УДК 330.341.1, 502.131.1

Зеленый транспорт – путь к устойчивому развитию

Шадиметов Юсуфжан Шадиметович – доктор философских наук, профессор Ташкентского государственного транспортного университета (Республики Узбекистан).

Айрапетов Дмитрий Алексеевич – ассистент Ташкентского государственного транспортного университета (Республики Узбекистан).

Аннотация: В данной статье обсуждаются насущные вопросы развития экологически устойчивого транспорта, который является ключевым элементом стратегии устойчивого развития. Под "зеленым" транспортом понимается вид передвижения, который обладает доступностью, экономической эффективностью и минимизирует негативное воздействие на окружающую среду, способствуя тем самым сокращению негативных экологических и социальных последствий его использования. В статье отмечается, что достижение заданных целей и задач в развитии устойчивого транспорта должно сопровождаться соответствующей государственной политикой, ориентированной на расширение использования рыночных механизмов и инструментов, а также путем развития экологической дипломатии и применения низгокуглеродистых топлив.

Ключевые слова: транспортная политика, «зеленый» транспорт, устойчивое развитие, устойчивый транспорт, «зеленая» экономика, электромобили, экоразвитие.

Через развитие устойчивой транспортной системы достигается удовлетворение потребностей человека, предприятий и общества в надежных и доступных средствах передвижения, при этом минимизируется вред для человеческого здоровья и экосистем. Идеально, такая система транспорта основывается на использовании энергии из возобновляемых источников (например, гидроэнергия, солнечная энергия и др.) [1, 2].

Долгосрочные стратегии развития стран строятся на фундаменте принципов гуманности, экологической устойчивости и безопасности. В этом контексте транспортная инфраструктура играет ключевую роль. В мировой практике развития транспорта делается для достижении высокого уровня комфорта, экологической безопасности и обеспечения общественного благополучия, что является определяющими факторами для будущего устойчивого развития [3, 4].

Экологическое воздействие транспорта охватывает не только проблемы, связанные с загрязнением атмосферы и истощением невозобновляемых ресурсов, но также учётом проблем утилизации и обработки опасных отходов, таких как шины и аккумуляторы [5, 6, 7].

Доля выбросов углекислого газа (СО2) от сжигания топлива в транспортном секторе составляет приблизительно 25% от общих выбросов. Важно отметить, что в течение продолжительного времени наблюдается улучшение ситуации в этой области. Например, в 2019 году прирост таких выбросов составил всего лишь около 0,5%. Это свидетельствует о снижении темпов увеличения выбросов, что объясняется повышением энергоэффективности, расширением использования электрических автомобилей (К концу 2021 года количество электромобилей на дорогах мира составило около 16,5 млн, что втрое больше, чем в 2018 году. Об этом свидетельствуют данные, опубликованные в мае 2022 года Международного энергетического агентства (IEA) [8]) и распространением возобновляемых источников энергии в транспортной инфраструктуре. Наибольший вклад в общие выбросы (примерно 75%) приходится на автотранспорт. Помимо этого, важно отметить, что в секторах авиации и морского судоходства также наблюдается улучшение ситуации с выбросами СО2 [9].

Процесс развития "зеленого" транспорта представляет собой значительное изменение, требующее управления переходом к более экологической организации деятельности предприятий в этой отрасли. Однако вопросы, связанные с управлением этим процессом трансформации транспортной отрасли в сторону принципов "зеленого" и устойчивого развития, остаются недостаточно исследованными в академической литературе [10].

С учетом сценария устойчивого развития, нацеленного на достижение глобальных климатических целей, особенно важными становятся меры, направленные на увеличение эффективности использования энергии и снижение потребительского спроса на энергию в транспортном секторе. Вместе с тем, в данном секторе отмечается рост выбросов, что объясняется несколькими факторами. Например, в большинстве рынков транспортных средств происходит увеличение покупок крупных и более мощных транспортных средств. В некоторых регионах, доля внедорожников составляет около 50% [11]. Кроме того, растет спрос на автомобильные перевозки, особенно в свете расширения сферы электронной коммерции и услуг по доставке.

Для достижения заданных целей устойчивого развития в секторе "зеленого" транспорта критически важна разработка соответствующей государственной политики и развитие экологической дипломатии [12, 13]. Среди основных механизмов, способствующих развитию рынка электротранспорта, следует выделить инструменты субсидирования (инвестирования) и налогового стимулирования.

Дальнейшее развитие сектора электромобилей предполагает ужесточение требований как к выбросам CO2 среди потребителей, так и к минимальной доле автомобилей с нулевыми или низкими уровнями выбросов среди производителей. Ключевым условием для увеличения электрификации транспортного сектора является устойчивое развитие аккумуляторной промышленности. Это требует проведения соответствующей политики на национальных уровнях, включая снижение инвестиционных рисков, установление стандартов экономии топлива, введение мандатов на автомобили с нулевыми или низкими выбросами, поддержку цепочек создания стоимости в производстве аккумуляторных батарей и переработка шин, развитие инновационных технологий в этой сфере и многое другое.

Процессы развития предприятий, занятых в производстве и предоставлении "зеленого" транспорта, а также усовершенствования условий их функционирования могут протекать в различных формах и с различными темпами, с привлечением разнообразных ресурсов и механизмов. В рамках территориального управления социально-техническими системами выделяются два основных подхода к управлению переходом к сфере электротранспорта:

  • поэтапный планируемый механизм адаптации.
  • мобилизация финансовых инвестиций для быстрого и экстренного внедрения электротранспорта в общественное пользование [14]

Выделение указанных двух подходов позволяет поднять вопросы, связанные с организацией, координацией и регулированием перехода к "зеленой" сфере транспорта в контексте управления институциональными, технологическими и социальными барьерами, а также моментами роста. Частичная электрификация, способствует модернизации транспортного сектора, создавая при этом возможности для всех экономических участников, включая поставщиков автокомпонентов, предприятия по обслуживанию и ремонту, маркетинга, экспорта, а также научных исследований, разработки новых технологий и создания разнообразных моделей транспортных средств различных размеров и назначений.

Главные цели государственной экологической политики, нацеленной на период до 2030 года, включают в себя создание условий для устойчивого использования природных ресурсов и внедрение механизмов "зеленой" трансформации экономики в Республике Узбекистан [15, 16] в рамках реализации Концепции до 2030 года. Один из ключевых шагов в этом направлении предполагает разработку Национального плана действий по развитию "зеленой" экономики. Приоритетные направления развития "зеленой" экономики в стране включают в себя:

  • создание необходимых условий и инфраструктуры для развития "зеленого" транспорта;
  • поощрение производства экологически чистых сельскохозяйственных продуктов, содействие органическому сельскому хозяйству;
  • содействие устойчивому производству и потреблению, включая меры по развитию экологической сертификации, внедрению экологической маркировки, предоставлению преференций и поощрению "зеленых" государственных закупок, созданию экологических рабочих мест в регионах и поддержке экологических инноваций;
  • исследование возможности внедрения финансовых инструментов поддержки "зеленого транспорта" в среднесрочной перспективе.

Каждая страна разрабатывает свои стратегии для перехода к более экологичным видам транспорта, развивая концепцию "экомобильности" или "устойчивого транспорта". Экомобильность представляет собой комплекс мер, направленных на продвижение экологически чистых видов транспорта, таких как велосипеды и электромобили, на поиск возобновляемых источников энергии и на модернизацию общественного транспорта.

Переход к принципам "зеленой" экономики в сфере транспорта представляет собой многоуровневый процесс, и в Республике Узбекистан существуют благоприятные условия для его развития. Управление этим процессом включает в себя управление созданием дополнительной стоимости предприятиями и фирмами. Для этого необходимы новаторские подходы и формирование сетей сотрудничества. Также важно создать условия для развития "зеленых" предприятий, учитывая особенности национальной экономики, динамику транспортной отрасли, осведомленность потребителей и участие малого бизнеса. Процесс развития "зеленого" транспорта может быть спланирован поэтапно или стимулирован через поддержку инноваций, включая расширение рыночных сегментов транспорта.

Устойчивый транспорт приносит минимальный ущерб окружающей среде и помогает уменьшить экологические и социальные последствия его использования. В последние годы негативное воздействие транспорта на окружающую среду значительно увеличилось, что подталкивает к активному развитию "зеленого" транспорта, особенно в области электрических автомобилей.

Для достижения необходимых показателей устойчивого развития в секторе "зеленого" транспорта необходимо разработать соответствующую государственную политику. Эта политика должна способствовать внедрению энергоэффективных технологий в транспортных средствах, развитию логистических технологий, снижению частоты и расстояния перевозок, а также увеличению доступности и устойчивости низкоуглеродных видов топлива.

Список литературы

  1. Петренко Л.Д. "Зелёный" транспорт: вызовы и возможности устойчивого развития // МНИЖ. 2021. №7-3 (109). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zelyonyy-transport-vyzovy-i-vozmozhnosti-ustoychivogo-razvitiya.
  2. Шадиметов Ю.Ш., Айрапетов Д.А. Устойчивый транспорт, важнейший аспект современной транспортной политики (Sustainable transport, an essential aspect of modern transport policy) // The scientific heritage No 98 (2022) C. 6-10.
  3. Vita, G. The Environmental Impact of Green Consumption and Sufficiency Lifestyles Scenarios in Europe: Connecting Local Sustainability Visions to Global Consequences / Vita, G.; Lundstrom, J. R.; Hertwich, E. G.; et al. // Ecological Economics, 164, 106322.
  4. Федорова М. В. Оценка общественной эффективности стратегии развития скоростного городского транспорта / М. В. Федорова // Транспортные системы и технологии. №1. C. 26-41.
  5. Шадиметов Ю.Ш., Айрапетов Д.А. Актуальные вопросы ресурсосбережения в сфере автомобильного транспорта путем утилизации автомобильных шин // Polish journal of science № 52, 2022 С. 3-7.
  6. Jin, F. Analysis of the potential demand for battery electric vehicle sharing: Mode share and spatiotemporal distribution / Jin, F.; Yao, E.; An, K. // Journal Of Transport Geography , 82, 102630.
  7. Барханаджян А.Л., Хакимов Р.М., Ибрагимов Б.Д., Собирова Д.К., Абдукаримова Г.У., & Айрапетов Д.А. Проблема использования отходов лакокрасочных материалов и их утилизация // Известия Томского политехнического университета Инжиниринг георесурсов. 2020, №331(9), С. 179–185.
  8. Электромобили (мировой рынок) URL: http://surl.li/lgqvn.
  9. Transport. – [Electronic resource]. – URL: https://www.iea.org/topics/transport.
  10. Клюня В.Л. , Ереминович А.Ю. "Зеленый" транспорт: содержание и тенденции развития Вестник гродненского государственного университета имени Янки Купалы. серия 5.: 2018 Том: 8 Номер: 2 С. 60-67.
  11. Tracking-Transport-2020. – [Electronic resource]. – URL: https://www.iea.org/reports/tracking-transport-
  12. Шадиметов Ю.Ш., Айрапетов Д.А. Экологическая дипломатия в центральной Азии [Электронный ресурс]// Экономика и социум.-2022.№9(100).
  13. Шадиметов Ю.Ш., Айрапетов Д.А. Экологическая безопасность международных транспортных коридоров // Наукосфера. №11 (1), 2022 С.84-89.
  14. Nilsson, M. Governing the electric vehicle transition – near term interventions to support a green energy economy / M. Nilsson, B. Nykvist // Applied Energy. – 2016. – Vol. 179. – P. 1360-1371.
  15. Шадиметов Ю.Ш., Айрапетов Д.А. «Зеленая» энергетика: опыт зарубежных стран, проблемы и перспективы // «Yashil» energetikani amaliyotga tatbiq etish: yutuqlar va muammolar» mavzusida respublika ilmiy-amaliy konferensiyasi materiallari to‘plami 2023 – 247-253 В.
  16. Шадиметов Ю.Ш. Айрапетов Д.А. Транспорт, экология и здоровье. Монография. Ташкент: 2022. 256 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: