УДК 159.99

Особенности ценностных ориентаций курсантов учебных заведений МВД на разных этапах обучения

Богомолова Олеся Викторовна – студентка Тихоокеанского государственного университета Российской Федерации

Аннотация: Статья посвящена особенностям ценностных ориентаций курсантов учебных заведений МВД на разных этапах обучения. Имеющееся в настоящее время разнообразие научных трудов, относящихся к изучению ценностных ориентаций студенческой молодежи, не уделяет должного внимания особенностям ценностных ориентаций курсантов учебных заведений МВД на разных этапах обучения. Ценностные ориентации не имеют единого определения и определяются авторами в большом разнообразии их значения что затрудняет их исследование на практике.  

Ключевые слова: инструментальные ценности, курсанты, направленность личности, терминальные ценности, ценности, ценностные ориентации, этапы обучения.

Проблема ценностных ориентаций является одной из особенно важных в психологической науке, центр ее исследования направлен на человека и общество в целом. Невнимание к проблеме ценностей, нежелание признать ее научно-психологическую значимость не только ослабляет психологию как науку, не только препятствует ее развитию в полной мере, но и подталкивает человеческое общество к равнодушию, к бездуховной погоне за материальными благами, к сопротивлению социума политическим, технологическим и социальным ценностям, к неприятию обязательных моральных правил, к дезорганизации и отрицанию вечных жизненных ценностей.

Проблема исследования состоит в отсутствии систематической организованной работы по формированию ценностных ориентаций у курсантов учебных заведений МВД на разных этапах обучения.

Проблема ценностей и ценностных ориентаций нашла отражение в фундаментальных трудах отечественных ученых: Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Д. А. Леонтьева, В. А. Ядова, А. Г. Здравомыслова, Н. И. Непомнящей, П. И. Пидкасистого, В. А. Сластенина, В. В. Столина, Д. Н. Узнадзе, М. С. Яницкого и др.

Среди зарубежных ученых следует выделить работы следующих исследователей: Р. Инглхарта, К. Клакхона, Б. К. Кудышевой, Г. Олпорта, М. Рокича, Д. Е. Серовайской, А. А. Табуне, В. Франкла, Ш. Шварца и др.

Такие отечественные и зарубежные ученые, как Б. С. Волков, В. Н. Колюцкий, И. С. Кон, И. Ю. Кулагина, Б. Т. Лихачев, Б. Р. Мандель, Т. Д. Марцинковская, В. С. Мухина, И. П. Подласый, Л. Д. Столяренко, Д. Б. Эльконин, Д. Бокум, Ш. Бюлер, Г. Крайг, С. Френе, Э. Эриксон и др., посвятили свои труды особенностям юношеского возраста, а также рассматривали особенности формирования ценностных ориентаций в юности. Глубокий теоретический анализ научной литературы свидетельствует о том, что в связи с большим количеством взглядов на ценностную проблематику в настоящее время нет единого мнения в отношении определений ценностей и ценностных ориентаций, а также их единой структуры.

Цель работы состоит в исследовании особенностей ценностных ориентаций курсантов учебных заведений МВД на разных этапах обучения.

Ценностные ориентации – это индивидуально-психологические образования, сформированные при интериоризации ценностей, а также моральных правил социального окружения, а кроме этого ценностные ориентации индивида, которые формируют непростую иерархическую структуру [3, c. 160].

Для определения ценностных ориентаций курсантов учебных заведений МВД на разных этапах обучения нами была использована методика М. Рокича «Ценностные ориентации». В процессе исследования были опрошены курсанты 1 и 5 курсов учебных заведений МВД.

М. Рокич выделяет две категории ценностей в череде которых терминальные, а также инструментальные [1, c. 73].

При помощи терминальных ценностей можно выделить смысл жизни человека, а также то, что имеет самое важное значение для определенного человека. В качестве примеров терминальных ценностей можно привести: активную жизнедеятельность человека, здоровье, познавательную трудовую деятельность; красоту природы, а также искусство, любовь, творчество и так далее [2, c. 18].

Во время обобщения итогов было установлено то, что самыми значимыми терминальными ценностями для курсантов 1-го курса являются здоровье – 52%, счастливая семейная жизнь – 36 %, а любовь – 32 %.

Для курсантов 5-го курса самыми значимыми терминальными ценностями являются: наличие хороших друзей – 63 %, здоровье – 58 %, счастливая семейная жизнь – 37 %.

Наиболее незначимые терминальные ценности для курсантов 1-го курса это: творчество – 2 %, красота природы, а также искусства – 9 %, всевозможные развлечения – 11 %.

Для курсантов 5-го курса это: красота природы, а также искусства - 2 %, творчество 3 %, познание 4 %.

Помимо этого, терминальные ценности возможно подразделить на определенные содержательные категории, так категория профессиональной самореализации состоит из активной жизнедеятельности, увлекательная трудовая деятельность, общественного признания, а также продуктивной жизнедеятельности; категория личной жизни состоит из: любви, присутствия верных друзей, свободы, а также счастливой семейной жизни. И как результат на основании полученных данных можно сделать вывод о том, что курсанты 1-го курса, в большей степени, ориентированы на свое состояние, личностные ценности, нежели комплекс профессиональных. Курсанты 5-го курса, высоко ценят настоящую дружбу, так же состояние здоровья и семейную жизнь.

В использованной методике есть еще и вторая категория ценностей, то есть инструментальных ценностей, представленных в качестве манеры поведения индивида и его личных предпочтений. В качестве примеров можно привести аккуратность, а также воспитанность, независимость, а кроме этого образованность, чувство ответственности и так далее.

И как результат в череде инструментальных ценностей среди курсантов 1-го можно выделить: воспитанность – 39 %, а также честность – 35 % и кроме этого, самоконтроль – 33 %.

Среди курсантов 5-го курса преобладают следующие ценности: независимость– 53 %, а также твердая воля – 51 %, и кроме этого, рационализм – 49 %.

В череде наиболее незначимых инструментальные ценности для курсантов 1-го можно выделить нетерпимость к недостаткам других – 4%, высокие запросы– 6% и чуткость – 9%.

В череде наиболее незначимых инструментальные ценности для курсантов 5-го можно выделить терпимость – 2%, а также аккуратность – 6%, чуткость - 8 %.

И как результат можно сказать о том, наиболее предпочтительным образом действий для курсантов 1-го курса, является проявление хороших манер, искренность, самодисциплина, значимость держать свое слово. Старшекурсники же, склонны демонстрировать качества, наиболее полезные в работе, ориентированы добиваться своих целей, опираясь на себя, способность настоять на своем, используя собственные интеллектуальные способности и умение расставлять приоритеты.

На основании проведенного исследования в заключении можно сделать следующие выводы.

Несмотря на довольно небольшую разбежку в возрасте, а также равное социальное положение, курсанты 1-го курса и курсанты 5-го по-разному предопределяют свои личные жизненные приоритеты. Так курсанты 1-го курса в большей степени направлены на себя, свои интересы и собственную личную жизнь, а вот курсанты 5-го, аналогично высоко ценящие собственное физическое и семейное благополучие, ярче проявляют интерес к устойчивым и важным качествам, необходимым в профессиональной реализации.

Знание характерных особенностей ценностей курсантов учебных заведений МВД будет полезным во время анализа психологических проблем, а также предоставления психологической помощи тогда, когда основной проблемой курсантов является кризис, который определенным образом связан с ценностной сферой курсанта. В качестве перспективы данной темы является более детальное исследование особенностей ценностных ориентаций курсантов учебных заведений МВД на разных этапах обучения с последующей разработкой рекомендаций по развитию ценностных ориентаций курсантов на разных этапах обучения.

Список литературы

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Лидия Божович. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 400 с.
  2. Щетинина А. А. Ценностные ориентации личности в психологии: теоретический аспект / А. А. Щетинина // Молодой учёный. – 2022. – № 2 (397). – С. 18.
  3. Ярина Е. В. Теоретический анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации» / Евгения Ярина // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2018. – № 5 (61). – С. 160-162.

Интересная статья? Поделись ей с другими: