УДК 159.9
Психологические факторы Я образа профессионала
Осипова Яна Игоревна – аспирант Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова
Аннотация: В данной статье рассмотрены внутренние и внешние факторы, которые влияют на формирование образа я профессионала в процессе трудовой деятельности индивида. Социально-экономическое развитие, конкурентная среда, которую задает современное развитие общества, ставит задачи перед новым поколением. Совершенствование, улучшения модификации личности, регулирование процессов психики их корректировка в среде своей деятельности, смогут помочь будущему специалисту перейти на новый уровень профессионализации. Проблематикой изучения является понимание того, благодаря каким факторам можно создать идеальный образ будущего профессионала.
Ключевые слова: я образ, внутренние факторы, внешние факторы, профессия, деятельность.
Социально-экономические превращения в современном обществе выдвигают повышенные требования к профессиональной подготовке, формирование образованного, профессионально грамотного поколений, дает возможность поднять уровень конкурентно способности специалистов – это в свою очередь обусловливает актуальность исследования психологических особенностей я образа профессионала у будущих специалистов, в том числе изучение психологических факторов Я образа профессионала.
Разные авторы изучают Я образ как обобщенное понятие о самом себе, систему установок, относительно собственной личности, или как «теорию самого себя».
Я образ формируется под влиянием разнообразных влияний внешних факторов, которые чувствует индивидуум. Я образ есть не статическим, а динамическим психологическим образованием.
Формирование, развитие и замена я образа профессионала, обусловлено внутренними и внешними факторами, и связью этих факторов. К внешним факторам относят социальную среду – это семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в состав которых включается личность, у которой есть сильное влияние на развитие Я образа в процессе социализации. К внутренним факторам относят процессы, которые возникают в психике человека. К. Роджерс использовал понятие Я образа для обозначения восприятия человек самого себя [5]. Согласно его виденья Я образ состоит из представлений про собственные характеристики, способности индивидуума, представлений о возможностях его взаимодействиях с другими людьми, с окружающим миром, ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, относительно целей или идей, которые могут иметь позитивную или негативную направленность.
К. Роджерс придает понятию Я образа и другое значение, понимая под Я образом механизм, который контролирует и регулирует поведение индивидуума. При этом Я образ влияет на выбор направления своей активности и как следствие этого дальнейшее профессиональное самоопределение личности [2].
В.С. Мерлин считает, что структура личности состоит из многоуровневой системы общих связей и организации свойств личности. В.С. Мерлин анализирует понятие свойств личности и их психологическое содержание, «для характеристики человека как субъекта деятельности необходимо и вполне достаточно охарактеризовать ее отношение к объекту деятельности... Каждое психологическое свойство особенно выражает отношение к деятельности» [4, с. 180 ].
Отношение к чему то объективно, что находится вне сознания – это отношение к работе, людям, вещам, то есть к определенной стороне деятельности, которая имеет особое значение в социально трудовой деятельности [4]. Согласно виденья В.С. Мерлина, Я образ профессионала – это отношение человека к своему профессиональному пути.
По мнению А.Н. Леонтьева, личность формируется с помощью социальных отношений, в которых индивидуум вступает в свой предмет деятельности. [3]. Категория деятельности субъекта занимает первое место в систематическом процессе личности [3].
Процессом становления личности есть процесс «становления связи системы личностных смыслов» [3, с. 241].
В пределах деятельностного подхода А.Н. Леонтьева важным компонентами Я образа профессионала есть иерархия мотивов, которые образуют смысл, осознаются и реализуются в профессиональной деятельности индивидуума.
То есть внутренние и внешние факторы помогают развитию личности в профессиональной деятельности [3].
С.Л. Рубинштейн автор деятельностного подхода определял, что «человек и его психика формируются в практической деятельности, и потому должны изучаться и корректироваться в основных видах деятельности» [6].
С.Л. Рубинштейн выдвигал положение про то, что будь какое внешнее влияние действует на развитие индивидуума с помощью внутренних факторов, и как у него уже сформировалось раньше под воздействием внешних факторов [6].
Психические свойства формируются и развиваются в процессе деятельности. Существование интересов в определенной отрасли деятельности стимулирует развитие способностей обуславливает успешную работу, и интересы к ней. Я образ профессионала оказывает регулирующее влияние на состояние, деятельность и поведение человека.
Я образ профессионала является интегральным образом реальности, который «фильтрует» текущую информацию с внешних и внутренних источников.
По мнению Л.И. Анцыферовой внутренний источник развития Я образа профессионала есть внутренний мир – это индивидуальный интегрированный, насыщенный модульностями личностных эмоций, осознанный в диалогах с реальным и идеальным собеседниками внешнего мира, в котором дифференцированные функциональные области с разными уровнями значимости.
Внутренний мир имеет наименование нереализованных планов личности, которые ей необходимы реализовывать в будущем [1]. Таким образом Я образ профессионала формируется под влиянием системы психологических внешних и внутренних факторов, которые при гармоничном соотношении и взаимодействии является источником адекватного, эталонного Я образа профессионала.
Список литературы
- Анциферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психол. Журнал, 1993. – Т. 14. № 2. с. 3-16.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986. – 422 c.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Политиздат, 1975. – с. 304.
- Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 480 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблема общей психологии. – М.: Педагогика, 1976. – 416 с.