УДК 005.6

Анализ и разработка мер по улучшению системы менеджмента качества

Вдовина Алена Александровна – магистрант Национального исследовательского университета ИТМО

Аннотация: На сегодняшний день процесс изучения и внедрения программ повышения качества затрагивает не только проблемы качества продукции и услуг, но и качество самого управления, отвечающего за процесс формирования соответствующего уровня качества продукции (услуги). Качество выступает как главный фактор конкурентоспособности, который определяет прямую зависимость между качеством и эффективностью производства. Повышение качества всегда способствует повышению эффективности производства, приводя к снижению затрат и увеличению доли рынка. Именно эта непрерывная зависимость определяет актуальность выбранной темы.

Ключевые слова: система менеджмента качества, аудит, управление качеством, стандарты системы менеджмента качества.

Вопрос качества предлагаемой продукции и услуг в настоящее время является одним из важнейших факторов для развития компании. Проблема заключается в том, что соответствующее качество не так просто достичь. Соответствующее качество – это качество, которое соответствует ожиданиям потребителя. Проблема качества является одной из самых сложных в современном мире экономического и технического развития. Качество – это одна из составляющих любого производственного процесса, предоставления услуг независимо от масштабов и форм, в которых оно осуществляется. Решение проблемы качества заключается в нескольких значительных причинах и требует особого внимания и участия.

Проблема качества состоит из множества моментов, которые не подлежат быстрому решению. Только на основе комплексных мероприятий можно добиться успешного развития продукции (услуги), а также компании в целом.

На данный момент многие компании задумываются о внедрении или уже внедрили систему менеджмента качества (СМК). Основным ориентиром для компаний является ISO серии 9000 – серия международных стандартов, содержащих термины и определения, основные принципы менеджмента качества, требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий, а также руководство по достижению устойчивого результата.

Мало просто внедрить систему менеджмента качества, важно заставить данную систему работать в той или иной сфере. Для того, чтобы удостовериться, что внедренная система дает соответствующие плоды необходимо ее анализировать. При наблюдении отклонений разрабатывать корректирующие меры по их устранению. 

Система менеджмента качества (СМК) необходима для того, чтобы увеличить вероятность достижения запланированных  результатов деятельности компании. В учебнике Ильина В. В. система менеджмента качества определена как своего рода документирование знаний и опыта, применение их в бизнес-процессах, анализ и контроль, а также последующее улучшение и совершенствование [2].

В учебном пособии  Кане М. М., Иванова Б. В. Корешков В. Н., и Схиртладзе А. Г. также ссылаются на стандарт ISO серии 9000, согласно которому  принцип постоянного улучшения деятельности организации в целом (следовательно, и ее СМК) является одним из 8 ключевых принципов менеджмента качества. Для реализации данного принципа существует ряд рекомендаций по совершенствованию системы менеджмента качества. Смысл этих рекомендаций заключается в том, что все процессы и системы компании необходимо подвергать постоянным изменениям, доработкам, анализу и улучшению. По мнению Кане М. М., следование данным рекомендациям приводит к улучшению деятельности компании на 10-20%. Важным моментом является то, что руководство должно быть заинтересовано в данных изменениях. Лучше всего не допускать ошибок и контролировать процесс на этапе проектирования и разработки продукции, иначе затраты будут возрастать в геометрической прогрессии, как снежный ком [3].

Тепман Л. Н. определял управление качеством как подготовку и внесение в план по качеству, нормативные и технические документы значения показателей качества по реализуемой или вновь создаваемой продукции, а также исполнение определенных мер по достижению и поддержанию на необходимом уровне этих показателей [5].

В настоящее время внедрение, а также последующий анализ и совершенствование систем менеджмента качества стало очень популярно среди крупных и средних предприятий. В первую очередь, необходимость внедрения СМК в современном мире объясняется стремлением компаний к повышению конкурентоспособности, так как наличие действующей системы является важным критерием для сотрудничества со множеством отечественных и зарубежных компаний, что позволяет увеличить долю рынка и расширить сферу деятельности.

Список литературы

  1. Агарков А. П. Управление качеством: Учебник для бакалавров / А. П. Агарков.– М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2019 – 208 c.
  2. Ильин В. В. Система управления качеством. Российский опыт [Электронный ресурс] / В. В. Ильин – эл. изд. – М.: Агентство электронных изданий “Интермедиатор”, 2018. – 222 c.
  3. Кане М. М., Иванов Б. В., Корешков В. Н., Схиртладзе А. Г. – СПб.: Питер, Системы, методы и инструменты менеджмента качества: Учебное пособие. – 2021. – 560 с.
  4. Митрофанов Д. Е., Онучина А. А., Шпак Е. В. Внутренний аудит системы менеджмента качества на предприятии // Молодой ученый. – 2018. – № 15 (201). – С. 29-32.
  5. Тепман Л. Н. Управление качеством: учеб. пособие для студентов вузов, «Материал защищенные авторским правом обучающихся по специальностям экономики и управления (080100) / Л. Н. Тепман; под ред. В. А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 352 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: