УДК 339.9

Развитие экономического сотрудничества России и Китая в рамках инициативы «Один пояс, один путь»

Ли Юйкунь – студент  магистратуры Московской школы экономики  Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Аннотация: В данной статье рассмотрены вопросы, касающиеся развития международного сотрудничества между Россией и Китаем. Рассмотрены основные аспекты реформы предложения. Автором статьи подчеркивает важность использования инициативы «Один пояс, один путь» для решения проблемы недостаточного развития. Рассмотрены сравнительные преимущества Китая в реализации данной инициативы. Изучен Морской «Шелковый путь ХХI века». Автор статьи делает вывод, что инициативы «Пояс и путь» ставит своей целью развитие сотрудничества между Россией и Китаем.

Ключевые слова: экономическое сотрудничество, Россия, Китай, международная инициатива, пояс, путь, развитие.

Введение

В настоящее время мир переживает серьезные изменения, невиданные за последние сто лет. Начало международного финансового кризиса в 2008 году вызвало турбулентность в мировой экономике, что привело к периоду рецессии, продолжавшемуся более 10 лет, и погрузило мировую экономику в состояние медленного роста. Китай, как первая страна, вступившая в период экономического восстановления и роста после начала международного финансового кризиса, ежегодно вносит около 30% в мировой экономический рост.

Основная часть

Инициатива «Один пояс, один путь» предложена в условиях развития социализма с китайской спецификой в новую эпоху. Одним из основных коннотаций «новой эпохи» является то, что основное противоречие развития Китая изменилось: теперь – это конфликт между стремлениями и потребностями китайского народа в лучшей жизни и несбалансированным и неадекватным развитием, которое существует в Китае. Основной мерой по разрешению противоречия несбалансированного и недостаточного развития является проведение реформы предложения.

Существует пять основных аспектов реформы предложения: «удаление производственных мощностей, удаление запасов, удаление рычагов, снижение затрат и устранение недостатков».

Удаление производственных мощностей в основном проявляется в дисбалансе между мощностями предложения и уровнем спроса различных секторов промышленности. Необходимо корректировать производственную мощность стороны предложения в соответствии с уровнем спроса.

Удаление запасов, в основном, проявляется в дисбалансе между произведенной продукцией и рыночным спросом: производится слишком много продукции, а рыночный спрос недостаточен, что приводит к отставанию запасов и отходам.

Удаление рычагов, в основном, проявляется в дисбалансе между финансами и реальной экономикой, что приводит к чрезмерно высокому коэффициенту заемных средств и накоплению финансовых рисков, поэтому необходимо делеверидж.

Снижение затрат, в основном, проявляется в дисбалансе между бизнес-операциями и административным управлением, что приводит к высоким операционным расходам предприятия, поэтому необходимо снизить высокие затраты, вызванные административным управлением.

Устранение недостатков, удовлетворение спроса и повышение производительности.

Из которых «удаление производственных мощностей, удаление запасов, удаление рычагов и снижение затрат» – это решение проблемы несбалансированного развития, а «заполнение коротких досок» – это решение проблемы недостаточного развития.

В контексте международного ландшафта инициатива «Один пояс, один путь» является важной инициативой, направленной на решение сложной и меняющейся международной экономической и политической ситуации. С ростом тенденции «антиглобализации» на Западе и изменением политического ландшафта в мире, международная экономика сталкивается с рецессионным сценарием. Для преодоления этой ситуации важно продвигать инициативу «Один пояс, один путь», раскрывать потенциал развития всех стран, активно развивать глобальное партнерство, а также продвигать реформу и строительство системы глобального управления. Инициатива «Один пояс, один путь» призвана решить проблемунедостаточного развития. Инициатива «Один пояс, один путь» не только охватывает противоречия и ограничения, стоящие перед собственным развитием Китая, но и несет новые идеи и мысли для международного сотрудничества и развития связей в регионе, и является важной инициативой для Китая по дальнейшему углублению реформы и открытости, достижению беспроигрышных результатов с другими странами и регионами и построению гармоничного мира.

Китай имеет три основных сравнительных преимущества в реализации инициативы «Один пояс, один путь» [1, с. 80].

Во-первых, он обладает сравнительным преимуществом в строительстве инфраструктуры, как в плане производства строительных материалов, так и в плане строительных мощностей. Производственные мощности стальных конструкций, цемента и т. д., необходимые для строительства, превышают половину мировых, а стоимость строительства намного ниже, чем в других развитых странах.

По данным на 2018 год, Китай произвел 53% мирового объема цемента и 51,3% мирового объема стали. Он являлся крупнейшим производителем цемента и стали в мире. Индия занимал второе место в мире с 8% производства цемента и 5,9% производства стали.

На Рисунке 1 представлена структура мирового производства цемента в 2018 г.

image001

Рисунок 1.  Структура мирового производства цемента в 2018 г., %.

Во-вторых, у Китая есть валютные резервы в размере более 3 триллионов долларов, которые могут продолжать увеличиваться в будущем, поэтому у него достаточно средств для поддержки строительства инфраструктуры, необходимой на этом пути. Поскольку многие развивающиеся страны сталкиваются с важным узким местом в развитии, которое заключается в недостаточном строительстве инфраструктуры, если Китай сможет помочь им решить проблему недостаточного строительства инфраструктуры, тогда инициатива «Один пояс, один путь» будет широко приветствоваться.

В-третьих, Китай также имеет преимущество своего этапа развития. После реформы и открытия в 1978 году Китай, опираясь на развитие трудоемкого обрабатывающего производства, стал «фабрикой мира» и крупнейшим в мире экспортером. Однако с ростом заработной платы сравнительные преимущества трудоемкого обрабатывающего производства в Китае постепенно утрачиваются, и его необходимо перемещать в другие развивающиеся страны с более низкой заработной платой. В большинстве стран, расположенных вдоль «Один пояс, один путь», уровень ВВП на душу населения составляет менее половины ВВП Китая, что делает их наилучшим местом для такого промышленного трансфера. Помощь этим развивающимся странам в принятии на себя таких трудоемких производств посредством развития инфраструктуры вдоль «Один пояс, один путь» может помочь им увеличить занятость, стимулировать их экономический рост и экспортную торговлю, а также способствовать перемещению избыточных производственных мощностей Китая.

На Рисунке 2 показано, что с 2010 по 2020 г. месячная минимальная заработная плата в ряде репрезентативных городов Китая выросла с 700-1200 юаней в месяц до 1500–2500 юаней в месяц. Заработная плата продолжает расти.

image002

Рисунок 2. Минимальный размер оплаты труда  в отдельных городах Китая в 2010-2020 г., юань.

«Экономический пояс Шелкового пути» начинается от Сианя в Китае, соединяя Центральную Азию, Южную Азию и в конечном итоге достигая Европы. С помощью «Экономического пояса Шелкового пути» Китай содействует региональной экономической интеграции и ускоряет реализацию стратегии зон свободной торговли для достижения свободного движения товаров, рабочей силы и капитала и одновременного экономического и социального развития региона. Например, «Китайско-белорусский индустриальный парк», «Китайско-российский инновационный парк Шелкового пути», «Китайско-Тайбэйский индустриальный парк» и «Казахстанско-китайский индустриальный парк» – все это важные достижения регионального экономического сотрудничества.

Реализация «Экономического пояса Шелкового» пути также способствует углублению финансового сотрудничества, важным соглашением которого является «Соглашение об урегулировании приграничной торговли в местной валюте». Например, торговля между Китаем-Россией и Ираном постепенно «дедолларизуется», и использование юаня для расчетов является важным процессом для улучшения интернационализации юаня.

«Экономический пояс морского Шелкового пути 21 века» соединяет рыночные цепочки АСЕАН, Южной Азии, Западной Азии, Северной Африки, Европы и других основных секторов экономики, образуя региональный кооперативный экономический пояс, обращенный к Южно-Китайскому морю, Тихому океану и Индийскому океану. Долгосрочной целью развития является экономическая и торговая интеграция Азии, Европы и Африки.

На Рисунке 3 представлен морской «Шелковый путь ХХI века».

 image003

 Рисунок 3. Морской «Шелковый путь ХХI века».

Основными портами «Экономический пояс морского Шелкового пути 21 века» являются Гуанчжоу, Цюаньчжоу и Нинбо в качестве отправной точки, которые последовательно соединяют Ханой, Куала-Лумпур, Джакарту, Коломбо, Найроби, Афины и Венецию [2].

По мере того как экономический центр тяжести России постепенно смещается на восток, она начинает уделять особое внимание открытию Дальнего Востока. Это привело к трансформации инициативы «Один пояс, один путь» с ориентации на «запад» на «запад», «восток» и «юг». «Это соответствует стратегии возрождения северо-восточного региона Китая и развития российского Дальнего Востока, которая способствует многогранному, многоуровневому и углубленному развитию российско-китайской экономики [3, с. 17].

Заключение

Следует отметить, что сегодня мир стоит перед лицом серьезных перемен, которых не было уже целое столетие. Углубление китайско-российского всеобъемлющего стратегического партнерства в новую эпоху в рамках инициативы «Пояс и путь» имеет огромное значение не только для Китая и России, но и для продвижения мирового экономического развития, содействия региональному миру и стабильности, разрешения споров в международных делах, продвижения мира к многополярности, глобализации и стабильности, неустанных усилий по построению сообщества человеческой судьбы.

Список литературы

  1. Justin Yifu Lin. Demystifying the Chinese economy. Beijing: Peking University Press. 2018. 199 p.
  2. Jimena Puga Gómez. A new Silk Road for the 21st Century // University of Navarra. June. 2018. (https://www.unav.edu/web/global-affairs/detalle/-/blogs/a-new-silk-road-for-the-21st-century).
  3. Huang Renwei. The geopolitical and economic impact of the Ukraine crisis on the «Belt and Road» // «Modern International Relations». 2023. Vol. 1. P. 17-19.
  4. Wang Peng. What misunderstandings does the international community have about the Belt and Road Initiative? Let's get to the meat of the initiative // China Today.2019. P. 4-24.
  5. Yan Shaojun. The Impact of the Ukraine Crisis on the “Belt and Road” Initiative and China’s Response // globalization. 2022. Vol. 5. 34-38.

Интересная статья? Поделись ей с другими: