УДК 316

Эпидемиологическая ситуация в России сквозь время. Изменилось ли поведение людей

Фатин Макар Данилович – cтудент Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева

Аннотация: В данной статье представлены анализ и сравнение периодов эпидемиологической ситуации в современной России в связи с коронавирусом и эпидемии испанки в период с 1918-го по 1920-й годы в СССР. Представлены актуальные мнения историков и современников. Рассматриваемая тема будет интересна специалистам в области вирусологии, историкам и современному обывателю в целом.

Ключевые слова: эпидемия, коронавирус, испанка, Россия, СССР, вакцина.  

Введение

Из поколения в поколение народы разных стран сталкиваются с эпидемией. Не обошла стороной эта проблема и нас, последние годы стали особенно тяжёлыми для жителей Российской Федерации из-за коронавирусной эпидемии. Под давлением сложившихся обстоятельств и незатухающих волнений вокруг болезни, начали проявляться особенности поведения людей в подобных ситуациях.   

Но, как известно, история циклична, а значит мир переживает подобное не в первый раз. Наиболее известной и относительно недавней является эпидемия испанки с 1917-го по 1920-й годы в СССР. Данная болезнь унесла жизней больше, чем Первая Мировая война и закончилась также внезапно, как и началась. Будучи менее смертельной и более продолжительной, нынешняя эпидемия, казалось бы, мало чем похожа на произошедшую сто лет назад, но так ли это?  

Главным сходством двух эпидемиологических ситуаций с разницей в сто лет является поведение населения страны. Страна находилась в тяжёлом состоянии, и новая крупная проблема должна была оказаться смертельной, но всё оказалось не так. Пришла болезнь с территории Украины того времени, со стороны её власти был сделан необходимый минимум. Заболевшие изолировались на три дня, но карантин не вводился.   

Появившаяся осенью 1917-го, к зиме того же года испанка вошла в полную силу. И это неудивительно, так как ослабленная новой властью медицина совмещалась с полной антисанитарией среди населения. Как и в наши дни, народ отказывался верить в опасность болезни, или в необходимость от неё защищаться. Правительство в свою очередь старалось предотвратить распространение болезни. Для этого публично оглашалось количество заболевших, развивалась пропаганда по борьбе с болезнью. Но, как ни странно, болезнь мало замечали. Больше внимания люди уделяли также бывшему тогда тифу. При этом по данным главного военно-санитарного управления РККА на пике пандемии насчитывалось 587 тысяч заболевших из которых умерло 73,8. [1] Надо также понимать, что за пределами СССР ситуация с испанкой была гораздо хуже. Там ещё продолжалась война, из-за которой и возник термин “испанка” призванный скрывать от военных и гражданского населения правду о новой страшной болезни. Так, например, газеты в Америке старательно умалчивали о любой информации касательно болезни, а служба государственного здравоохранения США не обращала внимания на возникавшие у врачей вопросы. [2] Это отчасти обусловлено тем, что изначально болезнь приняли за другой вид гриппа. Так, например доктор Дэвид Ллойд Клэй из Веллингтона уже пережил эпидемию русского гриппа будучи студентом-медиком в 1889 году и изначально был уверен в собственной подготовленности к новой, но со временем он стал замечать незнакомые ему черты вируса. [3] Так постепенно к людям по всему миру стало приходить осознание масштаба болезни.  

Удивительно то, что имея менее агрессивный вирус с более очевидными симптомами в наши дни, люди не способны справиться с ним по ряду причин. Во-первых, как и во время любой предыдущей эпидемии, люди отказываются соблюдать меры предосторожности, приводя при этом те же аргументы, что и более ста лет назад. Несмотря на явно возросшую в последнее время заболеваемость по-прежнему бытуют мнения, что носить маску бесполезно, равно как и соблюдать меры предосторожности не только для собственной безопасности, но и для безопасности окружающих. Также популярно мнение об опасности вакцинации, хотя всё больше людей прививается, а сама вакцина развивается и обновляется регулярно. Но почему же из поколения в поколение, народ стабильно отказывается соблюдать эти меры? Зачастую причина кроется в недоверии правительству и качеству исполнения вещей даже подобной важности. На данный момент Россия не находится в десятке стран с наибольшим количеством привившихся. В этом списке Россия находится на 95-м месте. Проблемы с доверием в наши дни также связаны с тем, что таким вещам как статистика заболеваний не доверяют по большей части врачи, о чём активно говорится в СМИ. Необходимость в статистике отпадает стоит лишь взглянуть на окружающих нас людей. Со временем люди перестали надевать маски, пользоваться антисептиком, проверять QR-код или температуру на входах торговых центров. Стоит отметить, что со времён вакцин от оспы, когда привилась Екатерина II и всех последующих, подход к прививанию и агитации людей сильно изменился.[4] И это неудивительно, процесс вакцинации в современном мире доброволен и безопасен настолько, насколько это вообще возможно. Проблема в том, что доверие людей не изменилось. Как же с этим бороться? Исправление подобного отношения к вакцинации происходит правильными и честными действиями со стороны правительства и всех причастных к этому людей. Именно из поколения в поколение, вместе с эпидемиями повторяющееся сомнение в действиях правительства и врачей так сильно отдаляет нас от возвращения к спокойной, здоровой жизни.   

Список литературы

  1. Супотницкий М.В. Пандемия «испанки» 1918-1920 гг. в контексте других гриппозных пандемий и «птичьего гриппа» // Журнал Медицинская картотека. – М.: Издательский дом МиР, 2006. – 34 с. 
  2. Барри Дж. Испанка: История самой смертоносной пандемии // Пер. А. Анваера. – М.: Изд-во Альпина Паблишер, 2021. – 760 с. 
  3. Арнольд К. Хроники Испанки: Ошеломляющее исследование самой смертоносной эпидемии гриппа, унесшей 100 миллионов жизней // Пер. А. Шустова. – М.: Изд-во Бомбора, 2021. – 360 с. 
  4. Книга о вакцинации для всех, Институт Роберта Коха (RKI) // Пер. А. Молчанова – М.: Издатель Федеральный центр просвещения в области здравоохранения (BZgA). – 2021. – 80 с. 

Интересная статья? Поделись ей с другими: