лидеров на будущее имеет важное значение. Развитие и взращивание лидерских качеств в системе государственного управления имеет решающее значение для долгосрочного успеха.

8. Инновации и адаптивность

Лидеры должны внедрять инновации и быть способными адаптироваться к меняющимся обстоятельствам, чтобы эффективно удовлетворять потребности граждан.

9. Глобальные кризисы

Такие события, как пандемии, стихийные бедствия или экономические спады, требуют сильного и решительного руководства для реагирования на чрезвычайные ситуации и смягчения их последствий для сообществ.

10. Проблемы с кадрами

Привлечение и удержание квалифицированных специалистов в сфере государственного управления может быть непростой задачей, и руководители должны создавать условия, способствующие развитию талантов и удовлетворенности работой.

Решение этих проблем требует согласованных усилий различных заинтересованных сторон, включая правительства, организации гражданского общества, академические институты и общественность. Развитие и поддержка эффективных руководителей государственного управления имеет решающее значение для построения устойчивых и отзывчивых систем управления, которые могут решать сложные проблемы и наилучшим образом служить интересам общества. Это включает в себя инвестирование в программы развития лидерских качеств, поощрение разнообразия в руководящих ролях, поощрение этичного поведения и создание возможностей для непрерывного обучения и совершенствования [4, с. 160].

Учитывая вышеизложенные сложные и постоянно меняющиеся задачи, с которыми сталкивается сегодня государственное управление, существует очевидная потребность в новом поколении менеджеров и лидеров, обладающих более высоким уровнем профессионализма и уникальным набором компетенций. Эти лидеры должны обладать качествами, которые отличают их от традиционных подходов к лидерству и позволяют им эффективно ориентироваться в динамичном ландшафте государственного управления.

Современное лидерство в государственном управлении включает в себя широкий спектр навыков и умений, которые необходимы для эффективного управления и успешной реализации государственной политики [2, с. 383]. Формирование знаний, навыков и умений для руководства государственным управлением включает в себя несколько методологических аспектов, которые позволяют начинающим лидерам развить необходимые компетенции. Представим некоторые ключевые методологические аспекты:

  1. Образовательные и обучающие программы: Руководители органов государственного управления должны пройти формальное образование и учебные программы, которые посвящены теориям лидерства, анализу государственной политики, составлению государственного бюджета, организационному поведению и другим соответствующим предметам. Эти программы могут быть предложены в университетах, колледжах и специализированных институтах.
  2. Междисциплинарный подход: Руководители государственного управления должны обладать междисциплинарным пониманием различных областей, включая политологию, экономику, социологию и юриспруденцию. Такой междисциплинарный подход позволяет им эффективно решать сложные социальные проблемы.
  3. Тематические исследования: Включение тематических исследований в обучение лидерству позволяет начинающим лидерам применять теоретические знания в реальных сценариях. Анализ прошлых успехов и неудач руководителей помогает им развить критическое мышление и навыки принятия решений.
  4. Обучение на основе опыта: Практический опыт имеет решающее значение для развития лидерских качеств. Начинающие лидеры могут воспользоваться стажировками, стипендиями или обучением без отрыва от производства в государственных учреждениях или соответствующих организациях.
  5. Наставничество и коучинг: Наличие опытных наставников и коучингов может внести значительный вклад в рост лидера. Они обеспечивают руководство, обратную связь и поддержку в преодолении сложностей государственного управления.
  6. Этика и добросовестность: Руководители в сфере государственного управления должны хорошо разбираться в этических принципах и моральном процессе принятия решений. Обучение этическому лидерству гарантирует, что лидеры действуют в наилучших интересах общества и поддерживают прозрачность и подотчетность.
  7. Коммуникация и налаживание связей: Эффективные лидеры должны обладать сильными коммуникативными навыками, как письменными, так и устными. Обучение публичным выступлениям, ведению переговоров и разрешению конфликтов помогает лидерам взаимодействовать с заинтересованными сторонами и выстраивать стратегические партнерские отношения.
  8. Адаптивность и инновации: Современный ландшафт государственного управления постоянно меняется, и лидеры должны быть гибкими и инновационными в реагировании на новые вызовы и возможности. Обучение творческому решению проблем и управлению изменениями имеет важное значение.
  9. Анализ данных и технологии: Лидерам необходимо использовать данные и технологии для принятия обоснованных решений и улучшения управления. Знакомство с инструментами анализа данных и технологическими тенденциями может оказаться полезным.
  10. Культурная компетентность: Руководители органов государственного управления часто имеют дело с различными группами населения. Понимание и уважение культурных различий имеет решающее значение для эффективного руководства и выработки политики.
  11. Самосознание и эмоциональный интеллект: Руководители должны развивать самосознание и эмоциональный интеллект, чтобы управлять своими эмоциями и понимать эмоции других, создавая позитивную и продуктивную рабочую среду.
  12. Непрерывное обучение: Развитие лидерских качеств должно быть непрерывным процессом. Следует поощрять лидеров посещать мастер-классы, практикумы и конференции, чтобы быть в курсе новых тенденций и передовой практики [3, с. 7].

Включив эти методологические аспекты в программы развития лидерских качеств, государственное управление может воспитать компетентных и эффективных лидеров, способных решать сложные задачи управления и эффективно служить общественным интересам. Вышеизложенные аспекты позволяют лидерам быть более эффективными, способными к адаптации и реагирующими на сложные и меняющиеся требования управления в 21 веке.

В целом, формирование знаний, умений и навыков в государственном управлении является сложным и многогранным процессом, требующим постоянного самосовершенствования и обучения. Современный руководитель государственного управления — это динамичная и адаптивная личность, обладающая разнообразным набором навыков, знаний и умений. Этот лидер работает в быстро меняющейся и сложной среде, требующей от него решения различных задач и работы на благо общества. Современные лидеры должны быть готовы к постоянным вызовам и изменениям, а также обладать сильными аналитическими способностями, коммуникативными навыками и умением работать в коллективе. Только такие лидеры смогут эффективно управлять государством и обеспечить его успешное развитие.

Список литературы

  1. Жохова А. А. ЛИДЕРСТВО В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2020. № 18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/liderstvo-v-gosudarstvennom-upravlenii (дата обращения: 01.08.2023).
  2. Офицеров М. А. Современное лидерство в государственном управлении: методологические аспекты формирования знаний, умений и навыков // АНИ: экономика и управление. 2018. № 4 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-liderstvo-v-gosudarstvennom-upravlenii-metodologicheskie-aspekty-formirovaniya-znaniy-umeniy-i-navykov (дата обращения: 01.08.2023).
  3. Туктамышова А. М., Габдрахманова Г. Р., Гильмутдинов А. Х. УРОКИ ЛИДЕРСТВА ДЛЯ ИНЖЕНЕРОВ // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки. 2021. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uroki-liderstva-dlya-inzhenerov (дата обращения: 01.08.2023).
  4. Шутова Г. И. Современные модели и стили лидерства в управлении // Образование и наука в России и за рубежом. – 2018. № 9. – С. 159-164.

Интересная статья? Поделись ей с другими: